
Аналитика / Налогообложение / Поступления в бюджет от алкоголя сократятся впервые с начала 2000-х
Поступления в бюджет от алкоголя сократятся впервые с начала 2000-х
В этом году впервые с начала 2000-х государство недосчитается «алкогольных» денег. Как следует из данных ФНС, в первой половине 2015 года в бюджет поступило на 22 млрд руб. меньше акцизных выплат, чем годом ранее
25.08.2015Доходы падают
Несмотря на то что с 2012 года производство спиртных напитков, включая пиво, в России неизменно падало, доходы бюджета от уплаты алкогольных акцизов ежегодно росли (см. инфографику). Выпадение объемов, с которых уплачивается акцизный сбор, компенсировалось ростом ставки акциза.
К примеру, в 2014 году ставка акциза на производство крепкого алкоголя выросла на 25%, до 500 руб. за 1 л чистого спирта в конечном продукте (100 руб. за бутылку водки объемом 0,5 л). Результатом стало повышение цен и падение производства водки на 22,3%, до 66,6 млн дал. Тем не менее рост ставки смог нивелировать рекордное падение рынка. Доходы бюджета от «водочных» денег по итогам года все равно выросли на 7,4%, до 143,2 млрд руб.
В 2015 году правительство решило не повышать алкогольные акцизы, заморозив ставки до 2017 года. Такое решение Минфин объяснил необходимостью сократить разрыв в стоимости алкогольной продукции в России и других странах Таможенного союза. К началу 2015 года разница в розничной стоимости водки и других алкогольных напитков в странах ЕврАзЭс достигла двукратного значения. Это привело к росту нелегального импорта дешевой водки из Белоруссии и Казахстана в Россию. По данным заместителя председателя комитета Госдумы по экономполитике и предпринимательству Виктора Звагельского, доля казахской водки в структуре продаж в некоторых приграничных областях достигла 67%.
Но заморозка акцизных ставок привела к сокращению поступления средств в бюджет. Как следует из информации на официальном сайте ФНС, за первое полугодие 2015 года государство получило от производителей и импортеров алкоголя 132,7 млрд руб. Это на 14% меньше, чем за тот же период 2014 года (154,5 млрд руб.).
Особенно заметно сократились поступления от импорта алкоголя — на 42,1%, до 8,8 млрд руб. (годом ранее импортеры принесли в бюджет более 15 млрд руб.). Это падение связано со снижением объемов импорта. По данным Федеральной таможенной службы, импорт водки в первом полугодии 2015 года в Россию сократился более чем в три раза (до 5,1 млн л), вина — на 38,5% (до 68 млн л), рома, виски и джина — на 37,3% (до 12,6 млн л). Импортеры объясняют снижение ростом рублевых цен на продукцию из-за девальвации и последующим падением продаж.
Доходы бюджета от акцизных отчислений российских производителей алкоголя также снизились — на 11,1%, до 123,8 млрд руб. По данным Росстата, производство водки в стране в первом полугодии 2015 года выросло на 4,8% (до 27,5 млн дал), а коньяка на 10,5%, до 3,1 млн дал. Но это не помогло сохранить поступления в бюджет. Сборы от производства крепкого алкоголя (свыше 9% содержания спирта) упали на 11,3% (до 57,5 млрд руб.), от производства пива — на 9,3% (до 60,7 млрд руб.). Больше денег стали приносить отечественные виноделы, но их доля в общем вкладе производителей алкоголя в бюджет невелика — около 3%. За шесть месяцев 2015 года виноделы заплатили в бюджет 3,7 млрд руб. (на 7,6% больше, чем годом ранее).
Производители и регулятор против Минфина
«Алкогольных акцизов по итогам 2015 года будет собрано с российской и импортной продукции менее 300 млрд руб., падение к 2014 году составит 7–9%», — прогнозирует директор отраслевого агентства ЦИФРРА Вадим Дробиз. По мнению эксперта, и с пива, и с крепкого алкоголя государство до конца года не доберет по 10% к прошлогодним показателям. «Кризис усугубляет ситуацию на рынке — платежеспособность населения в 2015 году резко упала, и даже пресловутое снижение минимальной розничной цены на водку до 185 руб. не дало позитивного эффекта с точки зрения «обеления» водочного рынка и возвращения денег из нелегального сектора в бюджет», — отмечает он.
Пресс-служба Министерства финансов отказалась дать прогноз по сбору алкогольных акцизов в 2015 году, вероятность снижения поступлений ведомство также не комментирует. Но планов по пересмотру акцизной политики в связи с падением доходов от производства и импорта алкогольной продукции «в настоящее время нет», заявил представитель Минфина.
В подготовленных министерством, но еще не утвержденных правительством «Основных направлениях бюджетной политики на 2016–2018 годы» запланировано, что после окончания в 2017 году «акцизной заморозки» ставка акциза будет расти на уровень предполагаемой инфляции — на 4,6% в 2017 году и на 5% в 2018 году. По прогнозу Минфина, за счет индексации в 2018 году поступления от акцизов в бюджет увеличатся на 29,7 млрд руб., говорится в документе.
Планы по дальнейшему увеличению акцизов на крепкий алкоголь не поддерживает регулятор — Росалкогольрегулирование (РАР). В докладе по итогам деятельности ведомства в 2014-м и первой половине 2015 года (есть в распоряжении РБК) подчеркивается, что предложенное Минфином повышение в 2017–2018 годах акциза на водку не приведет к росту доходов бюджета. «Рост ставки акциза в 2014 году привел к сокращению не только темпов роста начислений и поступлений акцизов в бюджет, но и объемов производства легальной продукции и росту доли нелегального рынка», — отмечают авторы доклада.
