
Аналитика / Налогообложение / Плательщики ЕНВД должны применять ККТ при продаже алкогольной продукции в городских поселениях
Плательщики ЕНВД должны применять ККТ при продаже алкогольной продукции в городских поселениях
Название документа:
Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 47 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»
Комментарий:
Лицо, применяющее ЕНВД, обязано использовать ККТ при реализации алкогольной продукции в розницу в городских поселениях. Такой вывод следует из п. 13 комментируемого Постановления Пленума ВАС РФ, размещенного 24 июля 2014 г. на сайте ВАС РФ www.arbitr.ru. Согласно позиции, изложенной в данном Постановлении, нормы Закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя, устанавливающие обязанность применять ККТ в указанном случае, являются специальными по отношению к положениям Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее – Закон о ККТ), в соответствии с которыми плательщики ЕНВД освобождаются от использования ККТ.
Напомним, что необходимость формирования правовой позиции по рассматриваемому вопросу обусловлена следующим. В силу п. 2.1 ст. 2 Закона о ККТ организации и предприниматели - плательщики ЕНВД, а также предприниматели, которые применяют патентную систему налогообложения, вправе не использовать в соответствующей деятельности ККТ при условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего прием денежных средств.
На основании абз. 1 п. 6 ст. 16 Закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) в городских поселениях, обязаны иметь для этих целей, в частности, ККТ. Что касается юрлиц и предпринимателей, которые реализуют в розницу пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуху, то согласно абз. 3 п. 6 ст. 16 Закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя независимо от того, где осуществляется продажа – в городских поселениях или сельской местности, указанные лица также обязаны иметь в том числе ККТ. Однако в последнем случае исключение может быть установлено федеральным законом. Необходимо обратить внимание, что предприниматели могут реализовывать только пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуху, в то время как организации вправе осуществлять продажу любых видов пищевой алкогольной продукции (п. 1 ст. 16 Закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя).
Согласно формулировке п. 13 рассматриваемого Постановления вывод Пленума ВАС РФ об использовании ККТ применяющими ЕНВД лицами при продаже алкогольной продукции в городских поселениях касается и организаций, и индивидуальных предпринимателей. Однако из анализа приведенных норм можно предположить, что такая позиция справедлива только в отношении организаций, которые осуществляют розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и уплачивают ЕНВД. Для юрлиц и предпринимателей, реализующих пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуху, нормы Закона о ККТ являются предусмотренным исключением из общего правила.
Что касается разъяснений компетентных органов, то необходимо обратить внимание, в частности, на Письмо Росалкогольрегулирования от 30.04.2013 № 8977/03-04 . Исходя из изложенной в нем позиции, можно сделать вывод, что организации и предприниматели, уплачивающие ЕНВД, вправе не применять ККТ при реализации алкогольной продукции. При этом на основании приведенных в данном Письме норм можно предположить, что речь идет только о лицах, которые реализуют пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуху.
Следует отметить, что названные нормы Закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя в анализируемой редакции действуют с 1 июля 2012 г. До этого момента обязанность иметь ККТ была установлена только для организаций, продававших в розницу в городских поселениях алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции (п. 5 ст. 16 Закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя). Обратим внимание, что позиция компетентных органов не была единообразной и до 1 июля 2012 г., т.е. в период, когда названным Законом не было установлено, что исключения для организаций и предпринимателей, продающих слабоалкогольную продукцию, могут быть предусмотрены федеральными законами.
Так, например, в Письме Минэкономразвития России от 06.12.2010 № Д05-4486 указано, что Закон о ККТ не содержит ограничений в применении освобождения теми плательщиками ЕНВД, которые осуществляют розничную торговлю алкогольной продукцией. Однако ведомство со ссылкой на Постановление Президиума ВАС РФ от 16.09.2008 № 5378/08 отмечало, что ведение деятельности с нарушением положений Закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя ведет к привлечению к административной ответственности в виде штрафа (с конфискацией продукции или без нее) на основании ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ. Аналогичная точка зрения выражена в Письме Минфина России от 26.08.2009 № 03-01-15/8-429. При этом из ряда других разъяснений финансового ведомства также можно было сделать вывод, что организации, продающие в розницу алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта более 15 процентов, обязаны применять ККТ, даже если они являются плательщиками ЕНВД (см., в частности, Письма от 09.12.2009 № 03-01-15/11-527, № 03-01-15/11-525). В то же время, например, в Письме от 22.06.2010 № 03-01-15/4-141 Минфин России отметил, что по правилу, установленному п. 2.1 ст. 2 Закона о ККТ, уплачивающие ЕНВД лица вправе не применять ККТ и каких-либо исключений в отношении реализации алкогольной продукции не установлено.
К выводу о неприменимости положений Закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя в отношении деятельности лиц, уплачивающих ЕНВД, приходили и некоторые арбитражные суды (см., например, Постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2010 № А48-5552/2009 (оставлено в силе Постановлением ФАС Центрального округа от 26.04.2010 № А48-5552/2009), Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2013 № А07-11849/2013 , Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2013 № А71-5304/2013 и др.). Однако следует обратить внимание на Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2012 № А08-6188/2012 . В данном акте суд указал, что сфера регулирования у рассматриваемых законов различная: Закон о госрегулировании производства и оборота алкоголя устанавливает, в частности, правовые основы производства и оборота алкогольной продукции, а Закон о ККТ касается вопросов применения и неприменения контрольно-кассовой техники. Несмотря на это, суд пришел к выводу, что организация, которая является плательщиком ЕНВД и реализует в розницу продовольственные товары и любую алкогольную продукцию, обязана применять ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов.
Темы: Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)  Применение кассовых аппаратов  
- 15.04.2022 Эксперт: перевод перевозчиков на ЕНВД поддержит транспортный комплекс
- 22.03.2022 Власти Дагестана предлагают ввести налоговые льготы для бизнеса
- 27.05.2021 Выбор условий ПСН предложили отдать муниципалитетам
- 02.03.2023 Сбер запустил эквайринг для магазинов в Крыму и Севастополе
- 23.12.2022 ФНС будет рассылать электронные уведомления о снятии ККТ с учета
- 18.08.2022 Когда можно не выдавать кассовый чек на бумаге?
- 16.09.2021 Памятка для тех, кто еще не отчитался по ЕНВД за 2020 год. Повторение
- 15.03.2021 НДФЛ с дивидендов, переход с ЕНВД на УСНО и другие поправки в НК РФ
- 18.02.2021 ЕНВД отменили. Если решил, что теперь хочешь перейти на УСН – успей предупредить об это налоговую!
- 02.06.2023 ККТ для торговли сладкими напитками надо перерегистрировать и перенастроить
- 11.05.2023 Как вернуть товар без чека: инструкция от Роспотребнадзора
- 08.02.2023 Нужно ли применять ККТ при расчетах с физлицами через систему быстрых платежей: разъяснение Минфина
- 22.02.2023
Предприниматель указал,
что действия (бездействие) налогового органа по неуведомлению его об образовании переплаты по налогу за спорный период, отказу в проведении сверки расчетов лишают предпринимателя права на возврат или зачет излишне уплаченного налога.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку пропущен трехлетний срок на обращение в суд с заявлением о возврате излишне уплаченного налога.<
- 20.02.2023
Налоговый орган
начислил налог по УСН, ссылаясь на неправомерное применение предпринимателем ЕНВД при реализации электротоваров по договорам поставки.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку деятельность предпринимателя по спорным договорам обладает признаками оптовой торговли, которая не подпадает под действие специального налогового режима в виде ЕНВД. Доходы, полученные от такого рода дея
- 18.12.2022
Оспариваемым решением
обществу доначислены единый налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и штраф в результате необоснованного применения пониженной налоговой ставки.Итог: требование удовлетворено, поскольку общество относится к категории налогоплательщиков, имеющих право на применение пониженной налоговой ставки в установленном размере.
Дополнительно: В порядке п
- 20.02.2023
Об оспаривании
постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством РФ случаях.Итог: в удовлетворении требования отказано в связи с наличием в действиях предпринимателя состава вмененного правонарушения, соблюдением процедуры и срока давности привлечения к ответственности, отсутствием оснований для применения
- 01.02.2023
Об отмене
постановления налогового органа о привлечении предпринимателя к ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с покупателями.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что предприниматель осуществляет деятельность по розничной продаже продуктов в магазине и в силу специфики своей деятельности не м
- 18.01.2023
Об отмене
постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством РФ о применении контрольно-кассовой техники случаях.Итог: требование удовлетворено, поскольку не доказано наличие в действиях общества события конкретного правонарушения.
- 20.10.2022 Письмо Минфина России от 06.10.2022 г. № 03-11-11/96723
- 14.06.2022 Письмо Минфина России от 16.05.2022 г. № 03-11-11/44740
- 07.12.2020 Письмо Минфина России от 20.11.2020 г. № 03-11-06/2/101387
- 04.05.2023 Письмо ФНС России от 25.04.2023 г. № ЕД-17-20/95@
- 13.04.2023 Письмо ФНС России от 04.04.2023 г. № АБ-17-20/71@
- 06.04.2023 Письмо ФНС России от 23.03.2023 г. № АБ-19-20/84@
Комментарии