
Аналитика / Налогообложение / Налоговый мониторинг закреплен законодательно
Налоговый мониторинг закреплен законодательно
Основные положения о налоговом мониторинге
04.12.2014Актуальная бухгалтерияАвтор: Иван Родионов, партнер EY
С 2015 года в Налоговом кодексе появятся положения*(Федеральный закон от 04.11.2014 г. № 348-ФЗ), касающиеся налогового мониторинга. Новации позволят вывести взаимоотношения между налоговыми инспекторами и бизнесом на новый уровень, при котором консультационную работу по спорным вопросам налогообложения можно будет обсудить сразу с налоговым инспектором.
С 2015 года вводится принципиально новый режим налогового администрирования для налогоплательщиков, являющийся аналогом режимов «Cooperative Complia№ce» («Расширенного взаимодействия»), успешно работающих уже более чем в 23 странах мира. Общие принципы работы нового режима – прозрачность налогоплательщика в отношении данных налоговой отчетности и системы внутреннего контроля взамен на освобождение от камеральных и выездных проверок и возможность оперативного разрешения неопределенностей/споров по отдельным налоговым позициям через новый инструмент – «мотивированное мнение». Данный подход должен привести к концептуально новому формату взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками за счет конструктивного обсуждения всех спорных вопросов в текущем режиме и большего доверия налогоплательщикам и их системе внутреннего контроля, что должно привести к минимизации налоговых споров и претензий и снижению расходов и трудозатрат с обеих сторон на проведение проверок.
Основные положения о налоговом мониторинге
Период налогового мониторинга – календарный год; процедуры мониторинга завершаются 1 октября года, следующего за отчетным.
Камеральные и выездные налоговые проверки заменяются налоговым мониторингом. Проведение налоговых проверок возможно в отдельных случаях – в качестве проверки вышестоящим органом, при досрочном прекращении режима, невыполнении налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа (в этом случае проверка «тематическая»), подачи уточненной декларации с налогом к уменьшению или возврату.
Информационное взаимодействие между налоговым органом и налогоплательщиком осуществляется на основании регламента, в котором определяется порядок предоставления налогоплательщиком документов, связанных с расчетом налогов в электронном виде, или путем предоставления прямого доступа налогового органа к информационным системам налогоплательщика. Это важное изменение – налогоплательщикам предоставлено право выбора формата обмена информацией. Также в регламенте налогоплательщик может представить описание своей системы внутреннего контроля.
Мотивированное мнение – способ оперативного разрешения неопределенных налоговых позиций. Налоговый орган обязан выпустить мотивированное мнение по всем выявленным фактам ошибок/нарушений законодательства, при несогласии запускается согласительная процедура с участием ФНС России. Выполнение мотивированного мнения освобождает налогоплательщика от штрафов и пени.
Досрочное прекращение налогового мониторинга - уточнен список оснований, это возможно в случае существенного неисполнения регламента информационного взаимодействия, предоставления налоговым органом недостоверной информации, систематического непредставления налоговому органу документов/информации.
Важно! Критерии, которые позволяют компаниям перейти на процедуру налогового мониторинга
Организация вправе обратиться в налоговую инспекцию с заявлением о проведении налогового мониторинга при одновременном соблюдении следующих условий:
1) совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых, подлежащих уплате в бюджет за предшествующий календарный год, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 миллионов рублей;
2) суммарный объем полученных доходов, по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за предшествующий календарный год, составляет не менее 3 миллиардов рублей;
3) совокупная стоимость активов, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря предшествующего календарного года, составляет не менее 3 миллиардов рублей.
Пункт 3 статьи 105.26 Налогового кодекса (в ред. Федерального закона от 04.11.2014 г. № 348-ФЗ)
Перспективы и практика применения налогового мониторинга
Изменения, несомненно, позитивные для бизнеса, поскольку позволяют добросовестным налогоплательщикам, которые потратили значительные усилия и средства на построение эффективной системы контроля и обеспечение высокого качества своей налоговой отчетности, получить за это реальную выгоду. Очевидными преимуществами являются освобождение от налоговых проверок, что позволит сэкономить значительные средства на юристов и адвокатов (а эти затраты у крупнейших компаний составляют десятки и даже сотни миллионов рублей), а также возможность открыто и оперативно решать спорные налоговые вопросы с налоговыми органами. Сейчас большинство налоговых рисков или неопределенностей, которые постоянно возникают в любой хозяйственной деятельности, ждут своего разрешения до налоговой проверки, т.е. до трех лет с момента подачи налоговой декларации. Механизм «мотивированного мнения» позволяет решить их в течение года, причем без рисков штрафов и пени для налогоплательщика, если он согласен с проверяющими. Даже если налоговый орган не согласен с позицией налогоплательщика, возможность узнать об этом сразу после совершения операции является большим преимуществом, поскольку позволяет принять взвешенное решение – идти в суд или платить налог, а не ждать до трех лет сюрприза по результатам налоговой проверки.
Другое преимущество - это электронный информационный обмен. Не секрет, что сейчас многие налогоплательщики тратят значительные средства и усилия просто на обслуживание процесса налоговой проверки, копирование и предоставление налоговикам информации и документов. Налоговый мониторинг позволяет построить взаимодействие кардинально иначе – потратить налогоплательщику время на объяснение своего процесса расчета налогов, объяснение принципов работы системы внутреннего контроля за ее правильностью, чтобы снизить до минимума время и затраты на обработку дополнительных запросов. Налоговому органу также выгодно такое взаимодействие, потому что проверять такого налогоплательщика можно, по сути, не выходя из налоговой инспекции и имея достаточные основания положиться на его собственный контроль.
Режим является добровольным, что позволяет каждому налогоплательщику принять для себя взвешенное решение, как строить отношения с налоговыми органами - традиционным или новым способом. Очевидно, что для многих компаний подготовка к требуемому для вступления в налоговый мониторинг уровню открытости и качества внутреннего контроля может занять существенные время и средства. Однако долгосрочные преимущества работы в таком режиме, скорее всего, перевесят требуемые инвестиции в подготовку.
Важно! В каких случаях проводится выездная налоговая проверка, несмотря на налоговый мониторинг
Налоговая инспекция не вправе проводить выездные проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг, за исключением следующих случаев:
1) проведение выездной проверки вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налоговой инспекции, проводившей налоговый мониторинг;
2) досрочное прекращение налогового мониторинга;
3) невыполнение мотивированного мнения налоговой инспекции;
4) представление уточненной налоговой декларации (расчета) за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога к уплате в бюджет по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом).
Пункт 5.1 статьи 89 Налогового кодекса (в ред. Федерального закона от 04.11.2014 № 348-ФЗ)
Из личного опыта
Компания «Эрнст энд Янг» присоединилась к проекту в числе первых четырех компаний в декабре 2012 года. Опыт пилотного проекта безусловно положительный, поскольку позволил выйти на новый уровень взаимоотношений с проверяющими. Ввиду специфики нашей деятельности (требования соблюдения конфиденциальности клиентской информации в рамках консалтинговой и аудиторской деятельности) мы пошли путем представления дополнительных пояснений к налоговой информации, а не предоставления полного доступа в систему. Но этот подход доказал свою эффективность – гораздо проще общаться с проверяющими в неформальном режиме, когда есть возможность оперативно уточнить вопрос или ответить на него, чем общаться исключительно языком письменных запросов. Новым подходом явилось и использование системы внутреннего контроля – простое описание методов нашего самостоятельного контроля за правильностью расчета отдельных налоговых позиций помогло снять большое количество вопросов и исключить их из проверки.
В период действия пилотного проекта у нас не было открытых споров с налоговыми органами, однако качество взаимодействия и уровень взаимопонимания существенно повысились. Если использовать количественные оценки – сократилось примерно на 25 процентов количество запросов в рамках камеральных проверок. Наши трудозатраты на взаимодействие с проверяющими на начальном этапе, наверное, увеличились (в основном за счет времени на постановку и отладку взаимодействия в рамках нового режима), однако по итогам периода скорее снизились. Соглашение с налоговой инспекцией мы уже продлили до 28 июля 2015 года (т.е. на налоговый период 2014 г.), что является подтверждением нашей высокой оценке эффективности новой формы взаимодействия с налоговыми органами.
С принятием Закона *(Федеральный закон от 04.11.2014 г. № 348-ФЗ) появилась четкая законодательная основа для такого взаимодействия, что, несомненно, снижает риски присоединения к режиму для налогоплательщиков и делает его более прогнозируемым и выгодным для обеих сторон. Мы уверены, что по мере начала его широкого внедрения преимущества такого взаимодействия быстро найдут отражение не только в качественных, но и количественных показателях новых пилотных компаний.
Мнение
Сергей Зеленов, председатель Комитета по налогам Московского отделения ОПОРЫ РОССИИ
Налоговый мониторинг выгоден
Налоговый мониторинг – это форма онлайн-взаимодействия налогоплательщика и налоговых органов, предложенная для реализации участниками рабочей группы по улучшению налогового администрирования Агентства Стратегических Инициатив и давно признанная эффективной в ряде европейских стран. В частности, налоговый орган имеет непосредственный доступ к данным налогоплательщика, а налогоплательщик в режиме реального времени обращается в налоговый орган за разъяснениями по вопросам налогообложения. Такая форма контроля эффективна для крупнейших налогоплательщиков, так как позволяет:
– оперативно получать разъяснения налогового органа по налогообложению текущих сделок до момента их совершения;
– избежать представления большого количества документов при проведении выездных и камеральных проверок (текущий налоговый мониторинг их заменяет);
– избежать больших и неожиданных доначислений сумм налогов и сборов, которые обычно следуют после проведения проверки.
Со стороны налогового органа такая форма контроля потребует специалистов высокого профессионального уровня (которые сейчас уже есть в «обойме» ФНС России) и выполнения непривычного для себя функционала онлайн-консультанта.
С другой стороны, данная форма контроля гораздо эффективнее выездных налоговых проверок, качество которых, в том числе из-за огромного объема документов, вряд ли можно назвать удовлетворяющим все стороны взаимоотношений.
- 04.06.2025 Минфин утвердил новые правила для заполнения налоговых платежек
- 02.06.2025 Подтверждение статуса налогового резидентства: ФНС упростила получение электронного документа
- 22.05.2025 Налоговая назвала типичные ошибки при внесении изменений в ЕГРЮЛ
- 02.08.2023 Сверяться с ФНС придется по новой форме
- 31.07.2023 ФНС разъяснила работу механизма автоматического списания налогов с виртуального кошелька
- 27.07.2023 Оштрафуют ли за несдачу исправленного уведомления о сумме налога
- 02.06.2025 Налоговая амнистия за дробление: как законно списать долги перед ФНС
- 27.05.2025 Как юрлицам в 2025 году работать с криптовалютой в международных расчётах — без штрафов и рисков
- 23.05.2025 Как блогеру или эксперту платить налоги легально и без риска
- 04.07.2023 ФНС сообщила, как заполнить заявление о зачете единого налогового платежа
- 22.06.2023 Можно ли получить справку о сальдо ЕНС на конкретное число: позиция налоговой
- 19.06.2023 В платежке на перевод ЕНП указаны старые реквизиты: налоговики сообщили, что делать налогоплательщику
- 09.01.2023
Налоговый орган
указывал на неисполнение предпринимателем в установленный срок требования о погашении в добровольном порядке задолженности по налогу на имущество, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов.Итог: требование удовлетворено, поскольку установлено, что предприниматель имеет в собственности недвижимое имущество, обязанность по упла
- 12.12.2022
Участник ссылался
на уклонение общества от предоставления документации.Итог: требование удовлетворено частично, поскольку часть запрошенных документов уничтожена во время пожара, отчетность по ЕНВД за предыдущие налоговые периоды предоставляется в порядке, установленном действующим налоговым законодательством. Остальная часть документов предоставлена участнику.
- 24.10.2022
Определением приняты
обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения.Итог: определение оставлено без изменения.
- 14.11.2022
Определением приняты
обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения, а также решения о приостановлении операций по всем расчетным счетам налогоплательщика.Итог: определение отменено в части приостановления исполнения решения о приостановлении опе
- 21.02.2018
Законодательство о
налогах и сборах не содержит запрета подачи повторной жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение нижестоящего налогового органа, если для этого имеются обстоятельства, которые ранее не были предметом исследования и оценки вышестоящего налогового органа. - 07.12.2016
Когда налогоплательщик
обнаруживает ошибки в прошлых налоговых периодах, которые не привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, обязанность подавать уточненные налоговые декларации за предыдущие периоды отсутствует; корректировка налоговой базы текущего периода исключает подачу уточненных налоговых деклараций за период совершения ошибки, поскольку необходимая информация о налоговых обязательствах будет зафи
- 01.04.2025 Письмо Минфина России от 16.12.2024 г. № 03-02-08/126727
- 17.02.2025 Письмо Минфина России от 16.01.2025 г. № 03-02-08/2702
- 02.06.2023 Письмо Минфина России от 28.04.2023 г. № 03-02-07/39497
- 15.11.2022 Приказ ФНС России от 27.06.2022 N ЕД-7-14/517@
- 26.08.2019 Приказ Минэкономразвития России от 26.06.2019 № 382
- 07.05.2019 Письмо ФНС России от 29 марта 2019 г. N СА-4-7/5804
Комментарии