Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Поступления в бюджет от алкоголя сократятся впервые с начала 2000-х

Поступления в бюджет от алкоголя сократятся впервые с начала 2000-х

В этом году впервые с начала 2000-х государство недосчитается «алкогольных» денег. Как следует из данных ФНС, в первой половине 2015 года в бюджет поступило на 22 млрд руб. меньше акцизных выплат, чем годом ранее

25.08.2015
Автор: Денис Пузырев

Доходы падают

Несмотря на то что с 2012 года производство спиртных напитков, включая пиво, в России неизменно падало, доходы бюджета от уплаты алкогольных акцизов ежегодно росли (см. инфографику). Выпадение объемов, с которых уплачивается акцизный сбор, компенсировалось ростом ставки акциза.

К примеру, в 2014 году ставка акциза на производство крепкого алкоголя выросла на 25%, до 500 руб. за 1 л чистого спирта в конечном продукте (100 руб. за бутылку водки объемом 0,5 л). Результатом стало повышение цен и падение производства водки на 22,3%, до 66,6 млн дал. Тем не менее рост ставки смог нивелировать рекордное падение рынка. Доходы бюджета от «водочных» денег по итогам года все равно выросли на 7,4%, до 143,2 млрд руб.

В 2015 году правительство решило не повышать алкогольные акцизы, заморозив ставки до 2017 года. Такое решение Минфин объяснил необходимостью сократить разрыв в стоимости алкогольной продукции в России и других странах Таможенного союза. К началу 2015 года разница в розничной стоимости водки и других алкогольных напитков в странах ЕврАзЭс достигла двукратного значения. Это привело к росту нелегального импорта дешевой водки из Белоруссии и Казахстана в Россию. По данным заместителя председателя комитета Госдумы по экономполитике и предпринимательству Виктора Звагельского, доля казахской водки в структуре продаж в некоторых приграничных областях достигла 67%.

Но заморозка акцизных ставок привела к сокращению поступления средств в бюджет. Как следует из информации на официальном сайте ФНС, за первое полугодие 2015 года государство получило от производителей и импортеров алкоголя 132,7 млрд руб. Это на 14% меньше, чем за тот же период 2014 года (154,5 млрд руб.).

Особенно заметно сократились поступления от импорта алкоголя — на 42,1%, до 8,8 млрд руб. (годом ранее импортеры принесли в бюджет более 15 млрд руб.). Это падение связано со снижением объемов импорта. По данным Федеральной таможенной службы, импорт водки в первом полугодии 2015 года в Россию сократился более чем в три раза (до 5,1 млн л), вина — на 38,5% (до 68 млн л), рома, виски и джина — на 37,3% (до 12,6 млн л). Импортеры объясняют снижение ростом рублевых цен на продукцию из-за девальвации и последующим падением продаж.

Доходы бюджета от акцизных отчислений российских производителей алкоголя также снизились — на 11,1%, до 123,8 млрд руб. По данным Росстата, производство водки в стране в первом полугодии 2015 года выросло на 4,8% (до 27,5 млн дал), а коньяка на 10,5%, до 3,1 млн дал. Но это не помогло сохранить поступления в бюджет. Сборы от производства крепкого алкоголя (свыше 9% содержания спирта) упали на 11,3% (до 57,5 млрд руб.), от производства пива — на 9,3% (до 60,7 млрд руб.). Больше денег стали приносить отечественные виноделы, но их доля в общем вкладе производителей алкоголя в бюджет невелика — около 3%. За шесть месяцев 2015 года виноделы заплатили в бюджет 3,7 млрд руб. (на 7,6% больше, чем годом ранее).

Производители и регулятор против Минфина

«Алкогольных акцизов по итогам 2015 года будет собрано с российской и импортной продукции менее 300 млрд руб., падение к 2014 году составит 7–9%», — прогнозирует директор отраслевого агентства ЦИФРРА Вадим Дробиз. По мнению эксперта, и с пива, и с крепкого алкоголя государство до конца года не доберет по 10% к прошлогодним показателям. «Кризис усугубляет ситуацию на рынке — платежеспособность населения в 2015 году резко упала, и даже пресловутое снижение минимальной розничной цены на водку до 185 руб. не дало позитивного эффекта с точки зрения «обеления» водочного рынка и возвращения денег из нелегального сектора в бюджет», — отмечает он.

