Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Расходы на рекламу убыточного товара

Расходы на рекламу убыточного товара

Расходы на рекламу убыточного товара, включенные в расчет базы по налогу на прибыль, можно обосновать при условии реальности хозяйственных операций и их надлежащем документальном оформлении

27.12.2013
«Актуальная бухгалтерия»
Автор: Лев Лялин, почетный адвокат, член Президиума Московской областной коллегии адвокатов

Даже самый качественный разрекламированный товар может оказаться невостребованным покупателями по различным причинам: пресыщенность рынка, продукт морально устарел, появились его более новые модификации, свойства товара неизвестны потенциальному потребителю, низкая покупательная способность и прочее. Следствием этого являются убыточная реализация и напрасные затраты на рекламную кампанию.

Действия фирмы, повлекшие убытки, нередко привлекают внимание налоговиков. Они могут усмотреть искусственное занижение базы по налогу на прибыль и обвинить фирму в необоснованном учете расходов на рекламную кампанию, а также в экономической нецелесообразности понесенных расходов. Внешне позиция контролеров кажется основанной на законе: возможность отнесения к расходам, уменьшающим налоговую базу, затрат на изготовление и размещение рекламы зависит от их экономического обоснования, то есть от направленности на получение дохода1. Однако у вас есть основания не соглашаться с выводами инспекторов.

Согласно Налоговому кодексу расходы на рекламу товара связаны с производством и реализацией, поэтому они признаются для целей расчета налога на прибыль2. К рекламным относятся затраты3:

на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой компании;

рекламные мероприятия через СМИ (в т. ч. объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;

световую и иную наружную рекламу (включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов);

участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов.

Задача рекламы — стимулирование спроса на реализуемый товар, увеличение оптовых и розничных закупок, что соответствует целям по улучшению результатов экономической деятельности фирмы. В силу принципа свободы экономической деятельности4 компания осуществляет ее на свой риск и вправе самостоятельно оценивать эффективность и целесообразность своих действий.

Налоговое законодательство не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности. Оно не содержит для целей оценки обоснованности расходов таких критериев, как целесообразность, эффективность результата, рациональность и рентабельность. Следовательно, обоснованность расходов не может оцениваться с точки зрения приведенных выше критериев. Судебный контроль также не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности. В силу рискового характера такой деятельности существуют объективные пределы в возможностях судов выявлять наличие в ней деловых просчетов5.

Наличие убытка не опровергает экономическую обоснованность понесенных компанией расходов. Обоснованность получения налоговой выгоды не может быть поставлена в зависимость от эффективности использования капитала. Обоснованность затрат, учитываемых при расчете налога на прибыль, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях фирмы получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности, и не зависеть от результата такой деятельности6.

Таким образом, достаточным доказательством и основанием для получения экономической выгоды является представление в инспекцию всех предусмотренных налоговым законодательством надлежаще оформленных документов. В случае несогласия с действиями компании инспекторы вправе попытаться доказать, что сведения в таких документах неполны, недостоверны и (или) противоречивы7. Отметим, что Налоговый кодекс не устанавливает конкретного перечня первичных документов, которые следует оформлять при выполнении той или иной хозяйственной операции, и не предъявляет каких-либо специальных требований к заполнению.

Суд, решая вопрос о возможности учета тех или иных расходов для целей расчета налога на прибыль, скорее всего, будет исходить из того, подтверждают ли документы, имеющиеся у компании, произведенные ею расходы или нет. То есть условием для включения затрат в налоговую базу является возможность на основании имеющихся документов сделать однозначный вывод о том, что расходы фактически произведены. При этом во внимание будут приниматься доказательства, представленные фирмой в подтверждение факта и размера затрат, подлежащие правовой оценке в совокупности.

При условии реальности хозяйственных операций и их надлежащего документального оформления судьи, на основании вышеизложенных доводов, как правило, встают на сторону компаний8.

Разместить:
Herker Denise
1 января 2014 г. в 19:44

да уж

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться