Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Фатальная ошибка

Фатальная ошибка

Плательщики налога на добавленную стоимость уже привыкли, что налоговые органы всегда предъявляют претензии к порядку оформления счетов-фактур. При проведении камеральных и выездных проверок инспектора прежде всего обращают внимание на наличие всех реквизитов в счете-фактуре, потому что в соответствии со ст. 169 НК РФ именно этот документ является основанием для предоставления налогового вычета

01.08.2008
ЭЖ «Юрист»
Автор: НАТАЛЬЯ КОПТЕВА, АДВОКАТ, Г. НОВОСИБИРСК

С 2002 года начала формироваться судебная практика по вопросу предоставления вычета по НДС на основании дефектных счетов-фактур. Первые дела рассматривались судами не в пользу налогоплательщиков, присутствовал формальный подход - несоответствие реквизитов счета-фактуры, предъявленного налогоплательщику обязательным реквизитам, установленным налоговым законодательством, приводило к отказу в предоставлении вычетов по налогу. Такая практика существовала недолго, арбитражные суды многих округов приходили к мнению, что технические ошибки, допущенные при оформлении счета-фактуры, но впоследствии исправленные, не могут быть основанием для отказа в предоставлении вычета. Суды стали учитывать экономическую основу налога. Важно, чтобы налог, указанный в счете-фактуре, был уплачен налогоплательщиком, который претендует на вычет. Можно с уверенностью сказать, что суды определились со своей позицией по подобным спорам уже к 2005 году. Однако имеются отдельные судебные округа, которые в силу меньшей экономической активности хозяйствующих субъектов столкнулись с подобными спорами позже, и в них не успела сформироваться позиция по подобным делам.

В феврале 2008 года в судебной практике появилось дело, где налогоплательщик, находящийся на территории Восточно-Сибирского судебного округа, не смог убедить все судебные инстанции в том, что технический дефект, допущенный контрагентом-поставщиком при оформлении счета-фактуры и впоследствии исправленный, не является основанием для отказа в предоставлении вычета по НДС.

В 2007 году была проведена выездная налоговая проверка ООО «Тыварыбхоз», которое осуществляет деятельность на территории субъекта РФ - Республики Тыва. Решением налогового органа общество было привлечено к налоговой ответственности за неполную уплату НДС, доначислена сумма налога к уплате и начислены пени. Общая сумма претензий налогового органа к обществу составила более 2 млн рублей.

Основанием для начисления налога, штрафа и пеней послужил тот факт, что налоговым органом при проведении выездной налоговой проверки не были приняты в качестве основания по предоставлению налогового вычета по НДС счета-фактуры, выставленные контрагентом ОАО «Нефрас». Причина была банальная: в счетах-фактурах поставщик на протяжении двух лет указывал ИНН, который принадлежал директору общества, а не обществу, другие реквизиты счетов-фактур были верными. Налоговый орган провел встречную проверку, по результатам которой было установлено, что общество состояло в отношениях с поставщиком, приобретало товар, рассчитывалось за него, уплачивало в составе цены НДС. Тем не менее этот факт налоговый орган во внимание не принял, и было решено лишить общество вычетов по налогу.

До вынесения решения по итогам налоговой проверки поставщик представил обществу исправленные счета-фактуры, но исправления были внесены путем замены счетов-фактур на новые. Налоговый орган не принял к рассмотрению счета-фактуры, в которых устранена ошибка, так как, по их мнению, в счета-фактуры внесены не исправления, а поставщиком выданы дубликаты счетов-фактур с верным ИНН общества.

Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд, надеясь на его защиту, так как сложившаяся в других регионах судебная практика указывала на то, что претензии налогового органа в подобных случаях не обоснованны.

Арбитражный суд Республики Тыва рассмотрел заявление налогоплательщика и пришел к выводу, что налоговый орган прав - законодательство не предусматривает замену счетов-фактур.

Третий арбитражный апелляционный суд решение суда первой инстанции оставил в силе, указав при этом, что при определении порядка исправления счетов-фактур необходимо учитывать положения Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 №914 и Закона № 129 ФЗ «О бухгалтерском учете». Апелляционная инстанция сочла, что заявителем ООО «Тыварыбхоз» не соблюден установленный порядок внесения изменений в спорные счета-фактуры. Порядок внесения изменений в счета-фактуры путем переоформления не предусмотрен законодательством. Кроме того, обществу было указано на то, что исправленные счета-фактуры можно предъявить для предоставления вычета в периоде их исправления.

