Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / В центре внимания / Торговый сбор: все «За» и «Против»

Торговый сбор: все «За» и «Против»

Эксперты выскажут свое мнение

08.06.2015
Российский налоговый портал

Новая глава (глава 33) Налогового кодекса Российской Федерации посвящена порядку расчета и уплаты торгового сбора. Напомним, что новый торговый сбор вводится с 1 июля 2015 года и касается пока бизнеса Москвы.

Компании и предприниматели, которые работают и в сфере торговли, и в сфере туризма, оказания юридических и консультационных услуг, страховые компании и многие другие задаются вопросами: кто должен платить торговый сбор и как избежать его. Когда он будет введен и станет ли это дополнительной нагрузкой на бизнес? Как это отразится на розничных ценах?

Ответить на эти вопросы мы попросили экспертов Российского налогового портала.

Ширяев  Дмитрий
Ширяев Дмитрий
8 июня 2015 г. в 9:06

Аудиторско-консалтинговая группа «Уральский союз», Руководитель направления судебной практики

Торговый сбор, вводимый в Москве с 01.07.2015 (Санкт-Петербург и Севастополь его пока не вводят), станет серьезным испытанием для торгового бизнеса.

Объектом налогообложения признается торговая деятельность (использование для торговли или ее организации соответствующего объекта недвижимого или движимого имущества или мобильная торговля) в течение квартала. При этом индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, и плательщики единого сельхозналога, от торгового сбора освобождены.

При этом под торговой деятельностью понимается не только розничная, но и оптовая торговля, а также организация розничных рынков.

Если владельцам торговой недвижимости уйти от нового сбора будет трудно, то развозная и разносная торговля вряд ли сильно пополнят казну. То, что, например, в г. Москве законом от 17.12.2014 г. № 62 «О торговом сборе» на торговлю «с рук» (т.н. разносную) установлена ставка в 40 500 руб./квартал, не означает, что торговки цветами и зеленью у метро начнут подавать уведомления в налоговые инспекции и платить сбор. Скорее уж они заплатят аналогичный «сбор» участковому или патрульному полицейскому по «льготной» ставке.

Развозную торговлю через автолавки, зарегистрированные в соседних регионах, отследить будет сложно. Вероятность того, что налоговики будут выискивать на территории нелегальные автолавки и тонары, минимальна, т.к. возможный штраф по ст. 116 НК РФ в 40 000 рублей – не тот интерес, ради которого они будут работать.
Весьма характерно, что к налогообложению торговым сбором мобильной торговли в Москве подошли очень небрежно. Какой-либо дифференциации ставки нет ни по виду торговли (развозная и разносная), ни по территориальности. Установление единой ставки как для условной автолавки на Бульварном кольце, так и для продавщицы пластмассовых цветов на входе кладбища в деревне Рождественно Троицкого округа (где до калужской границы – пара километров) – указывает на то, что на собираемость этой части сбора город особо не рассчитывает.

Оптовая же торговля могла наиболее сильно пострадать от торгового сбора, и столичные законодатели это учли. Торговля товарами со склада (вне зависимости от ее вида – розничной или оптовой) относится к торговой деятельности, объекты которой подпадают под налогообложение. Понятийный аппарат для применения торгового сбора главой 33 НК РФ не определен, но с учетом п. 1 ст. 11 НК РФ к нему применяются понятия, указанные в ст. 346.27 НК РФ. Термин «торговая сеть» не раскрыт и в указанной норме, но содержится в подп. 8 ст. 2 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и предполагает наличие не менее двух объектов торговли. Но, поскольку торговля товарами со склада выделена в пп. 4 п. 2 ст. 413 НК РФ в качестве отдельного вида торговой деятельности (причем не в связи с реализацией через торговую сеть), даже наличие единственного оптового склада могло стать основанием для начисления торгового сбора по ставке для торговых залов более 50 кв.м.  Однако московские власти при принятии регионального закона о торговом сборе поступили дальновидно, вообще не установив для торговли со склада налоговую ставку. В данном случае владельцы складов не должны (по крайней мере, при оптовой торговле) уплачивать торговый сбор. Вместе с тем, учитывая повадки работников наших налоговых органов, споров об уплате торгового сбора оптовикам избежать вряд ли удастся.

