Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Налоговый мониторинг закреплен законодательно

Налоговый мониторинг закреплен законодательно

Основные положения о налоговом мониторинге

04.12.2014
Актуальная бухгалтерия

Автор: Иван Родионов, партнер EY

С 2015 года в Налоговом кодексе появятся положения*(Федеральный закон от 04.11.2014 г. № 348-ФЗ), касающиеся налогового мониторинга. Новации позволят вывести взаимоотношения между налоговыми инспекторами и бизнесом на новый уровень, при котором консультационную работу по спорным вопросам налогообложения можно будет обсудить сразу с налоговым инспектором.

С 2015 года вводится принципиально новый режим налогового администрирования для налогоплательщиков, являющийся аналогом режимов «Cooperative Complia№ce» («Расширенного взаимодействия»), успешно работающих уже более чем в 23 странах мира. Общие принципы работы нового режима – прозрачность налогоплательщика в отношении данных налоговой отчетности и системы внутреннего контроля взамен на освобождение от камеральных и выездных проверок и возможность оперативного разрешения неопределенностей/споров по отдельным налоговым позициям через новый инструмент – «мотивированное мнение». Данный подход должен привести к концептуально новому формату взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками за счет конструктивного обсуждения всех спорных вопросов в текущем режиме и большего доверия налогоплательщикам и их системе внутреннего контроля, что должно привести к минимизации налоговых споров и претензий и снижению расходов и трудозатрат с обеих сторон на проведение проверок.

Основные положения о налоговом мониторинге

Период налогового мониторинга – календарный год; процедуры мониторинга завершаются 1 октября года, следующего за отчетным.

Камеральные и выездные налоговые проверки заменяются налоговым мониторингом. Проведение налоговых проверок возможно в отдельных случаях – в качестве проверки вышестоящим органом, при досрочном прекращении режима, невыполнении налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа (в этом случае проверка «тематическая»), подачи уточненной декларации с налогом к уменьшению или возврату.

Информационное взаимодействие между налоговым органом и налогоплательщиком осуществляется на основании регламента, в котором определяется порядок предоставления налогоплательщиком документов, связанных с расчетом налогов в электронном виде, или путем предоставления прямого доступа налогового органа к информационным системам налогоплательщика. Это важное изменение – налогоплательщикам предоставлено право выбора формата обмена информацией. Также в регламенте налогоплательщик может представить описание своей системы внутреннего контроля.

Мотивированное мнение – способ оперативного разрешения неопределенных налоговых позиций. Налоговый орган обязан выпустить мотивированное мнение по всем выявленным фактам ошибок/нарушений законодательства, при несогласии запускается согласительная процедура с участием ФНС России. Выполнение мотивированного мнения освобождает налогоплательщика от штрафов и пени.

Досрочное прекращение налогового мониторинга - уточнен список оснований, это возможно в случае существенного неисполнения регламента информационного взаимодействия, предоставления налоговым органом недостоверной информации, систематического непредставления налоговому органу документов/информации.

Важно!

Критерии, которые позволяют компаниям перейти на процедуру налогового мониторинга

Организация вправе обратиться в налоговую инспекцию с заявлением о проведении налогового мониторинга при одновременном соблюдении следующих условий:

1) совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых, подлежащих уплате в бюджет за предшествующий календарный год, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 миллионов рублей;

2) суммарный объем полученных доходов, по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за предшествующий календарный год, составляет не менее 3 миллиардов рублей;

3) совокупная стоимость активов, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря предшествующего календарного года, составляет не менее 3 миллиардов рублей.