Пресс-служба Министерства финансов отказалась дать прогноз по сбору алкогольных акцизов в 2015 году, вероятность снижения поступлений ведомство также не комментирует. Но планов по пересмотру акцизной политики в связи с падением доходов от производства и импорта алкогольной продукции «в настоящее время нет», заявил представитель Минфина.

В подготовленных министерством, но еще не утвержденных правительством «Основных направлениях бюджетной политики на 2016–2018 годы» запланировано, что после окончания в 2017 году «акцизной заморозки» ставка акциза будет расти на уровень предполагаемой инфляции — на 4,6% в 2017 году и на 5% в 2018 году. По прогнозу Минфина, за счет индексации в 2018 году поступления от акцизов в бюджет увеличатся на 29,7 млрд руб., говорится в документе.

Планы по дальнейшему увеличению акцизов на крепкий алкоголь не поддерживает регулятор — Росалкогольрегулирование (РАР). В докладе по итогам деятельности ведомства в 2014-м и первой половине 2015 года (есть в распоряжении РБК) подчеркивается, что предложенное Минфином повышение в 2017–2018 годах акциза на водку не приведет к росту доходов бюджета. «Рост ставки акциза в 2014 году привел к сокращению не только темпов роста начислений и поступлений акцизов в бюджет, но и объемов производства легальной продукции и росту доли нелегального рынка», — отмечают авторы доклада.

Крупные водочные производители и вовсе настаивают на радикальном снижении акцизной ставки, аргументируя свою позицию невозможностью конкурировать с нелегальными производителями при высокой налоговой нагрузке. «С текущим размером акциза наша самая продаваемая недорогая водка «Беленькая» в федеральных сетях стоит около 300 руб., для массового потребителя это довольно дорого», — говорил в интервью РБК совладелец компании «Синергия» Александр Мечетин. Цена в 200 руб., по его мнению, была бы «более приемлема, но это возможно сделать, лишь снизив ставку акциза с 500 руб. за литр чистого спирта до 300 руб.».

«Я считаю, что поднимать ставку водочного акциза — нерациональный путь, — говорит вице-президент компании Roust (бренды «Русский стандарт», «Зеленая марка» и др.) Игорь Косарев. — Даже Минфин не оспаривает того, что объем нелегального рынка крепкого алкоголя огромен». В этой ситуации государству следует принять меры, чтобы увеличить собираемость налогов с той части ры​нка, которая сейчас находится в тени, а не «придушивать легальных производителей, которым сейчас приходится непросто», — считает он.

РБК

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Темы: Акцизы  Бюджет  

Акцизы
  • 08.10.2018  

    По мнению инспекции, компания неправомерно применила вычет по акцизу на топливо. Документы организации содержат недостоверные сведения.

    Итог: суд отказал в удовлетворении заявленных требований компании, потому что доводы инспекции были подтверждены.

  • 26.09.2018  

    Компания являлась плательщиком акциза, она реализовывала произведенную ею подакцизную продукцию. Общество заявило налоговые вычеты по акцизам, право на которые не были подтверждены налоговым органом, неверно была применена налоговая ставка. Это все повлекло доначисление акцизов.

    Итог: в удовлетворении заявленных требований компании было отказано. Общество не представило п

  • 26.02.2017  

    Поскольку акцизы налогоплательщиком не исчислялись и не уплачивались исходя из того, что рассматриваемая продукция не является автомобильным бензином, суды пришли к обоснованному выводу о необходимости увеличения налоговой базы по НДС на сумму доначисленных акцизов, подлежащих включению в цену товара. При этом из материалов дела не имеется убедительных оснований полагать, что налогоплательщик самостоятельно включал акцизы в


Вся судебная практика по этой теме »

Бюджет
  • 12.05.2014  

    Нарушение обществом «РАТЕП» установленного Налоговым кодексом Российской Федерации порядка перечисления налога на доходы физических лиц, выразившееся в ошибочном указании в платежном поручении кода ОКАТО (классификатора административно-территориальных образований), нарушает права и законные интересы Администрации города Серпухова, а также жителей города Серпухова.

  • 07.03.2014  

    Суды первой и апелляционной инстанции неправомерно не применили подп. 14 п. 1 статьи 251 НК РФ, поскольку средства, полученные от привлечения к труду осужденных, относятся к бюджетному финансовому обеспечению деятельности казенного учреждения. Кроме того, в силу подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251 НК РФ (действующего с 01.01.2011 г.) при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государ


Вся судебная практика по этой теме »