Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Упрощенная система налогообложения: что важного произошло в минувшем году. Продолжение

Упрощенная система налогообложения: что важного произошло в минувшем году. Продолжение

В предыдущем номере журнала мы обращались к событиям 2009 года, повлиявшим на порядок налогового и бухгалтерского учета. Вспомним о произошедших изменениях и рассмотрим, как отражать в налоговой базе некоторые виды расходов, прошлогодние убытки и как применять налоговые вычеты. Коснемся и такого напряженного момента, как необходимость бухгалтерского учета

28.01.2010
Журнал «Упрощёнка»

В первой части статьи (см. «Упрощенная система налогообложения: что важного произошло в минувшем году» // Упрощенка, 2010, № 1) речь шла:

  • о декларации по единому налогу, которая, начиная с отчета за 2009 год, сдается только за налоговый период и по новой форме;
  • главном налоговом регистре, заполняемом при упрощенной системе;
  • предельных размерах доходов в 2009 и 2010 годах;
  • смене налоговых режимов и объекта налогообложения;
  • случаях, когда организации на упрощенной системе должны уплачивать налог на прибыль, а индивидуальные предприниматели — НДФЛ;
  • поправках, затронувших упрощенную систему на основе патента.

Учет расходов

Данный раздел касается тех, у кого объект налогообложения — доходы минус расходы, при котором налоговую базу можно уменьшить на понесенные затраты (п. 2 ст. 346.18 НК РФ).

Интерес представляет следующий факт. При указанном объекте налогообложения ставка единого налога составляет 15% (п. 2 ст. 346.20 НК РФ), но с 1 января 2009 года региональные власти вправе вводить свои значения — от 15 до 5%, причем для разных категорий налогоплательщиков они могут отличаться. Еще раз подчеркнем, что данное положение, включенное в пункт 2 статьи 346.20 НК РФ Федеральным законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ, распространяется только на «упрощенцев» с объектом доходы минус расходы. Для всех организаций и предпринимателей с объектом налогообложения доходы ставка налога равна 6%.

Первое время оставалось неясным, какую налоговую ставку использовать налогоплательщику, принадлежащему сразу к двум или более льготным категориям с разными ставками. Как заявил Минфин, законодательство не предусматривает применение одним лицом нескольких ставок единого налога (письмо от 02.06.2009 № 03-11-11/96), поэтому рекомендуется исходить из наименьшей величины. Внимание субъектов РФ обращено на то, чтобы в дальнейшем подобные при издании региональных законов недоразумения не повторялись.

Сырье и материалы

Раньше расходы на покупку сырья и материалов при УСН признавались после их оплаты и отпуска в производство или на хозяйственные нужды. Два года назад законодатели пытались исключить второе условие. Так, в редакции подпункта 1 пункта 2 статьи 346.17 НК РФ, утвержденной Федеральным законом от 17.05.2007 № 85-ФЗ, появилась фраза о том, что расходы на покупку сырья и материалов учитываются по мере оплаты. Однако требование об отпуске со склада не было удалено. В результате и в 2008 году они отражались по-прежнему

Наконец, Федеральный закон от 22.07.2008 № 155-ФЗ (далее — Закон № 155-ФЗ) внес соответствующие поправки. С 2009 года стоимость сырья и материалов учитывается непосредственно после расчета с поставщиком.

Рекомендуем статью «Спорный момент: списание сырья и материалов в 2009 году» // Упрощенка, 2009, № 5

Суточные и полевое довольствие

С 2009 года затраты на суточные и полевое довольствие не нормируются. Согласно новой редакции подпункта 13 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ, утвержденной Законом № 155-ФЗ, их полностью включают в налоговую базу. Напомним, что раньше приходилось ограничиваться нормами, установленными Правительством РФ. Сверхнормативные суммы для налогообложения пропадали.

Расходы на обязательное страхование

Вопрос, включать ли в налоговую базу стоимость ОСАГО, стоял давно, но в 2008 году обострился после публикации письма Минфина России от 01.04.2008 № 03-11-04/2/63. В нем указывалось, что ОСАГО — это страхование ответственности, а согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ при УСН отражаются лишь платежи за обязательное страхование работников и имущества. Вывод Минфина неоднозначен, поскольку в статье 929 ГК РФ страхование гражданской ответственности причисляется к имущественному. Кстати, раньше и Минфин, и налоговые органы соглашались с учетом стоимости ОСАГО при налогообложении.

Письма Минфина России от 02.02.2005 № 03-03-02-05/7, УФНС России по г. Москве от 20.11.2006 № 18-11/3/102521 и УМНС России по г. Москве от 16.03.2004 № 21-09/17094

В начале прошлого года все определилось: согласно поправкам, внесенным Законом № 155-ФЗ, в подпункт 7 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ включены расходы на все виды обязательного страхования работников, имущества и ответственности. Но появление Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ (далее — Закон № 213-ФЗ) опять предвещало перемены. С нового года перестала действовать глава 24 НК РФ, посвященная ЕСН, который заменили страховыми взносами во внебюджетные фонды. Указанные взносы необходимо уплачивать и при упрощенной системе. Правда, в 2010 году от применяющих ее по-прежнему требуются только отчисления в ПФР. С 2011 года с выплат сотрудникам придется уплачивать уже взносы во все фонды по следующим тарифам (ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ):

Подробнее можно узнать в статье «Страховые взносы вместо ЕСН: что ждет “упрощенцев”» // Упрощенка, 2009, № 10
  • в Пенсионный фонд — 26%;
  • Фонд социального страхования РФ — 2,9%;
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 2,1%;
  • территориальные фонды обязательного медицинского страхования — 3%.

В итоге согласно обновленному подпункту 7 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ при объекте налогообложения доходы минус расходы удастся относить на расходы взносы:

  • на обязательное пенсионное страхование;
  • обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • обязательное медицинское страхование;
  • обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Как и прежде, суммы включаются в налоговую базу, если они уплачены в соответствии с законодательством.

Перенос убытков

Законом № 155-ФЗ скорректирован и пункт 7 статьи 346.18 НК РФ, который опять же имеет отношение к организациям и предпринимателям, имеющим объектом налогообложения доходы минус расходы. До этого им разрешалось снизить налоговую базу по итогам года на прошлогодние убытки не более чем на 30%. В 2009 году ограничения отменены, то есть базу по единому налогу можно даже обнулить.

Минфин сначала заявлял, что изменения вступают в силу 1 января 2009 года и следует по-новому рассчитывать налог уже за

2008 год (письма от 17.11.2008 № 03-11-04/2/170 и от 31.12.2008 № 03-00-08/44). Между тем пункт 7 статьи 346.18 НК РФ в последней редакции действует лишь с 2009 года, поэтому, на наш взгляд, полностью учесть убытки можно только в налоговой базе за 2009 год. Такого же мнения придерживалась ФНС (письмо от 30.01.2009 № ШС-22-3/83@). Впоследствии к нему присоединился и Минфин (письма от 27.01.2009 № 03-11-11/9, от 28.04.2009 № 03-11-06/2/72, от 07.05.2009 № 03-11-06/2/81 и от 28.09.2009 № 03-11-09/325).

Благодаря поправкам исчезли разногласия о переносе убытков на будущее, если их не захотели отразить в текущем году. Хотя Налоговый кодекс и раньше этого не запрещал, Минфин

был против (письмо от 21.09.2007 № 03-11-04/2/233). Теперь в пункте 7 статьи 346.18 НК РФ прямо указано, что убытки можно целиком или частично отложить на девять следующих лет. Другими словами, налогоплательщики сами выбирают, когда и на сколько уменьшить налоговую базу.

Как было до сих пор, сумма, не списанная в 10-летний срок с момента образования убытка, для налогообложения пропадает. В расчет берутся только убытки, возникшие при упрощенной системе. Ну и, конечно, необходимо хранить документы, которые бы их подтвердили.

