Аналитика / Налогообложение / В бюджете перераспределили около 8 трлн рублей
В бюджете перераспределили около 8 трлн рублей
Во втором чтении перераспределены около 8 трлн рублей федерального бюджета. Средства направлены на оборону, соцподдержку, регионы, инфраструктуру, образование, медицину, сельское хозяйство и нацпроекты.
18.11.2025Госдума одобрила во втором чтении федеральный бюджет на 2026 год и плановый период 2027–2028 годов. Документ сохраняет ключевые приоритеты: выполнение социальных обязательств, поддержку военнослужащих и их семей, инвестиции в регионы, развитие экономики и технологический суверенитет.
Всего ко второму чтению поступило 715 поправок на сумму более 8 трлн рублей. Из них принята большая часть, в том числе изменения в закрытых статьях.
Доходы бюджета на 2026 год составят 40,3 трлн рублей, на 2027 год — 42,9 трлн, на 2028 год — 45,9 трлн. Расходы достигнут 44,1 трлн, 46 трлн и 49,4 трлн рублей соответственно. Дефицит сохранится в пределах 1,2–1,6% ВВП.
Дополнительные расходы на оборону и соцподдержку
Существенная часть поправок касается обеспечения обороны и безопасности. Увеличены ассигнования на поддержку участников СВО и их семей. На эти цели дополнительно выделено почти 8 млрд рублей, а общий объем финансирования превысит 50 млрд на три года. В план также включено расширение программ протезирования и комплексной реабилитации, открытие не менее десяти новых центров в 2026 году.
Расширение финансирования социальных направлений
На социальную политику дополнительно направляется 874 млрд рублей, из них около 735 млрд — в 2026 году. На социальные обязательства всех уровней власти в следующем году будет выделено более 25 трлн рублей.
Дополнительные средства пойдут на:
-
капитальный ремонт школ — 2,2 млрд рублей
-
социальные стипендии — 3 млрд
-
финансирование военных учебных центров — 1,7 млрд
-
льготные лекарства — 10 млрд
-
комплексное развитие сельских территорий — 13,4 млрд
-
поддержку малого агробизнеса — 7,8 млрд
-
обновление общественного транспорта — 12,8 млрд
Также предусмотрены дополнительные вложения в газификацию и повышение доступности сельхозтехники.
Корректировка национальных проектов
Дополнительное финансирование получили несколько ключевых направлений.
В рамках проекта Инфраструктура для жизни улучшат состояние региональных дорог, приведут в порядок около 700 км, построят 22 новых объекта инфраструктуры, а также закупят более 5 тысяч автобусов.
В проекте Молодежь и дети средства направят на строительство крупного студенческого кампуса Арктическая звезда в Архангельской области и межуниверситетского кампуса в Тюмени.
Проект Экономика данных получит финансирование на создание новых спутников связи и обновление орбитальной группировки.
Проект Развитие космической деятельности предусматривает перераспределение средств на закупку высококачественных данных дистанционного зондирования Земли.
В сфере промышленности дополнительные ресурсы направлены на скидки покупателям отечественной техники, что позволит реализовать более 50 станков и около 140 тысяч инструментов.
Проект по беспилотным авиационным системам получит поддержку для усиления технологической самостоятельности и повышения конкурентоспособности российских разработок.
Налоговые изменения и смягчение перехода на НДС
Ко второму чтению скорректированы положения, связанные с изменением налоговой системы для малого и среднего бизнеса.
Переход на уплату НДС для компаний на упрощенной системе налогообложения будет постепенным. Предельный порог выручки поэтапно снизят: в 2026 году до 20 млн рублей, в 2027 году до 15 млн, а в 2028 году до 10 млн. Такое решение принято для адаптации предпринимателей к новым правилам.
Сохранены льготы по НДС для IT-компаний, создающих программное обеспечение собственного производства. Уточнены предложения по налогообложению букмекерского бизнеса.
Влияние ключевой ставки и долговой нагрузки
В проект бюджета заложены параметры ключевой ставки на уровне 12–13%. Повышение ориентиров регулятора до 13–15% может отразиться на расходах бюджета. Каждый процентный пункт ключевой ставки увеличивает затраты бюджета примерно на 280 млрд рублей, включая обслуживание государственного долга и субсидирование льготных кредитов.
При дальнейшем снижении ставки потребность в пересмотре расходов существенно уменьшится.



