 
                Аналитика / Налогообложение / Списание векселя: порядок налогового учета
Списание векселя: порядок налогового учета
Вексель относится к ценным бумагам, не обращающимся на организованном рынке ценных бумаг
03.03.2021Российский налоговый порталОтвет подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Цориева Зара
Ответ прошел контроль качества
Организация по решению руководства списывает вексель (счет 58) ранее срока погашения за счет нераспределенной прибыли прошлых лет (счет 84).
Необходимо ли данную операцию отражать в Листе 05 декларации по налогу на прибыль "Расчет налоговой базы по налогу на прибыль по операциям, финансовые результаты которых учитываются в особом порядке"?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если не вдаваться в основания списания векселя с баланса организации, то в таком случае у организации-векселедержателя не возникает дохода в целях исчисления налога на прибыль, а значит, формально и оснований для заполнения Листа 05 Декларации.
Обоснование вывода:
Вексель относится к ценным бумагам, не обращающимся на организованном рынке ценных бумаг (письмо Минфина РФ от 14.02.2006 N 03-03-04/2/32). В части налогообложения прибыли при выбытии ценных бумаг следует руководствоваться положениями ст. 280 и ст. 329 НК РФ.
Так, доходы организации-векселедержателя от операций по реализации или от иного выбытия ценных бумаг (в том числе от погашения или частичного погашения их номинальной стоимости) определяются исходя из цены реализации или иного выбытия ценной бумаги, а также суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной налогоплательщику покупателем, и суммы процентного (купонного) дохода, выплаченной налогоплательщику эмитентом (векселедателем) (п. 2 ст. 280, ст. 329 НК РФ).
Для целей обособленного расчета налоговой базы по операциям с ценными бумагами в декларации по налогу на прибыль организации, утвержденной приказом ФНС России от 23.09.2019 N ММВ-7-3/475@ (далее - Декларация), предусмотрен Лист 05 "Расчет налоговой базы по налогу на прибыль организаций по операциям, финансовые результаты которых учитываются в особом порядке (за исключением отраженных в приложении 3 к Листу 02)".
При этом в соответствии с п. 16.3 Порядка заполнения Декларации по строке 010 указывается сумма дохода от выбытия, включающая выручку от реализации, выбытия (в том числе погашения) векселя.
Как видим, возникновение дохода при выбытии векселя, а также необходимость заполнения Листа 05 Декларации непосредственно связаны с фактом получения экономической выгоды от его реализации или погашения (частичного погашения).
Однако несмотря на то, что обязанность по уплате налогов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, регламентируются налоговым законодательством (п. 1 ст. 2 НК РФ, ст. 2 ГК РФ, постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2005 N 9-П), налоговые обязательства лиц являются прямым следствием их деятельности в экономической сфере и потому неразрывно с ней связаны. Возникновению налоговых обязательств, как правило, предшествует вступление организации в гражданские правоотношения, т.е. налоговые обязательства базируются на гражданско-правовых отношениях либо тесно с ними связаны (постановления КС РФ от 13.03.2008 N 5-П, от 22.06.2009 N 10-П, смотрите также письмо Минфина России от 13.01.2020 N 03-03-06/1/567).
В рассматриваемом случае организация не предъявляет вексель к погашению и не реализует (передает) его. По решению руководства организации имеет место списание данного финансового вложения с учета за счет средств нераспределенной прибыли в никуда, что, на наш взгляд, методологически не верно.
Однако, если не вдаваться в основания списания векселя с баланса организации, можно сделать вывод, что в таком случае у организации-векселедержателя не возникает налогооблагаемого дохода в целях исчисления налога на прибыль, а значит, формально и оснований для заполнения Листа 05 Декларации.
К сведению:
В обязанности территориальных налоговых органов входит осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства (включая обязанность уплачивать законно установленные налоги), в том числе посредством выездных и камеральных налоговых проверок (п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 32, п. 1 ст. 82, ст. 87 НК РФ). В частности, в рамках указанных мероприятий производится доказывание обстоятельств, предусмотренных п. 1 ст. 54.1 НК РФ, и (или) факта несоблюдения условий, предусмотренных п. 2 ст. 54.1 НК РФ (п. 5 ст. 82 НК РФ, письмо ФНС России от 30.11.2018 N ЕД-4-2/23197).
Так, в силу положений ст. 54.1 НК РФ не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика. Кроме того, основной целью операции не может быть неуплата (неполная уплата) налога. При доказанности умышленности действий налогоплательщика, направленных на неуплату налога, налоговые обязательства, возникшие в результате таких действий, корректируются в полном объеме (письмо ФНС России от 16.08.2017 N СА-4-7/16152@).