Налоговый вычет при объекте налогообложения доходы

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему с объектом налогообложения доходы, расходы не учитывают и налоговую базу на них не уменьшают, хотя до 2010 года были вправе снизить налог к уплате на сумму пенсионных

взносов и пособий по временной нетрудоспособности. В пункт 3 статьи 346.21 НК РФ, в котором об этом говорится, Законом № 213-ФЗ внесены изменения, и в дальнейшем в вычет дополнительно можно включить платежи:

  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • обязательное медицинское страхование;
  • обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Мы упоминали, что налогоплательщики, работающие на упрощенном режиме, должны будут уплачивать взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также на обязательное медицинское страхование лишь с 2011 года. Поэтому в 2010 году к прежним вычетам добавятся только отчисления на случай травматизма.

[/внимание]

На заметку. Изменения коснулись и социальных пособий

В условия, размеры и порядок выдачи пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, установленные федеральными законами от 29.12.2006 № 255-ФЗ и от 19.05.95 № 81-ФЗ, внесены изменения (Закон № 213-ФЗ). Они вступили в силу 1 января 2010 года. Федеральный закон от 31.12.2002 № 190-ФЗ, согласно которому оплачивались больничные листы на предприятиях, где применяется упрощенная система, больше не действует. Теперь независимо от налогового режима пособие за первые два дня нетрудоспособности финансирует работодатель, за остальные — ФСС. Введен иной порядок расчета среднедневного заработка для определения величины социальных выплат, а также отменен верхний предел пособия по уходу за ребенком (6000 руб.) для матерей, отцов, иных родственников или опекунов, застрахованных на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Об этих и других поправках подробно рассказывалось в статье «Расчет социальных пособий в 2010 году» // Упрощенка, 2009, № 10

[/внимание]

Общая сумма, на которую удастся уменьшить единый налог, по-прежнему составит не более его половины. Платежи должны быть внесены в пределах начисленных взносов, а пособия выданы работникам в соответствии с законодательством из средств работодателя.

Бухгалтерский учет

Согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ (далее — Закон № 129-ФЗ) при упрощенной системе организации освобождаются от бухгалтерского учета в полном объеме и ведут его только по объектам основных средств и нематериальных активов, внося показатели в бухгалтерские регистры. Индивидуальные предприниматели не занимаются им независимо от налогового режима.

В 2009 году в ряде писем Минфина утверждалось, что все общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества, применяющие упрощенную систему, должны вести бухгалтерский учет, а также сдавать баланс и отчет о прибылях и убытках в общем порядке, несмотря на льготу, предоставленную Законом № 129-ФЗ (письма от 20.01.2009 № 07-02-06/07, от 13.04.2009 № 07-05-08/156, от 20.04.2009 № 03-11-06/2/67 и от 16.06.2009 № 03-11-06/2/104). Доводом послужило следующее. Закон № 129-ФЗ затрагивает всех юридических лиц, тогда как федеральные законы от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», как и Гражданский кодекс, лишь особые категории юридических лиц, в том числе на упрощенной системе. Три последних документа являются для организаций приоритетными, а в них никаких послаблений, касающихся бухгалтерского учета и сдачи отчетности, нет.

ФНС была не столь категорична (письмо от 15.07.2009 № ШС-22-3/566@). Сославшись на пункт 1 статьи 97, пункт 1 статьи 103 и пункт 3 статьи 91 ГК РФ, а также на некоторые статьи федеральных законов от 26.12.95 № 208-ФЗ и от 08.02.98 № 14-ФЗ, она подтвердила, что общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества, находящиеся на упрощенной системе, обязаны вести бухгалтерский учет, но не сдавать отчетность. Территориальным налоговым инспекциям рекомендовано занять такую же позицию.

