
Аналитика / Налогообложение / Порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль каждого обособленного подразделения и головной организации
Порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль каждого обособленного подразделения и головной организации
Для расчета удельного веса необходимо использовать те расходы на оплату труда, которые поименованы в ст. 255 НК РФ
15.03.2023Российский налоговый порталОтвет подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена
Ответ прошел контроль качества
Федеральное государственное бюджетное учреждение в пределах области имеет 23 обособленных подразделения. Уведомление об исчислении и уплате налога на прибыль по месту нахождения одного из подразделений не предоставлялось, п. 7 ст. 259 НК РФ не применяется.
Как определить налоговую базу по налогу на прибыль каждого обособленного подразделения и головной организации?
1. Чтобы определить налоговую базу по налогу на прибыль каждого обособленного подразделения и головной организации, нужно рассчитать долю прибыли, приходящуюся на обособленное подразделение (головную организацию), используя два показателя (п. 2 ст. 288 НК РФ):
1) среднесписочную численность работников (ССЧ) или расходы на оплату труда. Организация закрепляет в учетной политике, какой показатель (ССЧ или РОТ) она применяет. В течение налогового периода изменить это решение нельзя (четвертый абзац п. 2 ст. 288, ст. 313 НК РФ);
2) остаточную стоимость амортизируемого имущества.
Часть прибыли, приходящаяся на каждое обособленное подразделение (головную организацию), согласно п. 2 ст. 288 НК РФ рассчитывается по формуле:
Пп = Порг х (У1 + У2) : 2,
где
Пп - прибыль, приходящаяся на обособленное подразделение (головную организацию);
Порг - налогооблагаемая прибыль в целом по организации;
У1 - удельный вес ССЧ работников или расходов на оплату труда соответствующего обособленного подразделения (головной организации) в аналогичном показателе по всей организации (ССЧ работников либо расходов на оплату труда);
У2 - удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества соответствующего подразделения (головной организации) в остаточной стоимости амортизируемого имущества всей организации (п. 1 ст. 257 НК РФ).
Если налогоплательщик ведет раздельный учет доходов и расходов для определения налоговой базы, к которой применяются отличные от установленных абзацами первым-третьим п. 1 ст. 284 НК РФ налоговые ставки, то определение указанной доли прибыли осуществляется применительно к каждой такой налоговой базе.
2. В части расчета удельного веса ССЧ отметим следующее.
Для определения удельного веса среднесписочной численности (ССЧ) работников обособленного подразделения (головной организации) необходимо определить фактический показатель ССЧ за отчетный (налоговый) период по каждому обособленному подразделению и в целом по организации.
Определение удельного веса ССЧ работников производится по формуле:
У = ССЧподр : ССЧорг,
где
У - удельный вес ССЧ работников обособленного подразделения (головной организации);
ССЧподр - среднесписочная численность работников обособленного подразделения за отчетный (налоговый период);
ССЧорг - среднесписочная численность работников в целом по организации за отчетный (налоговый период).
Подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Удельный вес среднесписочной численности работников в целях налогообложения прибыли.
3. В части расчета удельного веса расходов на оплату труда обратите внимание на следующее.
Удельный вес расходов на оплату труда обособленного подразделения (головного офиса) рассчитывается по формуле:
У = РОТподр : РОТорг,
где
У - удельный вес расходов на оплату труда обособленного подразделения (головной организации);
РОТподр - расходы на оплату труда работников обособленного подразделения за отчетный (налоговый период);
РОТорг - расходы на оплату труда работников в целом по организации за отчетный (налоговый период).
Для расчета удельного веса необходимо использовать те расходы на оплату труда, которые поименованы в ст. 255 НК РФ и учтены организацией в данном отчетном (налоговом) периоде в соответствии с выбранным методом признания доходов и расходов (кассовым методом или методом начисления).
При этом НК РФ не урегулировано, можно ли для расчета удельного веса на оплату труда включать расходы, произведенные за счет бюджетных средств.
Однако учитывая тот факт, что расходы, произведенные за счет бюджетных средств (средств целевого финансирования), не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль (подп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251, п. 1 ст. 252, п. 17 ст. 270 НК РФ), по нашему мнению, для расчета удельного веса расходов на оплату труда работников необходимо брать те расходы, которые осуществлены за счет средств приносящей доход деятельности.
Конкретный порядок закрепляется в учетной политике для целей налогообложения.
4. В части удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества отметим следующее.
Пунктом 1 ст. 256 НК РФ установлено, что амортизируемым имуществом в целях главы 25 НК РФ признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 руб.
Основываясь на положениях п. 2 ст. 288, п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ, по нашему мнению, при определении доли среднегодовой стоимости амортизируемого имущества обособленного подразделения в общей стоимости амортизируемого имущества учреждения берется остаточная стоимость амортизируемых основных средств, приобретенных за счет средств от приносящей доход деятельности (смотрите подробнее в ответе на Вопросе: Порядок определения доли среднегодовой стоимости амортизируемого имущества обособленного подразделения в общей стоимости амортизируемого имущества учреждения (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2022 г.)).
При этом в расчете учитывается остаточная стоимость только основных средств. Остаточная стоимость иного амортизируемого имущества (нематериальных активов, капитальных вложений в форме неотделимых улучшений в арендованное имущество) при определении этого показателя не учитывается (письма Минфина России от 23.05.2014 N 03-03-РЗ/24791, от 06.10.2010 N 03-03-06/1/633).
Определение удельного веса имущественного показателя производится по формуле:
Уим = ИМподр : ИМорг,
где
Уим - удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества обособленного подразделения (головной организации);
ИМподр - остаточная стоимость амортизируемого имущества обособленного подразделения за отчетный (налоговый) период;
ИМорг - остаточная стоимость амортизируемого имущества в целом по организации за отчетный (налоговый) период.
При расчете средней (среднегодовой) остаточной стоимости амортизируемого имущества используются данные налогового, а не бухгалтерского учета (п. 2 ст. 288, п. 1 ст. 257 НК РФ). Для определения остаточной стоимости амортизируемого имущества организация вправе использовать данные бухгалтерского учета, если амортизацию в налоговом учете она начисляет нелинейным методом (девятый абзац п. 2 ст. 288 НК РФ).
5. В учетной политике для целей налогообложения необходимо прописать:
1) какой показатель ССЧ или расходы на оплату труда применяются для расчета доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение (головную организацию);
2) при выборе в пользу показателя расходы на оплату труда необходимо определить, какая сумма расходов включается в расчет, в частности, осуществленная только за счет средств приносящей доход деятельности или за счет средств приносящей доход деятельности и субсидий из соответствующего бюджета;
3) В соответствии с п. 7 ст. 259 НК РФ театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, вправе не применять общий порядок амортизации, предусмотренный ст. 259 НК РФ, в отношении объектов амортизируемого имущества, за исключением объектов недвижимого имущества. Расходы этих учреждений культуры и искусства по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества и расходы, осуществленные в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств, осуществленные за счет средств от приносящей доход деятельности, признаются в составе материальных расходов в полной сумме по мере ввода соответствующих объектов в эксплуатацию.
Если учреждение примет решение применять этот порядок признания расходов, то его следует утвердить в учетной политике для целей налогообложения.
Так как театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, не исчисляют и не уплачивают авансовые платежи, а налоговую декларацию представляют только по истечении налогового периода (календарного года) (п. 3 ст. 286, п. 2 ст. 289 НК РФ), то расчет доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение (головную организацию), осуществляется за налоговый период.
Темы: Полезная информация для налогоплательщика  Бухгалтерская отчетность  
- 14.12.2022 Объявлен старт XVIII Всероссийского конкурса «Правовая Россия»
- 30.06.2022 Расширен перечень сведений реестра МСП – получателей господдержки
- 07.06.2022 Объявлены победители XVII Всероссийского конкурса «Правовая Россия»
- 07.03.2023 Обновлены формы отчетности НПФ, сроки и порядок их представления в ЦБ РФ
- 27.12.2022 Каждый второй бухгалтер не знает как правильно оформить больничный
- 21.07.2021 Бухучет для ИП обязанность или право?
- 11.05.2023 Обязанность применения ФСБУ 25/2018 для компании арендатора
- 04.05.2023 Особенности подачи уведомления об участии в ИО
- 14.12.2022 Как исключить должность из штатного расписания и ввести новую должность?
- 10.05.2023 Дата подписания годовой бухгалтерской отчетности – о чем важно помнить
- 17.03.2023 ФНС предложила сократить количество отчетов для работодателей
- 21.12.2022 Какими проводками в бухгалтерском учете формируется резерв под обесценение материалов, товаров и признание убытка от их обесценения?
- 31.05.2023
Покупатель по
договору купли-продажи приобрел транспортное средство. Продавец заявил, что он вынужден был уплатить транспортный налог в результате несвоевременной постановки покупателем транспортного средства на регистрационный учет.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку не доказано, что продавец после продажи транспортного средства снял его с регистрационного учета, а потому установлено,
- 24.05.2023
Истец указывает,
что ему было необоснованно отказано в предоставлении справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, а также справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку заявителем не доказано нарушение его прав и законных интересов оспариваемыми действиями.
- 03.05.2023
Определением задолженность
по уплате налогов и пеней, включенная в реестр требований кредиторов должника, признана общим обязательством должника и его супруги, поскольку установлено, что обязательство перед налоговым органом возникло в том числе в результате неуплаты налога на имущество, приобретенное должником в целях осуществления предпринимательской деятельности и по общему правилу являющееся общей совместной собственност
- 03.05.2023
Определением частично
удовлетворено заявление вновь утвержденного конкурсного управляющего и у бывшего конкурсного управляющего истребованы реестр текущих платежей, база 1С, бухгалтерские регистры и карточки счетов за период исполнения последним своих обязанностей, при этом в понуждении вновь утвержденного конкурсного управляющего принять имущество должника отказано. Дополнительным определением истребованы также копии правоу - 27.02.2023
Обществом было
допущено искажение сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и бухгалтерском учете, налоговой отчетности, в результате сокрытия объекта налогообложения.Итог: в удовлетворении требования отказано ввиду наличия у налогового органа правовых оснований для принятия решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогово
- 27.02.2023
О признании
договоров на оказание услуг по анализу финансового состояния и управлению финансовой деятельности предприятия, на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности, заключенных должником, недействительными.Итог: дело передано на новое рассмотрение, поскольку не установлены все фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора.
- 01.06.2023 Письмо Минфина России от 18.05.2023 г. № 03-04-05/45148
- 02.05.2023 Письмо Минфина России от 10.03.2023 г. № 03-04-05/19896
- 02.05.2023 Письмо Минфина России от 14.04.2023 г. № 03-04-05/33945
- 10.05.2023 Письмо Минфина России от 21.03.023 г. № 07-02-11/24227
- 04.05.2023 Письмо Минфина России от 31.03.2023 г. № 07-02-11/28593
- 04.05.2023 Письмо Минфина России от 07.04.2023 г. № 07-01-09/31211
Комментарии