Ширяев  Дмитрий
Ширяев Дмитрий
8 июня 2015 г. в 9:06

Аудиторско-консалтинговая группа «Уральский союз», Руководитель направления судебной практики

Интернет-магазины, использующие торговлю со склада, но в развозном режиме, находятся в неопределенной ситуации. Склады у них в любом случае есть, но торговая деятельность в части реализации товаров покупателям производится именно в режиме доставки. При этом понятие «объект развозной торговли» (а именно он является показателем, к которому применяется налоговая ставка) – не определен. В связи с этим, при подаче уведомления с указанием в качестве вида деятельности разносной/развозной торговли интернет-магазины могут весьма свободно определять сумму торгового сбора, по своему желанию отразив число курьеров и развозных машин.
Важно отметить, что основной принцип уплаты торгового сбора – регистрационный. Если с объектами недвижимости, используемыми для торговой деятельности, все понятно, то постановка на учет для уплаты торгового сбора во всех иных случаях связывается с местом регистрации компании или жительства индивидуального предпринимателя. В связи с этим, бизнес по нестационарным видам торговли для своей регистрации неизбежно выберет регионы, где торговый сбор или не введен, или существенно ниже, чем в месте реального осуществления деятельности.

Уплаченный торговый сбор в расходах организаций не признается, но уменьшает налога на прибыль (уплачиваемый в региональный бюджет) и единый налог, уплачиваемый лицами, применяющими УСН. На это имеется прямое указание в ст. 286 (п. 10) и 346.21 (п. 8) НК РФ. Порядок такого уменьшения в настоящее время не определен, т.к. инструкции по заполнению налоговых деклараций о торговом сборе еще не упоминают, а несоответствие исчисленной и уплаченной суммы налога как минимум вызовет у проверяющих вопросы.

В целом с торговым сбором пока вопросов больше, чем ответов, которые даст практика применения этого налога, в т.ч. судебная. Поэтому не случайно Санкт-Петербург, в отличие от Москвы, отложил введение этого сбора до 2016 года.  За это время на столичных ошибках можно будет научиться оптимально определить порядок налогообложения торговли, избежав при этом как имиджевых ошибок, так и финансовых потерь.

Как новые положения в НК РФ отразятся на розничных ценах? С введением торгового сбора рост цен составит примерно 3%.

Ивченков Павел
Ивченков Павел
9 июня 2015 г. в 12:19

Компания «Деловой фарватер», юрист

Изменения коснутся организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную, мелкооптовую и оптовую куплю-продажу товаров с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории муниципального образования.

Будут освобождены от уплаты торгового сбора индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, и налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

По сути, торговый сбор является формой налогообложений используемых в торговле площадей, при этом не имеет значения ни право на этот объект (собственность, аренда или иное), ни доходность бизнеса, ни регулярность использования этого объекта.

Законом г. Москвы «О торговом сборе» установлен перечень видов торговой деятельности, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества, для которых установлен торговый сбор. Такой деятельностью является:

  1. Торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями), и нестационарной торговой сети (за исключением развозной и разносной розничной торговли);
  2. Развозная и разносная розничная торговля;
  3. Торговля через объекты стационарной торговой сети с торговыми залами;
  4. Организация розничных рынков.

В соответствии со статьей 3 Закона г. Москвы от уплаты торгового сбора освобождается использование объектов движимого и недвижимого имущества:

1) розничная торговля, осуществляемая с использованием торговых (вендинговых) автоматов;

2) торговля на ярмарках выходного дня, специализированных ярмарках и региональных ярмарках;

3) торговля через объекты стационарной и нестационарной торговой сети, расположенные на территории розничных рынков;

4) разносная розничная торговля, осуществляемая в зданиях, сооружениях, помещениях, находящихся в оперативном управлении автономных, бюджетных и казенных учреждений.

Также освобождаются от уплаты торгового сбора:

1) организации федеральной почтовой связи;

2) автономные, бюджетные и казенные учреждения.

По мнению официальных властей, торговый сбор не увеличит налоговую нагрузку на предпринимателей. Согласно нормам Налогового кодекса, суммы налогов на доходы физических лиц, на прибыль организаций, при применении УСН с объектом «доходы минус расходы» могут быть уменьшены на сумму торгового сбора, уплаченного в течение налогового периода. Таким образом, если суммы указанных налогов будут больше суммы уплачиваемого торгового сбора, то дополнительной нагрузки предприниматели не понесут.