Заметим, что ранее Минфин признавал, что при упрощенном режиме бухучет требуется лишь в некоторых случаях. Например, когда:

  • для выплаты дивидендов определяется чистая прибыль и стоимость чистых активов (от 10.01.2006 № 03-11-05/2, от 22.12.2008 № 03-11-04/2/200 и от 17.01.2008 № 03-04-06-01/6);
  • формируются отчетные сведения для акционеров (письмо от 10.01.2006 № 03-11-05/2);
  • бухгалтерский баланс и годовая отчетность печатаются в специализированных изданиях в связи с публичным размещением облигаций и других эмиссионных ценных бумаг (письмо от 18.06.2008 № 07-05-06/137);
  • упрощенная система совмещается с уплатой ЕНВД (письма от 19.03.2007 № 03-11-04/3/70 и от 31.10.2006 № 03-11-04/2/230).
Об этом рассказывалось в статье «В перспективе — обязательный бухгалтерский учет» // Упрощенка, 2009, № 11

С таким подходом мы согласны, а так как бухгалтерский учет нельзя вести от случая к случаю, советуем от него не отказываться. Тем более что в середине прошлого года разработан проект нового закона о бухгалтерском учете, в котором указано, что экономический субъект должен вести бухгалтерский учет, если иное не установлено другими федеральными законами, с момента государственной регистрации до реорганизации или ликвидации. Положение не распространяется:

  • на индивидуальных предпринимателей и частнопрактикующих лиц;
  • филиалы, представительства и другие структурные подразделения фирм, созданных согласно зарубежным законодательствам.

Для организаций на упрощенной системе исключений не предусмотрено. Значит, если Госдума одобрит проект и закон вступит в силу, для них будут действовать общие правила и бухгалтерский учет в полном объеме станет обязательным.

Тем, кто пока решил отражать в бухгалтерском учете только данные об основных средствах и нематериальных активах, важно знать: применяющих упрощенную систему не могут оштрафовать по статье 120 НК РФ за грубое нарушение порядка бухгалтерского учета (п. 3 ст. 4 Закона № 129-ФЗ). Такие организации не ведут бухгалтерский учет в полном объеме, а любые несоответствия в законодательстве трактуются в пользу налогоплательщиков (п. 7 ст. 3 НК РФ).

Отчетность же следует составлять в случаях, оговоренных в федеральных законах от 26.12.95 № 208-ФЗ и от 08.02.98 № 14-ФЗ, но это не означает, что ее нужно подавать в инспекцию. Поскольку обязанность законодательно не закреплена, организацию на упрощенной системе нельзя привлечь к ответственности согласно пункту 1 статьи 126 НК РФ, а ее руководителя — согласно пункту 1 статьи 15.6 КоАП РФ.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Упрощенная система налогообложения (УСН)
  • 21.04.2024  

    На основании заявления налогоплательщика о возврате излишне взысканного налога по УСН налоговым органом была возвращена часть денежных средств, в части остальной истребованной налогоплательщиком суммы налоговым органом были приняты оспариваемые решения о зачете.

    Итог: требование удовлетворено в части, поскольку была нарушена процедура бесспорного взыскания задолженности - не были направлены налогоплательщ

  • 21.04.2024  

    По результатам камеральной проверки предпринимателю предложено уточнить налоговые обязательства с учетом применения общей системы налогообложения путем представления налоговых деклараций с отражением полученных доходов, провести корректировку данных бухгалтерского и налогового учета, уменьшить исчисленный в завышенном размере налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы.

  • 31.03.2024  

    Налоговый орган доначислил единый налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, начислил пени и штраф, сделав вывод о документальном неподтверждении налогоплательщиком расходов.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку доводы налогового органа не подтверждены, представленные налогоплательщиком в ходе камеральной налоговой проверки и в ходе рассмотрения судом дела документы надлежащим образом не были изу


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговое право
  • 09.08.2023  

    Налоговый орган доначислил НДС, налог на прибыль организаций, начислил пени и штраф, сделав вывод о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по хозяйственным операциям с контрагентами.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлена согласованность действий налогоплательщика и его контрагентов, а также направленность их действий на получение налоговой экономии в виде

  • 26.10.2022  

    Налогоплательщик утверждает, что бездействие налогового органа незаконно.

    Итог: дело направлено на новое рассмотрение, так как суд не дал оценки доводам налогоплательщика об отнесении поступивших платежей к категории невыясненных, а также не оценил решения налогового органа об уточнении категории платежей и данные карточки "Расчеты с бюджетом".

  • 24.10.2022  

    Определением приняты обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения.

    Итог: определение оставлено без изменения.


Вся судебная практика по этой теме »