Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Организационная структура предприятия: что это такое, виды

Организационная структура предприятия: что это такое, виды

Чем крупнее бизнес, тем сложнее руководителю самостоятельно контролировать все процессы внутри компании и взаимодействовать с внешним миром. Как результат — появление организационной структуры: заместителей, линейных руководителей, а также отделов, филиалов и прочих подразделений. Расскажем, зачем нужна оргструктура, какой она бывает и по каким принципам создается.

13.06.2023
Автор: Алексей Крайнев, Михаил Пархоменко

Что такое организационная структура предприятия

Это схема взаимодействия подразделений, отделов и сотрудников компании. Оргструктура отражает иерархию и состав организации, а также функции, права и обязанности руководителей и других работников.

Другими словами, организационная структура показывает, как построено внутреннее взаимодействие в компании. А именно: кто принимает решения; кто и как ставит сотрудникам задачи; кто и за что отвечает; кто, с кем и по каким правилам взаимодействует.

Для чего компании нужна организационная структура

Основная задача — построить понятную внутреннюю схему работы организации и координировать действия персонала. При помощи организационной структуры устанавливаются зоны ответственности, то есть определяется, кто отвечает за выполнение той или иной задачи.

Также оргструктура помогает распределить обязанности сотрудников, устранить дублирование функций, убрать переработки и «недозагрузку». Грамотно построенная схема показывает, для каких задач в компании нет квалифицированных кадров, и какие работники перегружены. Это позволяет отделу кадров вовремя озаботиться поиском дополнительного персонала. В тоже время оргструктура помогает оптимизировать штат за счет сокращения «избыточных» сотрудников. Кроме того, стройная структура компании дает возможность каждому работнику видеть перспективы карьерного роста: как по вертикали, так и по горизонтали (через расширение компетенций).

Наконец, еще одна функция организационной структуры — фиксация правил коммуникации внутри компании. Она дает представление о порядке подчиненности. Другими словами, становится ясно, на каком уровне должны приниматься те или иные решения, и как информация передается в то или иное подразделение или должностному лицу.

Виды организационных структур управления

Традиционно выделяют четыре основных вида: линейная (функциональная), линейно-функциональная, дивизиональная и матричная. Остановимся на каждом из них подробнее.

Линейная (функциональная) структура

Это самый простой вариант. Он предполагает, что в компании есть единоличный руководитель. Ему напрямую подчиняются линейные руководители. А каждый из них, в свою очередь, имеет в подчинении рядовых сотрудников.

Схема линейной структуры может выглядеть следующим образом:

 

Линейная структура может строиться по разным принципам: зонам ответственности (отдел кадров, бухгалтерия, отдел продаж) или выполняемым функциям (маркетинг, производство, логистика, финансы). В последнем случае, как правило, усиливается горизонтальное взаимодействие между подразделениями, что приводит к расширению полномочий линейных руководителей. Эту разновидность линейной структуры иногда называют функциональной.

Линейно-функциональная структура

Она предполагает наличие еще одного управленческого звена — функциональных руководителей, которые напрямую взаимодействуют с генеральным директором. При этом у них в подчинении есть линейные руководители. Например, финансовый директор руководит главным бухгалтером, начальниками отдела кадров и планово-экономического отдела. А директор по продажам — начальниками отделов розничных продаж, оптовых продаж и работы с госорганами.

Таким образом, схема усложняется:

Дивизиональная структура

Для нее характерна еще более разветвленная система взаимодействия. По сути, внутри организации создается несколько самостоятельных «подкомпаний» — дивизионов, руководители которых получают значительные полномочия.

Как правило, дивизионы выделяются по территориальному признаку. Хотя, в крупных компаниях могут существовать и на одной территории. Также возможно деление по видам продукции или рынкам сбыта. Юридически дивизионы могут оформляться как филиалы или представительства, либо как обособленные подразделения.

Покажем на примере:

Далее внутри каждого подразделения (дивизиона) может выстраиваться своя организационная структура по линейному или линейно-функциональному принципу.

При необходимости дивизиональную структуру можно масштабировать. Например, если у организации из нашей схемы есть подразделения не только в Москве, Екатеринбурге и Краснодаре, но и в других городах центрального, уральского и южного федеральных округов, то могут быть созданы дивизионы по этим округам. Руководители таких подразделений будут подчиняться генеральному директору. А в состав «окружных» дивизионов будут входить подразделения, расположенные в городах (со своими отделами и сотрудниками). У каждого такого подразделения будет свой руководитель, подчиняющийся директору дивизиона.

Матричная структура

Это сочетание линейной (или линейно-функциональной) и дивизиональной оргструктур. При этом в рамках матричной структуры происходит множественное подчинение. То есть, один и тот же сотрудник может получать указания не только от своего непосредственного руководителя, но также и от иных лиц, на которых возложено ведение того или иного проекта.

Получается следующая схема:

Справка

Матрица может строиться по различным принципам: проектам, рынкам, ключевым продуктам и т.д.

Примеры организационных структур

Выбор организационной структуры зависит от множества факторов: вида и целей бизнеса, территории деятельности, количества и качества персонала. На практике часто встречаются комбинированные структуры. Речь идет о ситуации, когда в рамках одной организации в зависимости от ее текущих потребностей и особенностей одновременно применяются линейные, дивизиональные и матричные структуры в различном сочетании. Это позволяет учесть особенности компании и максимально использовать преимущества различных структур управления.

Приведем несколько примеров реальных организационных структур.

Рекламное агентство (средний бизнес)

Небольшая IT-компания (разработка и продажа ПО)

Принципы построения оргструктуры

Основных принципов четыре. Перечислим их:

1. Простота. Необходимо стремиться к минимальному количеству уровней управления.

Внимание!

Слишком большое количество уровней управления негативно влияет на скорость принятия решений и их эффективность. А слишком малое ведет к перегрузке руководителя и также снижает эффективность.

2. Эффективность. Оргструктура должна способствовать достижению максимальных результатов с минимальными затратами (человеческими, финансовыми, временны́ми).

3. Экономичность. Структура управления не должна требовать чрезмерных ресурсов.

4. Гибкость. Оргструктура должна быть способна видоизменяться с учетом потребностей бизнеса.

Для достижения оптимального результата при построении оргструктуры нужно:

  1. Определить обязанности (зоны ответственности) каждого подразделения.
  2. Определить обязанности (зоны ответственности) руководителей и сотрудников каждого подразделения.
  3. На основе анализа данных, полученных на предыдущих этапах, исключить дублирующие функции. Это можно сделать через объединение должностей и (или) перераспределение обязанностей.
  4. Установить численность работников, которые будут находиться в подчинении каждого руководителя.
  5. Зафиксировать прямое и функциональное подчинение на всех уровнях компании, начиная с нижнего и заканчивая уровнем генерального директора.

Важно

Некачественное распределение обязанностей и зон ответственности между подразделениями, руководителями и исполнителями снижает эффективность. Ведь в этом случае сотрудники выполняют задачи вне рамок своих компетенций, отделы перегружены или, наоборот, простаивают. При этом одна и та же задача может одновременно выполняться несколькими ответственными лицами.

Также важно учитывать масштаб управляемости. Он зависит от того, какие функции выполняют подчиненные. Если это различные функции, то масштаб управляемости составляет до 7 человек; если схожие функции — до 20 человек, а если одинаковые — до 40 человек. Превышать эти нормы без снижения эффективности управления можно за счет использования различных информационных и IT-решений.

Бухгалтерия онлайн

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться