Аналитика / Налогообложение / Расходы на рекламу убыточного товара
Расходы на рекламу убыточного товара
Расходы на рекламу убыточного товара, включенные в расчет базы по налогу на прибыль, можно обосновать при условии реальности хозяйственных операций и их надлежащем документальном оформлении
27.12.2013«Актуальная бухгалтерия»Даже самый качественный разрекламированный товар может оказаться невостребованным покупателями по различным причинам: пресыщенность рынка, продукт морально устарел, появились его более новые модификации, свойства товара неизвестны потенциальному потребителю, низкая покупательная способность и прочее. Следствием этого являются убыточная реализация и напрасные затраты на рекламную кампанию.
Действия фирмы, повлекшие убытки, нередко привлекают внимание налоговиков. Они могут усмотреть искусственное занижение базы по налогу на прибыль и обвинить фирму в необоснованном учете расходов на рекламную кампанию, а также в экономической нецелесообразности понесенных расходов. Внешне позиция контролеров кажется основанной на законе: возможность отнесения к расходам, уменьшающим налоговую базу, затрат на изготовление и размещение рекламы зависит от их экономического обоснования, то есть от направленности на получение дохода1. Однако у вас есть основания не соглашаться с выводами инспекторов.
Согласно Налоговому кодексу расходы на рекламу товара связаны с производством и реализацией, поэтому они признаются для целей расчета налога на прибыль2. К рекламным относятся затраты3:
на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой компании;
рекламные мероприятия через СМИ (в т. ч. объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
световую и иную наружную рекламу (включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов);
участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов.
Задача рекламы — стимулирование спроса на реализуемый товар, увеличение оптовых и розничных закупок, что соответствует целям по улучшению результатов экономической деятельности фирмы. В силу принципа свободы экономической деятельности4 компания осуществляет ее на свой риск и вправе самостоятельно оценивать эффективность и целесообразность своих действий.
Налоговое законодательство не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности. Оно не содержит для целей оценки обоснованности расходов таких критериев, как целесообразность, эффективность результата, рациональность и рентабельность. Следовательно, обоснованность расходов не может оцениваться с точки зрения приведенных выше критериев. Судебный контроль также не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности. В силу рискового характера такой деятельности существуют объективные пределы в возможностях судов выявлять наличие в ней деловых просчетов5.
Наличие убытка не опровергает экономическую обоснованность понесенных компанией расходов. Обоснованность получения налоговой выгоды не может быть поставлена в зависимость от эффективности использования капитала. Обоснованность затрат, учитываемых при расчете налога на прибыль, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях фирмы получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности, и не зависеть от результата такой деятельности6.
Таким образом, достаточным доказательством и основанием для получения экономической выгоды является представление в инспекцию всех предусмотренных налоговым законодательством надлежаще оформленных документов. В случае несогласия с действиями компании инспекторы вправе попытаться доказать, что сведения в таких документах неполны, недостоверны и (или) противоречивы7. Отметим, что Налоговый кодекс не устанавливает конкретного перечня первичных документов, которые следует оформлять при выполнении той или иной хозяйственной операции, и не предъявляет каких-либо специальных требований к заполнению.
Суд, решая вопрос о возможности учета тех или иных расходов для целей расчета налога на прибыль, скорее всего, будет исходить из того, подтверждают ли документы, имеющиеся у компании, произведенные ею расходы или нет. То есть условием для включения затрат в налоговую базу является возможность на основании имеющихся документов сделать однозначный вывод о том, что расходы фактически произведены. При этом во внимание будут приниматься доказательства, представленные фирмой в подтверждение факта и размера затрат, подлежащие правовой оценке в совокупности.
При условии реальности хозяйственных операций и их надлежащего документального оформления судьи, на основании вышеизложенных доводов, как правило, встают на сторону компаний8.
Темы: Рекламные расходы  
- 17.12.2021 Как налоговые инспекторы проверяют реальность рекламных расходов?
- 31.01.2020 Рекламные расходы: нормировать или не нормировать?
- 26.06.2017 Налоговый учет расходов на рекламу
Комментарии
да уж