Но сумма налога к уплате может оказаться меньше, чем сумма торгового сбора – и тогда нагрузка на такой бизнес станет больше. Кроме того, при ведении бизнеса в другом субъекте федерации провести такой зачет не получится – ведь для него необходимо, чтобы уплата производилась в бюджет одного и того же субъекта. Поэтому предпринимателям из Московской области, к примеру, придется платить торговый сбор в Москве и НДФЛ в области без всяких зачетов.

Из списка льготируемых выпали организации и предприниматели, применяющие УСН с объектом «Доходы», а также ЕНВД. При этом последние в связи с вводом торгового сбора вообще лишаются права применять этот налоговый режим.

Как итог можно сказать, что торговый сбор существенно повысит налоговую нагрузку, что приведет к росту расходов, снижению прибыли. Предприниматели будут вынуждены поднять цены, чтобы компенсировать потери. Для некоторых нагрузка вырастет в 1,5 раза (зависит от масштаба деятельности), а для некоторых в 2-4 раза.

Панагушин Остап
9 июня 2015 г. в 14:57

частнопрактикующий юрист, Начальник юридического отдела

1. Лица, обязанные платить торговый сбор
Согласно п. 1 ст. 411 НК РФ плательщиками сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
Согласно п. 1 ст. 413 НК РФ сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли.
Из указанных положений закона следует простой вывод, что торговый сбор обязаны будут уплачивать организации и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют торговую деятельность на объектах осуществления торговли.
В п. 2 ст. 413 НК РФ перечисляются виды торговли (торговой деятельности), в отношении которых подлежит уплате торговый сбор:
1) торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (киоски, ларьки и т. п.). – Исключения составляют автозаправочные станции;
2) торговля через объекты нестационарной торговой сети (уличные палатки, автомобили, фургоны и т. п.);
3) торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы (магазины, павильоны, крытые рынки и т. п.);
4) торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада (складские помещения).
Кроме того, согласно п. 3 ст. 413 НК РФ к торговой деятельности приравнивается деятельность по организации розничных рынков.
В п. 4 ст. 413 даётся определение ключевых понятий главы 33 НК РФ:
– объект осуществления торговли – здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка;
– торговля – вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады;
– деятельность по организации розничных рынков – деятельность управляющих рынком компаний, определяемая в соответствии с положениями Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».
2. Освобождение от уплаты торгового сбора
Согласно п. 2 ст. 411 НК РФ от уплаты сбора освобождаются индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, и налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).
3. Торговый сбор как дополнительная налоговая нагрузка
Абсурдно утверждать, будто бы введение торгового сбора не является дополнительной налоговой нагрузкой. Априори следует, что любой обязательный платёж, уплата которого обеспечивается силой государственного принуждения, является нагрузкой на плательщика такого платежа.
Любое лицо, утверждающее обратное, должно привести веские (однозначные и абсолютно достоверные) доказательства того, что введение сбора, каким-то чудесным образом, не приведёт к образованию дополнительного бремени у плательщика такого сбора.
Поэтому, полагаю, пустой тратой времени обосновывать довод о том, что введение нового обязательного платежа, в данном случае – торгового сбора, является дополнительной налоговой нагрузкой. Пусть сначала сторонники обратной точки зрения достаточно аргументированно, с представлением веских доказательств обоснуют свою позицию. Тогда, будет чему возражать.
А пока, полагаю, является очевидным тот факт, что торговец, ранее не обязанный уплачивать в бюджет торговый сбор, а с первого июля 2015 г. обязанный это делать, будет нести с 01.07.2015 г. дополнительную финансовую нагрузку в размере суммы торгового сбора.

