Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Как подготовиться к неизбежному

Как подготовиться к неизбежному

Получить кредит — это задача для малого предприятия, которую можно сравнить разве что с получением диплома о высшем образовании для специалиста. Приготовьтесь к тому, что кредитный инспектор коммерческого банка придет к вам уже на следующий день после оформления заявки

03.10.2008
«Расчет»
Автор: Дмитрий Васильев

Семь раз отмерь

Этот человек хочет знать о вашем предприятии абсолютно все. Гарантии же положительного решения кредитного комитета не даст никакой оракул. Попробуйте просчитать свои шансы заранее и пусть руководство задумается о равноценности овчинки и выделки. Может ли банк дать кредит предприятию-банкроту, все обеспечение которого - четыре скрепки? Теоретически - да. Только это дорого ему обойдется, поскольку требования ЦБ РФ предписывают кредитной организации резервировать от 1 до 100% выданной суммы. В нашем случае, разумеется, резерв достигнет 100%. Если не вдаваться в подробности, означает это вот что: еще несколько подобных кредитов на общую сумму в 25-30% от суммы активов банка, и он сам лишится лицензии. Значит, готовьтесь отвечать его требованиям, равно как и предписаниям Центробанка. Вопросы, связанные с коэффициентами финансовой деятельности, уже неоднократно рассматривались экспертами «Расчета», поэтому остановимся на других нюансах, важных для деловой практики.

Управленческий учет товаров по группе 1Бухгалтерский учет товаров по группе 1
Остаток товара на 01/011000 единиц по 1180 рублей за единицу
Остаток товара на 01/011000 единиц по 1000 рублей за единицу (1180 - НДС 18%)
Продано за квартал 500 единиц по 1500 рублей за единицуПродано за квартал 500 единиц по 1500 рублей за единицу
Финансовый результат 750 000 - 500 × 1180 = 160 000Финансовый результат 750 000 - 500 × 1000 = 250 000
Расхождение в 90 000 рублей при определении бухгалтерской прибыли
Отчетность

Если говорить о документации, то здесь ключевое значение имеют формы 1 (Бухгалтерский баланс), 2 (Отчет о прибылях и убытках) и 5 (Отчет о движении денежных средств), утвержденные приказом Минфина России от 22 июля 2007 г. № 67н. Хорошим подспорьем для проверяющих будет и предоставленное заемщиком аудиторское заключение. Рассмотрим основные показатели, на которые кредитный инспектор обратит внимание в первую очередь.

Теперь проанализируем основные показатели - что за ними стоит и какие их значения ожидает увидеть банк.

Строка 010 от одного отчетного периода к другому должна только увеличиваться. Это свидетельствует о том, что в динамике бизнес растет, и желательно ему продолжать расти раза в два быстрее годовых темпов инфляции.

Значения строк 050 и 140 ни при каких условиях не должны быть отрицательными. Иначе рентабельность по выручке и по чистой прибыли рассчитывать не придется, и кредитный рейтинг вашей организации сразу станет меньше, нежели вам хотелось бы.

Однако бывает, что некоторые неудовлетворительные, по мнению банка, показатели тоже можно объяснить. Руководство ИФНС придерживается мнения, что не все расходы следует относить на уменьшение прибыли, и некоторые из них отражаются по строке 100. Это может быть, например, взнос за право торговли в гипермаркете, без уплаты которого невозможно начинать поставки. Зачастую его значения достигают 6000-10 000 евро. С одной стороны, без него фирма не начнет получать доход от реализации, но с другой - его действительно нельзя признать расходом. Значит, готовьте расшифровки строки 100, ведь вам придется объяснять, почему у вашего предприятия убытки по форме 2, а в налоговом учете фигурирует выплата налога на прибыль.

Форма 5 говорит о динамике движения денежных потоков. Разумеется, для динамично развивающего предприятия эта величина должна расти от одного отчетного периода к другому. Далее мы рассмотрим, какие показатели позволяют рассчитать бухгалтерский баланс организации.

Дебиторка, кредиторка и залоги

Кредитные инспекторы обязательно проверят вашу дебиторскую и кредиторскую задолженность. Ей следует быть ликвидной. Но гораздо важнее то, что она должна быть реальной. То есть поставщиками, например, должны быть настоящие производители или официальные дистрибьюторы, а не однодневки. Их реальность могут подтвердить реальные договора купли-продажи, а не заезженные до зубной боли «рыбы». Соответственно, и кредиторам своим вы тоже должны реально платить, а не закрывать договора долгосрочными векселями - подобные схемы неизбежно вызовут подозрение проверяющих.

Что касается товарно-материальных ценностей, то здесь анализируются показатели в динамике с целью определения неснижаемого количества товарных остатков - последние могут быть переданы в обеспечение кредита. Однако в этом качестве ни при каких условиях не может выступить неликвид, распродать который в критический ситуации не удастся. То есть придется доказать, что товар есть, что он в обороте, но может послужить и залогом. Обычно банкиры требуют такую форму отчета:

Вы, разумеется, можете попытаться эту информацию извлечь из бухгалтерской или складской программы, однако не торопитесь снабжать ею кредитных инспекторов, ведь им не нужны данные бухучета.