Крупные водочные производители и вовсе настаивают на радикальном снижении акцизной ставки, аргументируя свою позицию невозможностью конкурировать с нелегальными производителями при высокой налоговой нагрузке. «С текущим размером акциза наша самая продаваемая недорогая водка «Беленькая» в федеральных сетях стоит около 300 руб., для массового потребителя это довольно дорого», — говорил в интервью РБК совладелец компании «Синергия» Александр Мечетин. Цена в 200 руб., по его мнению, была бы «более приемлема, но это возможно сделать, лишь снизив ставку акциза с 500 руб. за литр чистого спирта до 300 руб.».
«Я считаю, что поднимать ставку водочного акциза — нерациональный путь, — говорит вице-президент компании Roust (бренды «Русский стандарт», «Зеленая марка» и др.) Игорь Косарев. — Даже Минфин не оспаривает того, что объем нелегального рынка крепкого алкоголя огромен». В этой ситуации государству следует принять меры, чтобы увеличить собираемость налогов с той части рынка, которая сейчас находится в тени, а не «придушивать легальных производителей, которым сейчас приходится непросто», — считает он.
- 25.03.2025 Минфин и Минздрав рассмотрят акциз на чипсы и их запрет
- 20.03.2025 В РФ хотят ввести акциз на чипсы и запретить их продавать детям
- 10.10.2024 В декларацию по акцизам на спирт внесли изменения
- 10.06.2025 Госдума приняла во втором чтении поправки в федеральный бюджет на 2025 год
- 10.06.2025 Резиденты ОЭЗ «Липецк» перечислили в бюджет региона 2,4 млрд рублей налогов за 2024 год
- 03.06.2025 Сбор налогов в бюджет Кубани вырос на 13% и достиг 520 млрд рублей
- 19.06.2024 ГД приняла поправки в Бюджетный кодекс, распределяющие поступления от акцизов
- 10.04.2024 ГД приняла закон о снижении акцизов на игристые вина и спецмарках на табак
- 05.04.2024 Бывший производитель Coca-Cola заплатил 3 млрд рублей акциза за напитки
- 11.06.2025 Дефицит бюджета РФ может вырасти до 4,4 трлн рублей: чем это грозит экономике
- 04.06.2025 Бюджеты регионов РФ за I квартал остались в плюсе — несмотря на замедление экономики
- 06.02.2025 Взносы бизнеса в январе превысили годовой план: поступают средства от покинувших рынок РФ компаний
- 15.03.2025
Налоговым органом
доначислены НДС, налог на прибыль, налог на прибыль с доходов иностранных организаций, акцизы в связи с выводом о завышении обществом налоговых вычетов при исчислении акцизов, невыполнении обществом как налоговым агентом налоговых обязательств по налогу на прибыль при выплате "пассивного" дохода иностранной организации, предъявлении к вычету НДС и расходов в целях исчисления налога на прибыль в результате н - 09.02.2025
Налоговый орган
начислил налог на прибыль, НДС, акцизы, штраф по ч. 3 ст. 122 НК РФ, ссылаясь на завышение расходов, уменьшающих сумму доходов от реализации товара, создание обществом с участием спорных контрагентов схемы ухода от налогообложения, документооборот и расчеты между ними носят формальный характер и не направлены на ведение реальной хозяйственной деятельности.Итог: в удовлетворении требования
- 03.12.2023
Налоговый орган
доначислил акцизы, ссылаясь на нарушение обществом требований пп. 4 п. 1 ст. 183 и п. 2 ст. 184 НК РФ.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом не произведена совокупная уплата налогов за три календарных года в размере не менее 2 миллиардов рублей и не предоставлена банковская гарантия, в связи с чем основания для освобождения от уплаты акцизов отсутствуют.
- 06.02.2023
О признании
незаконными действий управления Федерального казначейства по субъекту РФ по возврату исполнительного листа и возложении обязанности принять к исполнению данный исполнительный лист.Итог: требование удовлетворено, поскольку ошибочное указание в резолютивной части решения на взыскание с администрации задолженности за счет средств казны муниципального образования не является препятствием для его
- 23.01.2023
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику (МУП) налог на прибыль, пени и штраф, выявив, что он неправомерно учел в составе расходов амортизационные начисления в отношении имущества, переданного ему в хозяйственное ведение (в отношении водопроводных и канализационных сетей).Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что право на амортизацию имущества у налогоплательщика отсутств
- 23.11.2022
Министерство установило
факт нецелевого использования учреждением бюджетных средств (вместо осуществления за счет средств субсидии расходов, связанных с приобретением основных средств, не включенных в нормативные затраты, связанные с выполнением государственного задания, учреждение направило эти средства на погашение кредиторской задолженности), и предписанием вменило учреждению в обязанность перечислить денежные средства в
- 14.01.2025 Письмо Минфина России от 25.03.2024 г. № 03-05-06-04/26598
- 07.10.2024 Письмо Минфина России от 23.09.2024 г. № 03-13-05/91160
- 06.03.2024 Письмо Минфина России от 20.02.2024 г. № 03-13-06/14993
- 11.01.2023 Письмо Минфина России от 21.11.2022 г. № 03-07-07/113412
- 10.11.2016 О внесении изменения в статью 217 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О единовременной выплате пенсионерам»
- 26.10.2015 О федеральном бюджете на 2016 год
Комментарии