Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Налоговики будут «закрывать» недействующие ИП

Налоговики будут «закрывать» недействующие ИП

До сих пор в Законе № 129-ФЗ[1] были предусмотрены лишь правила принудительного закрытия налоговиками недействующих юридических лиц. Основания и процедура такого закрытия (напомним) прописаны в ст. 22.1 названного закона[2]. В отношении недействующих ИП подобные правила отсутствовали, то есть налоговики были не вправе закрыть такие ИП. Однако с сентября 2020 года они получат подобные полномочия. В Законе № 129-ФЗ появится ст. 22.4, регламентирующая порядок исключения недействующих ИП из ЕГРИП на основании решения налогового органа. Соответствующие поправки внесены Федеральным законом от 12.11.2019 № 377-ФЗ[3] (далее – Закон № 377-ФЗ). Подробности – далее

29.01.2020
Автор: Новикова Е.А., эксперт журнала

Основания для принудительного закрытия ИП. 

Пунктом 1 ст. 22.4 Закона № 129‑ФЗ определено, что предприниматель признается фактически прекратившим свою деятельность (то есть недействующим) в случаях, если к моменту принятия регистрирующим органом (ИФНС) соответствующего решения одновременно соблюдаются следующие условия.

1. Истекло 15 месяцев с даты окончания действия патента или ИП в течение последних 15 месяцев не представлял документы отчетности, сведения  о расчетах, предусмотренные налоговым законодательством РФ.

Полагаем, что речь в данном случае идет о налоговой отчетности, которую конкретный ИП должен представлять в инспекцию, в том числе как работодатель, но не представил в течение последних 15 месяцев, предшествующих моменту принятия ИФНС соответствующего решения[4].

Отметим: в приведенном условии не уточнен объем налоговой отчетности, которую ИП не представит в течение 15 месяцев. В связи с этим непредставление даже одной формы налоговой отчетности в течение указанного периода времени формально влечет за собой риск признания ИП недействующим и последующего его исключения из ЕГРИП (конечно, при выполнении второго условия).

Добавим, что непредставление ИП отчетности во внебюджетные фонды (в частности, СЗВ-СТАЖ, СЗВ-М, 4-ФСС) не является основаниям для признания его недействующим и последующего исключения из реестра.

2. ИП имеет недоимку и задолженность в соответствии с налоговым законодательством РФ.

Напомним: согласно ст. 11 НК РФ под недоимкой понимается сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный налоговым законодательством срок. Понятие «задолженность» Налоговым кодексом не определено, но в налоговых нормах термин «задолженность», как правило, применяется к неуплаченным налоговым пеням и штрафам.

Таким образом, еще одно основание для признания ИП недействующим и последующего его исключения из ЕГРИП – наличие у него на момент принятия соответствующего решения ИФНС недоимки по налогам (сборам, страховым взносам) и задолженности по налоговым пеням и штрафам.

Причем из этого следует, что за ИП на указанную дату должны одновременно числиться и недоимка, и задолженность. Вариант «или» (то есть наличие либо недоимки, либо задолженности) законодателем в настоящее время не предусмотрен (!). И не оговорен размер недоимки (задолженности) – значит, поводом для закрытия ИП может стать любая недоимка или задолженность.

Остается надеяться, что в дальнейшем законодатели уточнят моменты, касающиеся недоимки (или задолженности), имеющейся у ИП на момент принятия решения о признании его недействующим. При наличии одновременно всех указанных в п. 1 ст. 22.4 Закона № 129‑ФЗ условий ИФНС примет решение о предстоящем исключении недействующего ИП из реестра (п. 2 названной статьи).


Принудительное закрытие ИП. К сведению.

До 01.09.2020 исключить ИП из реестра без его заявления можно только по решению суда (например, при банкротстве) или в случае, если у иностранного гражданина, являющегося предпринимателем, аннулирован документ на право проживания в Российской Федерации (или закончился срок его действия).


Поскольку новая ст. 22.4 Закона № 129‑ФЗ вступает в силу с 01.09.2020, очевидно, ИФНС сможет ее применить сразу с этой даты, если к тому моменту оба условия в отношении ИП будут соблюдены.

Процедура закрытия ИП.

Принятое ИФНС решение о предстоящем исключении ИП из реестра должно быть опубликовано в порядке, установленном п. 3 ст. 21.1 Закона № 129‑ФЗ (п. 3 ст. 22.4 данного закона). То есть налоговики должны опубликовать в журнале «Вестник государственной регистрации» решение в течение 3 дней с момента его принятия.

Одновременно с решением о предстоящем исключении ИП из реестра должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим предпринимателем, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего предпринимателя из ЕГРИП, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

 

Такие заявления должны быть мотивированы и поданы в  течение  месяца со дня опубликования решения ИФНС. Заявления подаются в произвольной форме (п. 4 ст. 22.4 Закона № 129‑ФЗ)[5]. Они могут быть направлены или представлены в ИФНС следующими способами (п. 6 ст. 9 Закона № 129‑ФЗ):

– лично (при предъявлении документа, удостоверяющего личность лица, подающего возражения);

– через представителя ЮЛ (при предъявлении нотариально заверенной доверенности или ее копии);

– почтовым отправлением (подлинность подписи заинтересованного физического лица или уполномоченного представителя заинтересованного ЮЛ в этом случае должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке);

– в электронной форме по каналам ТКС[6].

К сведению Заинтересованные лица могут отслеживать информацию, касающуюся исключения недействующих ИП из ЕГРИП, в журнале «Вестник государственной регистрации», а также посредством обращения к сведениям, содержащимся в названном реестре, и направлять возражения относительно предстоящего исключения предпринимателя. Это следует из Письма ФНС России от 02.04.2019 № ГД‑18‑14/208@.


К сведению.

Заинтересованные лица могут отслеживать информацию, касающуюся исключения недействующих ИП из ЕГРИП, в журнале «Вестник государственной регистрации», а также посредством обращения к сведениям, содержащимся в названном реестре, и направлять возражения относительно предстоящего исключения предпринимателя. Это следует из Письма ФНС России от 02.04.2019 № ГД‑18‑14/208@.


Если поступили подобные заявления, ИФНС в силу п. 4 ст. 22.4 названного закона не вправе принять решение об исключении ИП из реестра.

Если в указанный срок заявления не направлены или не представлены, ИФНС исключит недействующего ИП из реестра путем внесения в него соответствующей записи (п. 5 ст. 22.4 Закона № 129‑ФЗ).

Однако кредиторы или иные лица, чьи права и законные интересы будут затронуты в связи с исключением предпринимателя из ЕГРИП, смогут обжаловать такое решение в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (п. 6 ст. 22.4 Закона № 129‑ФЗ). Обжалование осуществляется в судебном порядке. Причем само по себе обращение заинтересованных лиц в суд в этот срок не означает, что исключение предпринимателя из ЕГРИП будет признано неправомерным.


Обратите внимание.

После исключения ИП из ЕГРИП по решению налогового органа физическое лицо согласно новой редакции п. 4 ст. 22.1 Закона № 129‑ФЗ (действует с 01.09.2020) не сможет вновь зарегистрироваться в качестве ИП в течение 3 лет со дня исключения его из ЕГРИП по этой причине.


[1]Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

[2]Напомним: исключение из ЕГРЮЛ организации возможно в том случае, если она в течение 12 месяцев не сдавала налоговую отчетность и не осуществляла операций хотя бы по одному банковскому счету.

[3]«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[4]Напомним: в отношении ЮЛ этот срок равен 12 месяцам (п. 1 ст. 22.1 Закона № 129-ФЗ).

[5]В отношении ЮЛ действует иной срок, 3 месяца, и предусмотрен специальный бланк заявления, утв. Приказом ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@ (п. 4 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ).

[6]В этом случае заявление должно быть подписано посредством электронной подписи. Если это не будет сделано, ИФНС вправе оставить его без рассмотрения. Это следует из Письма ФНС России от 28.03.2018 № СА-4-9/5832@.

Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение, №1, 2020 год

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налогоплательщики. Все о правах и обязанностях
  • 21.02.2018  

    Законодательство о налогах и сборах не содержит запрета подачи повторной жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение нижестоящего налогового органа, если для этого имеются обстоятельства, которые ранее не были предметом исследования и оценки вышестоящего налогового органа.

  • 20.12.2014  

    Неверное указание предпринимателем кода бюджетной классификации в платежном поручении на перечисление налога не является основанием считать его неисполнившим или ненадлежаще исполнившим обязанность по уплате налога. Суд указал, что исполнение обязанности по уплате налогов не может зависеть от правильности указания КБК в платежном поручении.

  • 26.10.2014  

    Установив, что истребованная обществом бухгалтерская отчетность должника в указанный перечень не входит, суды пришли к выводу об отсутствии у налогового органа нормативно предусмотренной обязанности по представлению взыскателю запрашиваемой информации и налоговой отчетности, составляющих согласно ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну.


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
  • 07.12.2016  

    Когда налогоплательщик обнаруживает ошибки в прошлых налоговых периодах, которые не привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, обязанность подавать уточненные налоговые декларации за предыдущие периоды отсутствует; корректировка налоговой базы текущего периода исключает подачу уточненных налоговых деклараций за период совершения ошибки, поскольку необходимая информация о налоговых обязательствах будет зафи

  • 05.05.2016   Налоговый орган должен представить бесспорные доказательства, подтверждающие, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения инспекции о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
  • 14.05.2014  
В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза (ч. 3 ст. 52 ТК ТС). Суд апелляционной инстанции установил, что решение от 30.01.2013 г. о вне
Вся судебная практика по этой теме »