Родионова  Елена
Родионова Елена
15 июня 2015 г. в 14:44

ЗАО «Правовое бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры», Партнер, финансовый директор

Торговый сбор, как ни крути, станет дополнительной нагрузкой на бизнес. Это, на мой взгляд, более удачная попытка протащить прошлогодний закон о введении налога с продаж, против которого взбунтовался бизнес. Проект закона, конечно, доработали. Выглядит он несколько иначе, но смысл тот же: помимо НДС и налога на прибыль бизнесу придется уплатить еще и торговый сбор. Он рассчитывается по-разному для разных категорий плательщиков.
Эксперты уточняют, что торговый сбор уменьшает налог на прибыль – его можно включать в расходы. Это так, но сначала придется из оборота деньги вытащить и заплатить сбор авансом, а потом уже, если по результату что-то останется, сбор можно и включить в расходы. То есть физически деньги отдать все равно нужно.
Избежать уплаты торгового сбора смогут ИП, использующие патентную систему налогообложения – их этот сбор не коснется, пока обороты и выручка не выйдут за определенные законом лимиты. Плательщики единого сельхозналога от торгового сбора освобождены тоже.

Неравнодушный гражданин
16 июня 2015 г. в 14:06

Можно сколько угодно спорить с чиновниками, которые считаю, что торговый сбор не несет дополнительной нагрузки на бизнес и цены на продукты останутся прежними (см., например, http://taxpravo.ru/novosti/statya-358126-stavka_torgovogo_sbora_v_moskve_budet_zaviset_ot_ploschadi_obyekta).

Можно наслаждаться познаниями уважаемых коллег, которые прекрасно знаю положения статей Налогового кодекса и Закона города Москвы "О торговом сборе" и безмерно сыплют цитатами из указанных актов про стационарную и нестационарную торговлю, о том, что считается торговлей и т.д.

Однако это ничего не проясняет для обычных налогоплательщиков, которые, зачастую, даже боятся открыть Налоговый кодекс, не то чтобы начать разбираться работают они в стационарной торговой сети или нестационарной торговой сети.

Более того, данные законодательные акты оставляют бездну вопросов, на которые совершенно нет ответов.

Вопрос: киоск, в котором можно починить обувь, в качестве сопутствующих товаров продает шнурки и стельки. Это как, уже нестационарная торговая сеть и нужно платить торговый сбор? Театр, в фойе которого продают книги и журналы, это как, уже нестационарная торговая сеть? Кафе или ресторан, в котором можно не только поесть на месте или испить чашечку кофе, но можно с собой купить шоколадку или пакет понравившегося чая или кофе, это как уже нестационарная торговая сеть??? По последней информации, в закон Москвы в отношении организаций и ИП, оказывающих бытовые услуги, готовятся изменения, указывающие о том, что торговый сбор им платить не нужно. Аналогичная ситуация с театрами. А кафе и рестораны??? С ними как? Если исходить из толкований НК РФ, то стационарная торговая сеть - торговая сеть, расположенная в предназначенных и/или используемых для ведения торговли зданиях, сооружениях и т.л. Т.е. формально кафе и рестораны - не торговая сеть, а вовсе даже деятельность по оказанию услуг общественного питания. Но будут ли наши проверяющие органы придерживаться данной позиции??? Вот в чем вопрос.

Кривопустов Владимир
Кривопустов Владимир
18 июня 2015 г. в 22:35

экспорт алмазов и бриллиантов, юрист, консультант по налогам и сборам

С 01 июля 2015 года в Налоговом кодексе начинает действовать новая глава «Торговый сбор». Этот сбор относится к разделу «Местные налоги и сборы». При этом, учитывая закон гор. Москвы № 62 от 17.12.2014 года «О торговом сборе», данный вид сбора начнёт действовать на территории города Москвы,  т.е. станет обязательным платежом за ведение торговой деятельности. При этом единый налог на вменённый доход не будет применяться к деятельности, в отношении которой установлен торговый сбор.
Плательщиками сбора станут  юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговую деятельность через стационарные  и нестационарные торговые сети и торговые склады, а также организующие розничные рынки.  При этом законодатели установили,  что для обложения торговым сбором важен сам факт использования объектов  торговли, а не сама деятельность и/или получение доходов от такой деятельности.
Под объектами понимаются:  
• здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых осуществляется торговая деятельность;
• объект недвижимого имущества, с использованием которого управляющая рынком компания организовала розничный рынок.
Чтобы стать плательщиком взноса, объект осуществления торговли достаточно использовать хотя бы один раз в квартал. То есть если индивидуальный предприниматель или юридическое лицо продаст свои товары через любой из объектов торговли, то после этого он автоматически становится плательщиком торгового сбора. При этом не имеет значения, находится ли магазин или торговый павильон в  собственности или  же арендуется. Повторюсь, определяющим является сам факт осуществления торговли через торговый объект хотя бы раз в квартал.
По федеральному закону,  от уплаты торгового сбора  освобождены:
• индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения;
• налогоплательщики, использующие единую систему  сельскохозяйственного налогообложения.
Законом  города Москвы установлены дополнительные льготы.
Освобождаются от обложения объекты движимого или недвижимого имущества для осуществления следующих видов торговой деятельности:
• розничная торговля, осуществляемая с использованием торговых (вендинговых) автоматов;
• торговля на ярмарках выходного дня, специализированных ярмарках и региональных ярмарках;
• торговля через объекты стационарной и нестационарной торговой сети, расположенные на территории розничных рынков;
• разносная розничная торговля, осуществляемая в зданиях, сооружениях, помещениях, находящихся в оперативном управлении автономных, бюджетных и казённых учреждений.
Также освобождаются от уплаты торгового сбора:
• организации федеральной почтовой связи;
• автономные, бюджетные и казённые учреждения.
Как только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель начнёт осуществлять деятельность, подпадающую  под уплату торгового сбора, то им потребуется встать на учёт в налоговом органе в качестве плательщика сбора. За непостановку на учёт предусмотрена  ответственность в виде штрафа в размере 10 процентов доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 000 рублей (часть 2 статьи 116 НК РФ). Для должностных лиц также возможен административный штраф от 2000 до 3000 рублей (статья 15.3 КоАП РФ). Хотел бы обратить внимание, что без постановки на такой вид учёта, налогоплательщик не сможет уменьшать налогооблагаемую  базу на сумму торгового сбора.
Из всего вышеперечисленного можно сделать ряд выводов:
• государство пытается перераспределить часть доходов между федеральным и местным бюджетами;
• неясны механизмы администрирования торгового сбора при соприкосновении с иными налоговыми режимами;
• можно предположить, что до конца 2015 года между налоговыми органами и налогоплательщиками, осуществляющими свою деятельность в режиме ЕНВД,  будут возникать конфликтные ситуации по правильности исчисления как налога (ЕНВД), так и торгового сбора;
•  увеличится нагрузка на бухгалтерию у налогоплательщиков, находящихся на ЕНВД, в связи с необходимостью ведения раздельного учёта;
• часть налогоплательщиков либо прекратит предпринимательскую деятельность, либо уйдёт «в тень»;
• начнётся очередной расцвет торговли в помещениях почты России, а также в помещениях и на территориях автономных, бюджетных и казённых учреждений.
Общим итогом введения торгового сбора станет удорожание продаваемой продукцией для конечного потребителя.

Z
19 июня 2015 г. в 9:56

и действительно, всё вокруг да около. все "поясняющие" закон просто его цитируют, а толком сами не понимают нюансов. например, речь идет про торговые сети. а если один магазин? а если торговый сбор больше налога на прибыль? по логике - раз он уменьшает его, то тогда заплати торговый сбор и все. ан нет. оказывается, в таком случае будь добр и то, и то уплатить. ну где логика?? у законодателей такая мода - написать по-мудренее, дабы потом в этом лесу можно было всячески лавировать и в свою пользу толковать свои закрученные формулировки. да еще и уведомление нужно умудриться подать до 7 июля...накатали закон и скорее в печь, чтобы скорее получить с него барыши. конечно, нужно как-то окупить новые земли, мосты к ним, пенсии новоиспеченных россиян, которые нарисовались в недалеком прошлом, но не так же топорно!

Яна
30 июня 2015 г. в 22:49

Я все прочитала, одно не могу понять, в начале статьи был поставлен вопрос : "Компании и предприниматели, которые работают и в сфере торговли, и в сфере туризма, оказания юридических и консультационных услуг, страховые компании и многие другие задаются вопросами: кто должен платить торговый сбор и как избежать его" , далее идут бесконечные повторения цитат из закона..

Вопрос конкретный : фирма оказывает юридические услуги , надо ли платить торговый сбор, Господа юристы????

спасибо

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Изменения в налоговом законодательстве
Все статьи по этой теме »