В этом случае руководству придется дать добро на раскрытие истинной стоимости товаров, а не той, которая указана в приходных накладных, так что и остаток товара придется показать реальный. Более того, придется подгонять бухгалтерский учет товаров под управленческий, что несомненно приведет к изменению финансовых показателей предприятия, причем не в лучшую сторону. Отразим это на схеме:

Вывод: одни цифры придется подгонять под другие - и скорее всего это будет корректировка бухгалтерского и налогового учета в соответствии с управленческим. Это может привести к искажению отчетности по прибыли, зато позволит задекларировать нужные товарные остатки. Кроме того, приготовьтесь, что эта отчетность со дня получения кредита может стать оперативной до безобразия, поскольку для пересчета товарных остатков кредитные контроллеры могут явиться, предупредив вас об этом за 3 часа 30 декабря, когда сотрудники и руководство практически уже сидят за праздничным новогодним столом, а через 2 часа отчетность с товарными остатками у них должна уже быть.

Основные средства - это более выгодный залог, поскольку их дальнейшая перепродажа не планируется по определению. Рассмотрим, однако, по какой стоимости отражаются на счете 01 ваши, к примеру, залоговые компьютеры, и как их оценят банкиры. Предположим, что срок их полезного использования составляет 36 месяцев согласно Классификатору 2002 года.

Алгоритм проверки стоимости основных средств будет, скорее всего, таким:

  • Перечень основных средств, подлежащих залогу.
  • Дата выпуска изделия.
  • Балансовая стоимость.
  • Правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности (договор поставки и накладная ТОРГ-12).
  • Платежные документы об оплате.
  • Инвентарные карточки основных средств, акты ввода в эксплуатацию и акты приема-передачи.
  • Гарантийные талоны и обязательства. Их специально запрашивают, чтобы проверить, реален ли ваш поставщик основных средств, и не происходит ли в этом случае банальная капитализация расходов. «Однодневка» таких документов не предоставляет, и если на вашем предприятии имела место подобная «оптимизация», рассмотрите с руководством вопрос о целесообразности предоставления ненужной информации представителям сторонней финансовой организации.

К сожалению, для банка неактуальны многие ваши активы, которые устаревают и рыночная их стоимость давно уже ниже бухгалтерской. Впрочем, существует актив, который составляет здесь исключение - НЕДВИЖИМОСТЬ. Уж тут-то диаграмма примет совершенно другой вид.

И еще одна деталь: кроме перечисленных выше документов, для рассмотрения залога потребуется свежая выписка из БТИ и кадастровый номер объекта недвижимости.

Остаток товара
на 01/01. Ед/руб
Приход
за 01/01
Расход
за 01/01
Остаток товара
на 02/01
Приход
за 02/01
Расход
за 02/01
Остаток товара
на 03/01
Товар 1      
Товар 2      
Товар 3      
Товар 4      
Товар N      
Напоследок о творческом поиске себя

Нередки случаи, когда кредитные инспекторы предлагают организациям слегка подкорректировать отчетность под требования ЦБ. Например, сделать убыточный год прибыльным согласно отчетности в форме 2 и подделать штамп налоговой. Нетрудно догадаться, куда ведет дорога, вымощенная столь «благими» намерениями. Правильно - в тюрьму.

Форма 2
№ стр.КодЗа отчетный период
010Выручка нетто 
050Прибыль (убыток) от продаж 
140Прибыль (убыток) до налогообложения 

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Специальные налоговые режиы (УСН, ЕНВД и т.п.) - удалить
  • 30.08.2007   Столовая для личного состава находится на охраняемой конвоем территории зоны учреждения и обслуживает исключительно сотрудников учреждения, доступ иных граждан в столовую и их питание в ней исключается, целью деятельности столовой не является извлечение прибыли.
  • 30.07.2007   Продаваемые карты экспресс-оплаты, sim-карты не могут выступать в качестве имущества, используемого в целях перепродажи в рамках заключаемых договоров купли-продажи в сфере розничной торговли, поскольку они не отвечают признакам товара, определенным ст. 38 НК РФ
  • 27.07.2007   Налоговикам не удалось убедить первую и кассационную инстанции в правильности рассмотрения вопроса о переводе на ЕНВД конкретно по каждому объекту, в котором осуществляется деятельность, подлежащая налогообложению ЕНВД.

Вся судебная практика по этой теме »

Малый бизнес
  • 17.09.2013  

    В силу положений п. 9 ст. 346.29 НК РФ в случае, если в течение налогового периода у налогоплательщика произошло изменение величины физического показателя, налогоплательщик при исчислении суммы единого налога учитывает указанное изменение с начала того месяца, в котором произошло изменение величины физического показателя. При этом корректировка размера площади торгового зала в сторону уменьшения  должна быть подтверждена соответственно правоустанав

  • 20.03.2013  

    Суды установили, что в 2009 году документально подтвержденные расходы налогоплательщика от предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению по общеустановленной системе, за рассматриваемый налоговый период превысили полученный предпринимателем от указанной деятельности доход, следовательно, налоговая база НДФЛ и ЕСН за 2009 год отсутствует.

  • 02.01.2013  

    Суды обоснованно учли, что гл. 26.2 НК РФ не содержит запрета на включение в состав расходов затрат, связанных с ремонтом основного средства, приобретенного физическим лицом до его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Из материалов дела следует и налоговым органом не оспаривается, что спорные затраты понесены ИП после приобретения им статуса индивидуального предпринимателя и документально подтверждены.


Вся судебная практика по этой теме »