Пункт 3 статьи 105.26 Налогового кодекса (в ред. Федерального закона от 04.11.2014 г. № 348-ФЗ)

Перспективы и практика применения налогового мониторинга

Изменения, несомненно, позитивные для бизнеса, поскольку позволяют добросовестным налогоплательщикам, которые потратили значительные усилия и средства на построение эффективной системы контроля и обеспечение высокого качества своей налоговой отчетности, получить за это реальную выгоду. Очевидными преимуществами являются освобождение от налоговых проверок, что позволит сэкономить значительные средства на юристов и адвокатов (а эти затраты у крупнейших компаний составляют десятки и даже сотни миллионов рублей), а также возможность открыто и оперативно решать спорные налоговые вопросы с налоговыми органами. Сейчас большинство налоговых рисков или неопределенностей, которые постоянно возникают в любой хозяйственной деятельности, ждут своего разрешения до налоговой проверки, т.е. до трех лет с момента подачи налоговой декларации. Механизм «мотивированного мнения» позволяет решить их в течение года, причем без рисков штрафов и пени для налогоплательщика, если он согласен с проверяющими. Даже если налоговый орган не согласен с позицией налогоплательщика, возможность узнать об этом сразу после совершения операции является большим преимуществом, поскольку позволяет принять взвешенное решение – идти в суд или платить налог, а не ждать до трех лет сюрприза по результатам налоговой проверки.

Другое преимущество - это электронный информационный обмен. Не секрет, что сейчас многие налогоплательщики тратят значительные средства и усилия просто на обслуживание процесса налоговой проверки, копирование и предоставление налоговикам информации и документов. Налоговый мониторинг позволяет построить взаимодействие кардинально иначе – потратить налогоплательщику время на объяснение своего процесса расчета налогов, объяснение принципов работы системы внутреннего контроля за ее правильностью, чтобы снизить до минимума время и затраты на обработку дополнительных запросов. Налоговому органу также выгодно такое взаимодействие, потому что проверять такого налогоплательщика можно, по сути, не выходя из налоговой инспекции и имея достаточные основания положиться на его собственный контроль.

Режим является добровольным, что позволяет каждому налогоплательщику принять для себя взвешенное решение, как строить отношения с налоговыми органами - традиционным или новым способом. Очевидно, что для многих компаний подготовка к требуемому для вступления в налоговый мониторинг уровню открытости и качества внутреннего контроля может занять существенные время и средства. Однако долгосрочные преимущества работы в таком режиме, скорее всего, перевесят требуемые инвестиции в подготовку.

Важно!

В каких случаях проводится выездная налоговая проверка, несмотря на налоговый мониторинг

Налоговая инспекция не вправе проводить выездные проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг, за исключением следующих случаев:

1) проведение выездной проверки вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налоговой инспекции, проводившей налоговый мониторинг;

2) досрочное прекращение налогового мониторинга;

3) невыполнение мотивированного мнения налоговой инспекции;

4) представление уточненной налоговой декларации (расчета) за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога к уплате в бюджет по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом).

Пункт 5.1 статьи 89 Налогового кодекса (в ред. Федерального закона от 04.11.2014 № 348-ФЗ)

Из личного опыта

Компания «Эрнст энд Янг» присоединилась к проекту в числе первых четырех компаний в декабре 2012 года. Опыт пилотного проекта безусловно положительный, поскольку позволил выйти на новый уровень взаимоотношений с проверяющими. Ввиду специфики нашей деятельности (требования соблюдения конфиденциальности клиентской информации в рамках консалтинговой и аудиторской деятельности) мы пошли путем представления дополнительных пояснений к налоговой информации, а не предоставления полного доступа в систему. Но этот подход доказал свою эффективность – гораздо проще общаться с проверяющими в неформальном режиме, когда есть возможность оперативно уточнить вопрос или ответить на него, чем общаться исключительно языком письменных запросов. Новым подходом явилось и использование системы внутреннего контроля – простое описание методов нашего самостоятельного контроля за правильностью расчета отдельных налоговых позиций помогло снять большое количество вопросов и исключить их из проверки.

В период действия пилотного проекта у нас не было открытых споров с налоговыми органами, однако качество взаимодействия и уровень взаимопонимания существенно повысились. Если использовать количественные оценки – сократилось примерно на 25 процентов количество запросов в рамках камеральных проверок. Наши трудозатраты на взаимодействие с проверяющими на начальном этапе, наверное, увеличились (в основном за счет времени на постановку и отладку взаимодействия в рамках нового режима), однако по итогам периода скорее снизились. Соглашение с налоговой инспекцией мы уже продлили до 28 июля 2015 года (т.е. на налоговый период 2014 г.), что является подтверждением нашей высокой оценке эффективности новой формы взаимодействия с налоговыми органами.

С принятием Закона *(Федеральный закон от 04.11.2014 г. № 348-ФЗ) появилась четкая законодательная основа для такого взаимодействия, что, несомненно, снижает риски присоединения к режиму для налогоплательщиков и делает его более прогнозируемым и выгодным для обеих сторон. Мы уверены, что по мере начала его широкого внедрения преимущества такого взаимодействия быстро найдут отражение не только в качественных, но и количественных показателях новых пилотных компаний.

Мнение

Сергей Зеленов, председатель Комитета по налогам Московского отделения ОПОРЫ РОССИИ

Налоговый мониторинг выгоден

Налоговый мониторинг – это форма онлайн-взаимодействия налогоплательщика и налоговых органов, предложенная для реализации участниками рабочей группы по улучшению налогового администрирования Агентства Стратегических Инициатив и давно признанная эффективной в ряде европейских стран. В частности, налоговый орган имеет непосредственный доступ к данным налогоплательщика, а налогоплательщик в режиме реального времени обращается в налоговый орган за разъяснениями по вопросам налогообложения. Такая форма контроля эффективна для крупнейших налогоплательщиков, так как позволяет:

– оперативно получать разъяснения налогового органа по налогообложению текущих сделок до момента их совершения;

– избежать представления большого количества документов при проведении выездных и камеральных проверок (текущий налоговый мониторинг их заменяет);

– избежать больших и неожиданных доначислений сумм налогов и сборов, которые обычно следуют после проведения проверки.

Со стороны налогового органа такая форма контроля потребует специалистов высокого профессионального уровня (которые сейчас уже есть в «обойме» ФНС России) и выполнения непривычного для себя функционала онлайн-консультанта.

С другой стороны, данная форма контроля гораздо эффективнее выездных налоговых проверок, качество которых, в том числе из-за огромного объема документов, вряд ли можно назвать удовлетворяющим все стороны взаимоотношений.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налогоплательщики. Все о правах и обязанностях
  • 20.12.2014  

    Неверное указание предпринимателем кода бюджетной классификации в платежном поручении на перечисление налога не является основанием считать его неисполнившим или ненадлежаще исполнившим обязанность по уплате налога. Суд указал, что исполнение обязанности по уплате налогов не может зависеть от правильности указания КБК в платежном поручении.

  • 26.10.2014  

    Установив, что истребованная обществом бухгалтерская отчетность должника в указанный перечень не входит, суды пришли к выводу об отсутствии у налогового органа нормативно предусмотренной обязанности по представлению взыскателю запрашиваемой информации и налоговой отчетности, составляющих согласно ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну.

  • 13.05.2014  

    Поскольку в силу п. 6 ст. 22 ФЗ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ, положений ст. 48, 49, ст. 61, п. 8 ст. 63 ГК РФ незарегистрированная в установленном законом порядке организация, а равно и исключенная из ЕГРЮЛ, не признается участником гражданских правоотношений, налоговый орган пришел к обоснованному выводу, что представленные налогоплательщиком в обоснование расходов и налоговых вычетов документы не подтверждают реальность хозяйственных операций, поскольку


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
  • 07.12.2016  

    Когда налогоплательщик обнаруживает ошибки в прошлых налоговых периодах, которые не привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, обязанность подавать уточненные налоговые декларации за предыдущие периоды отсутствует; корректировка налоговой базы текущего периода исключает подачу уточненных налоговых деклараций за период совершения ошибки, поскольку необходимая информация о налоговых обязательствах будет зафи

  • 05.05.2016   Налоговый орган должен представить бесспорные доказательства, подтверждающие, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения инспекции о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
  • 14.05.2014  
В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза (ч. 3 ст. 52 ТК ТС). Суд апелляционной инстанции установил, что решение от 30.01.2013 г. о вне
Вся судебная практика по этой теме »