Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Поступления в бюджет от алкоголя сократятся впервые с начала 2000-х

Поступления в бюджет от алкоголя сократятся впервые с начала 2000-х

В этом году впервые с начала 2000-х государство недосчитается «алкогольных» денег. Как следует из данных ФНС, в первой половине 2015 года в бюджет поступило на 22 млрд руб. меньше акцизных выплат, чем годом ранее

25.08.2015
Автор: Денис Пузырев

Доходы падают

Несмотря на то что с 2012 года производство спиртных напитков, включая пиво, в России неизменно падало, доходы бюджета от уплаты алкогольных акцизов ежегодно росли (см. инфографику). Выпадение объемов, с которых уплачивается акцизный сбор, компенсировалось ростом ставки акциза.

К примеру, в 2014 году ставка акциза на производство крепкого алкоголя выросла на 25%, до 500 руб. за 1 л чистого спирта в конечном продукте (100 руб. за бутылку водки объемом 0,5 л). Результатом стало повышение цен и падение производства водки на 22,3%, до 66,6 млн дал. Тем не менее рост ставки смог нивелировать рекордное падение рынка. Доходы бюджета от «водочных» денег по итогам года все равно выросли на 7,4%, до 143,2 млрд руб.

В 2015 году правительство решило не повышать алкогольные акцизы, заморозив ставки до 2017 года. Такое решение Минфин объяснил необходимостью сократить разрыв в стоимости алкогольной продукции в России и других странах Таможенного союза. К началу 2015 года разница в розничной стоимости водки и других алкогольных напитков в странах ЕврАзЭс достигла двукратного значения. Это привело к росту нелегального импорта дешевой водки из Белоруссии и Казахстана в Россию. По данным заместителя председателя комитета Госдумы по экономполитике и предпринимательству Виктора Звагельского, доля казахской водки в структуре продаж в некоторых приграничных областях достигла 67%.

Но заморозка акцизных ставок привела к сокращению поступления средств в бюджет. Как следует из информации на официальном сайте ФНС, за первое полугодие 2015 года государство получило от производителей и импортеров алкоголя 132,7 млрд руб. Это на 14% меньше, чем за тот же период 2014 года (154,5 млрд руб.).

Особенно заметно сократились поступления от импорта алкоголя — на 42,1%, до 8,8 млрд руб. (годом ранее импортеры принесли в бюджет более 15 млрд руб.). Это падение связано со снижением объемов импорта. По данным Федеральной таможенной службы, импорт водки в первом полугодии 2015 года в Россию сократился более чем в три раза (до 5,1 млн л), вина — на 38,5% (до 68 млн л), рома, виски и джина — на 37,3% (до 12,6 млн л). Импортеры объясняют снижение ростом рублевых цен на продукцию из-за девальвации и последующим падением продаж.

Доходы бюджета от акцизных отчислений российских производителей алкоголя также снизились — на 11,1%, до 123,8 млрд руб. По данным Росстата, производство водки в стране в первом полугодии 2015 года выросло на 4,8% (до 27,5 млн дал), а коньяка на 10,5%, до 3,1 млн дал. Но это не помогло сохранить поступления в бюджет. Сборы от производства крепкого алкоголя (свыше 9% содержания спирта) упали на 11,3% (до 57,5 млрд руб.), от производства пива — на 9,3% (до 60,7 млрд руб.). Больше денег стали приносить отечественные виноделы, но их доля в общем вкладе производителей алкоголя в бюджет невелика — около 3%. За шесть месяцев 2015 года виноделы заплатили в бюджет 3,7 млрд руб. (на 7,6% больше, чем годом ранее).

Производители и регулятор против Минфина

«Алкогольных акцизов по итогам 2015 года будет собрано с российской и импортной продукции менее 300 млрд руб., падение к 2014 году составит 7–9%», — прогнозирует директор отраслевого агентства ЦИФРРА Вадим Дробиз. По мнению эксперта, и с пива, и с крепкого алкоголя государство до конца года не доберет по 10% к прошлогодним показателям. «Кризис усугубляет ситуацию на рынке — платежеспособность населения в 2015 году резко упала, и даже пресловутое снижение минимальной розничной цены на водку до 185 руб. не дало позитивного эффекта с точки зрения «обеления» водочного рынка и возвращения денег из нелегального сектора в бюджет», — отмечает он.

Пресс-служба Министерства финансов отказалась дать прогноз по сбору алкогольных акцизов в 2015 году, вероятность снижения поступлений ведомство также не комментирует. Но планов по пересмотру акцизной политики в связи с падением доходов от производства и импорта алкогольной продукции «в настоящее время нет», заявил представитель Минфина.

В подготовленных министерством, но еще не утвержденных правительством «Основных направлениях бюджетной политики на 2016–2018 годы» запланировано, что после окончания в 2017 году «акцизной заморозки» ставка акциза будет расти на уровень предполагаемой инфляции — на 4,6% в 2017 году и на 5% в 2018 году. По прогнозу Минфина, за счет индексации в 2018 году поступления от акцизов в бюджет увеличатся на 29,7 млрд руб., говорится в документе.

Планы по дальнейшему увеличению акцизов на крепкий алкоголь не поддерживает регулятор — Росалкогольрегулирование (РАР). В докладе по итогам деятельности ведомства в 2014-м и первой половине 2015 года (есть в распоряжении РБК) подчеркивается, что предложенное Минфином повышение в 2017–2018 годах акциза на водку не приведет к росту доходов бюджета. «Рост ставки акциза в 2014 году привел к сокращению не только темпов роста начислений и поступлений акцизов в бюджет, но и объемов производства легальной продукции и росту доли нелегального рынка», — отмечают авторы доклада.

Крупные водочные производители и вовсе настаивают на радикальном снижении акцизной ставки, аргументируя свою позицию невозможностью конкурировать с нелегальными производителями при высокой налоговой нагрузке. «С текущим размером акциза наша самая продаваемая недорогая водка «Беленькая» в федеральных сетях стоит около 300 руб., для массового потребителя это довольно дорого», — говорил в интервью РБК совладелец компании «Синергия» Александр Мечетин. Цена в 200 руб., по его мнению, была бы «более приемлема, но это возможно сделать, лишь снизив ставку акциза с 500 руб. за литр чистого спирта до 300 руб.».

«Я считаю, что поднимать ставку водочного акциза — нерациональный путь, — говорит вице-президент компании Roust (бренды «Русский стандарт», «Зеленая марка» и др.) Игорь Косарев. — Даже Минфин не оспаривает того, что объем нелегального рынка крепкого алкоголя огромен». В этой ситуации государству следует принять меры, чтобы увеличить собираемость налогов с той части ры​нка, которая сейчас находится в тени, а не «придушивать легальных производителей, которым сейчас приходится непросто», — считает он.

РБК

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Темы: Акцизы  Бюджет  

Акцизы
  • 17.08.2016   Налоговый орган правомерно начислил обществу пени за период с 25 числа месяца следующего за периодом реализации подакцизных нефтепродуктов на экспорт в мае и июне 2014 года по дату представления документов подтверждающих освобождение от уплаты акциза за эти периоды, представленных с декларациями за ноябрь и декабрь 2014 года, в связи с нарушением 6-месячного срока представления документов с даты представления в налоговый орган банковских гарантий установле
  • 26.04.2016   О необоснованности налоговой выгоды могут также свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии следующих обстоятельств: невозможности реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг.
  • 09.10.2015  

    Согласно ч. 4 ст. 150 Закона о таможенном регулировании при солидарной обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов декларанта и таможенного представителя требования об уплате таможенных платежей выставляются одновременно декларанту и таможенному представителю с указанием об этом в данных требованиях.


Вся судебная практика по этой теме »

Бюджет
  • 12.05.2014  

    Нарушение обществом «РАТЕП» установленного Налоговым кодексом Российской Федерации порядка перечисления налога на доходы физических лиц, выразившееся в ошибочном указании в платежном поручении кода ОКАТО (классификатора административно-территориальных образований), нарушает права и законные интересы Администрации города Серпухова, а также жителей города Серпухова.

  • 07.03.2014  

    Суды первой и апелляционной инстанции неправомерно не применили подп. 14 п. 1 статьи 251 НК РФ, поскольку средства, полученные от привлечения к труду осужденных, относятся к бюджетному финансовому обеспечению деятельности казенного учреждения. Кроме того, в силу подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251 НК РФ (действующего с 01.01.2011 г.) при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государ


Вся судебная практика по этой теме »