ФАС ВСО оставил судебные акты суда первой и апелляционной инстанций в силе, указав, что основанием для предоставления налогового вычета является счет-фактура, оформленный надлежащим образом, переоформленные счета-фактуры не могут являться основанием для применения налогового вычета.

Судебные инстанции всех судебных округов, кроме ФАС ВСО, уже несколько лет признают за налогоплательщиками право вносить изменения в счета-фактуры как путем исправления, так и путем замены на новые счета-фактуры.

В Постановлении ФАС ЗСО от 05.03.2007 №Ф04-924/2007(31885-А81-14) было указано, что, поскольку представленные в счета-фактуры оформлены надлежащим образом и в соответствии с требованиями ст. 169 НК РФ, они не могут расцениваться как нарушающие положения названной статьи Кодекса. Арбитражным судом обоснованно не приняты доводы налогового органа, потому что налогоплательщиком предъявлены к вычету суммы налога в том периоде, в котором возникло право на применение налогового вычета, при этом законодательство не содержит положений о применении вычета в периоде, в котором были внесены исправления в счета-фактуры (см. также постановления ФАС ЗСО от 16.08.2006 №Ф04-5071/2006(25337-А67-41, ФАС ЗСО от 05.05.2006 № Ф04-2168/2006(21258-А75-25, ФАС СЗО №А52/ 1136/2003/2, ФАС ДВО от 26.12.2003 №Ф03-А51/03-2/3098, ФАС СЗО от 09.10.2006 № А56-59963/2005, ФАС МО от 10.09.2007 № КА-А40/9217-07).

Полагая, что принятые по делу судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении норм права, ООО «Тыварыбхоз» 10 июня 2008 года обратилось в ВАС РФ с надзорной жалобой. Теперь остается ждать, какое мнение выскажет Высший суд по данному делу.

ВАС РФ Определением от 22.04.2008 №5536/08 уже указывал, что положения п. 2 ст. 169 Кодекса не исключают право налогоплательщика на применение налоговых вычетов и возмещение налога после устранения нарушений, допущенных его поставщиками при составлении и выставлении счетов-фактур. ВАС РФ поддержал позицию судов, что положения главы 21 НК РФ не содержат запрета на внесение изменений в неправильно оформленные счета-фактуры или замену такого счета-фактуры на документ, оформленный в соответствии с действующими нормами налогового законодательства.

Важно отметить, что в Определении ВАС РФ от 24.03.2008 № 615/08 о передаче дела в Президиум ВАС РФ уже было отмечено, что позиция ФАС ВСО является ошибочной в части отказа налогоплательщику в предоставлении вычета по НДС. Указав, что исправленные счета-фактуры можно принимать к вычету в периоде их выставления, а не исправления, 6 июня 2008 года Президиум ВАС РФ рассмотрел дело и отменил постановление ФАС ВСО. К сожалению, указанные определения суда были изданы уже после вынесения судебных актов по рассматриваемому делу.

Действительно, глава 21 НК РФ не содержит запрета на внесение изменений в неправильно оформленные счета-фактуры путем их замены на счета-фактуры, оформленные в соответствии с действующими нормами права. В рассматриваемом случае налогоплательщик представил в счета-фактуры, оформленные надлежащим образом до принятия решения по результатам выездной налоговой проверки, и счета-фактуры соответствовали требованиям ст. 169 НК РФ, поэтому они не могли расцениваться как нарушающие положения налогового законодательства.

Позиция ФАС ВСО не учитывает, что при определении права налогоплательщика на предоставление налогового вычета неправомерно ссылаться на нормативные акты Правительства РФ, в данном случае - на Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 и Законом «О бухгалтерском учете». Согласно ст. 1 НК РФ законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Статья 4 НК РФ указывает, что Правительство РФ в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Пункт 8 ст. 169 указывает Правительству РФ только устанавливать порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж, а не определять порядок изменения счетов-фактур, порядок их замены.

Вычеты предоставляются на основании налогового законодательства в смысле ст.1 НК РФ, а не нормативных актов Правительства РФ или Закона «О бухгалтерском учете».

Остается надеяться, что данное дело будет пересмотрено в порядке надзора до того, как общество будет признано банкротом, потому что удовлетворить претензии налогового органа общество не в состоянии, а налоговый орган уже обратился в суд с заявлением о признании должника банкротом, возбуждено производство по делу.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться