Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Компания нашла переплату по страховым взносам за прошлые годы. Можно теперь временно взносы не платить?

Компания нашла переплату по страховым взносам за прошлые годы. Можно теперь временно взносы не платить?

Зачет излишне уплаченной суммы налога представляет собой сокращение налогового обязательства плательщика на будущий период.

27.10.2021
Российский налоговый портал

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ситдиков Ирек

Ответ прошел контроль качества

Может ли организация не уплачивать взносы на обязательное социальное страхование (2,9%), если выявлена переплата за 2018 год при реорганизации путем присоединения другой организации (в 2018 году присоединенной организацией не производился взаимозачет по начисленным взносам и расходам на ОСС, взносы полностью уплачивались в бюджет), если по справке ИФНС о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам сумма переплаты у организации-правопреемника имеется?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Организация вправе не уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование, если за десять рабочих дней до срока уплаты этих страховых взносов ею будет подано заявление на зачет излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей по страховым взносам.

Обоснование позиции:

В соответствии с п. 2 ст. 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

В силу п. 4 ст. 57 ГК РФ при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица, следовательно, с этого момента происходит переход прав и обязанностей.

С учетом п. 10 ст. 50 НК РФ правопреемство предполагает переход права на возврат излишне уплаченных реорганизуемым лицом сумм налогов, то есть на момент правопреемства право на возврат должно быть у реорганизуемого лица. Если на момент реорганизации реорганизуемое лицо утратило право на обращение с заявлением в налоговый орган по причине истечения трехлетнего срока с момента уплаты налога, а также утратило право на обращение с заявлением в суд по причине истечения срока с момента, когда оно узнало или должно было узнать об излишней уплате налога, то право на возврат к правопреемнику не переходит в связи с отсутствием самого права.

Зачет излишне уплаченной суммы налога представляет собой сокращение налогового обязательства плательщика на будущий период и влечет недополучение бюджетом соответствующих сумм налоговых платежей, подлежащих уплате. Возврат излишне уплаченного налога заключается в изъятии из бюджета ранее уплаченных сумм налога, сбора и пеней.

Следовательно, по своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется, и фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика.

Данный вывод соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 23 августа 2005 года N 5735/05.

Так, в силу п. 3 ст. 8 НК РФ под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней и штрафов.

Согласно подп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ.

При этом в соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.02.2006 г. N 11074/05, право налогоплательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет, что подтверждается определенными доказательствами: платежными поручениями налогоплательщика, инкассовыми поручениями (распоряжениями) налогового органа, информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм налога.

Таким образом, излишне уплаченной или взысканной суммой налога (взноса) может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета (фонда) денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога (сбора) за определенные налоговые периоды (постановление Пятнадцатого ААС от 28.06.2021 N 15АП-9671/21 по делу N А32-16337/2020).

Отметим, что возврат и зачет сумм страховых взносов, уплаченных после 01.01.2017, осуществляются в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных пп. 1.1 и 6.1 ст. 78 НК РФ (письмо Минфина России от 01.03.2017 N 03-02-07/2/11564).

Так, согласно п. 1.1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда РФ, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.

При этом зачет излишне уплаченных сумм по инициативе налоговых органов возможен только в счет погашения недоимки (задолженности) налогоплательщика (п. 5 ст. 78 НК РФ).

Соответственно, зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей по страховым взносам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет плательщика страховых взносов) плательщика страховых взносов по решению налогового органа (п. 4 ст. 78 НК РФ, письмо Минфина России от 16.05.2017 N 03-15-07/29348).

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено НК РФ (п. 7 ст. 78 НК РФ). При этом сам по себе факт реорганизации не лишает организацию права на зачет налоговой переплаты.

Зачет суммы излишне уплаченных взносов в счет погашения недоимки, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы взносов (п. 5 ст. 78 НК РФ).

Таким образом, для зачета переплаты по страховым взносам в счет предстоящих платежей необходимо заявление плательщика, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты взносов. Самостоятельно зачесть указанную переплату в счет предстоящих платежей по страховым взносам налоговый орган не в праве.

Согласно абзацу второму п. 4 ст. 78 НК РФ решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение десяти дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

О принятом решении налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику в течение пяти рабочих дней со дня вынесения соответствующего решения (п. 9 ст. 78 НК РФ, п. 3.2.4 Методических рекомендаций по ведению информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам, утвержденных приказом ФНС России N ММ-3-1/683@). Форма сообщения утверждена приложением 4 к приказу ФНС России от 14.02.2017 N ММВ-7-8/182@.

Таким образом, если налогоплательщик планирует зачесть переплату в счет предстоящего платежа (начисления), ему следует учитывать срок принятия решения налоговым органом, и, соответственно, заявление о зачете следует подавать не позднее чем за десять рабочих дней до наступления установленного срока уплаты страхового взноса, и это при условии, что у налогоплательщика есть сведения, подтверждающие переплату, или проведена сверка расчетов.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Облагаемые выплаты сотрудникам
  • 28.06.2023  

    Выявив, что общество занизило базу по страховым взносам на сумму среднего заработка, выплаченного работникам за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, Фонд доначислил ему страховые взносы, пени и штраф.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку установлено, что указанные выплаты носят характер государственной поддержки, направлены на компенсацию потерь заработка гражд

  • 29.03.2023  

    Отделение сделало вывод о том, что при установленном работникам общества режиме неполного рабочего времени выплаченное им пособие по уходу за ребенком приобрело характер дополнительного материального стимулирования к заработной плате.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку режим неполного рабочего времени не может рассматриваться как мера, позволяющая продолжать уход за ребенком и повлекшая

  • 23.01.2023  

    Региональное отделение Фонда социального страхования РФ утверждает, что листок нетрудоспособности по уходу за ребенком был выдан отцу, однако на момент его выдачи такой уход осуществляла мать, получая ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку факт наступления страхового случая доказан; тот факт, что отец не осуществлял уход за больным ребенком, не подт


Вся судебная практика по этой теме »

Порядок уплаты страховых взносов
  • 27.03.2024  

    Орган Фонда пенсионного и социального страхования указывает на совершение обществом правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку пропущен срок на обращение в арбитражный суд.

  • 04.02.2024  

    Фонд пришел к выводам о преднамеренном приеме работника на работу перед наступлением страхового случая, о несоответствии профессии и должности диплому об образовании, о невозможности осуществлять физический труд.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку факт создания страхователем искусственной ситуации, направленной на неправомерную выплату страхового обеспечения, не доказан.

  • 13.12.2023  

    Налоговый орган доначислил страховые взносы, начислил пени и штраф, сделав вывод о занижении налогоплательщиком базы для исчисления страховых взносов в связи с использованием схемы ухода от налогообложения в виде подмены трудовых отношений на гражданско-правовые.

    Итог: в удовлетворении требования отказано в части признания недействительным решения, поскольку фактически налогоплательщиком создана схема, на


Вся судебная практика по этой теме »