Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Интервью / Глава Следственного комитета: 30 тысяч коррупционных преступлений выявлено за полгода

Глава Следственного комитета: 30 тысяч коррупционных преступлений выявлено за полгода

Председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин в интервью "Российской газете" рассказал, как преследуют "неприкасаемых", как накажут за махинации с налогами и как будут возбуждать уголовные дела против юридических лиц

29.08.2013
«Российская Газета»
Автор: Наталья Козлова

— Александр Иванович, вы один из самых осведомленных в стране людей. Какова ваша оценка состояния преступности?

— С одной стороны последовательно снижается количество зарегистрированных преступлений. В первом полугодии 2013 года их число уменьшилось на 4,3 процента. Это 1 117 255 преступлений. С другой стороны, доля тяжких и особо тяжких преступлений не сокращается. Это по-прежнему четверть всех зарегистрированных преступлений (25,3 процента). А в 21 субъекте России наблюдается рост преступности. Наибольший - в Кировской (17,4 процента) и в Сахалинской областях (24,3 процента), в Приморском крае (18,2 процента), в Республике Мордовия (13,5 процента). При этом зарегистрировано 286 преступлений террористического характера (минус 21,2 процента) и 468 - экстремистской направленности (плюс 19,7 процента).

— А можно о серьезной преступности с примерами?

— В мае этого года по уголовному делу, расследуемому Главным следственным управлением Следственного комитета, задержаны еще двое участников экстремистского сообщества, причастных к убийству судьи Московского городского суда Эдуарда Чувашова. Речь идет об организации русских националистов, так называемой БОРН. Сразу замечу, что мы решительно пресекаем любые выходки экстремистов и предлагаем ужесточить наказание за совершение экстремистских преступлений, так как они, как правило, носят организованный характер и их последствия крайне опасны для нашей многонациональной страны. Достаточно привести пример, когда в Республике Татарстан был убит один из духовных лидеров мусульман и противник ваххабизма Якупов и ранен муфтий республики Файзов.

Уверен, что действенным инструментом борьбы с организованной преступностью и улучшением качества расследования послужит изданный в мае этого года при активном участии Следственного комитета совместный приказ об организации межведомственного взаимодействия по противодействию преступлениям, совершаемым организованными группами и преступными сообществами. Его подписали Генеральная прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет, ФСБ, ФСИН России, Федеральная таможенная служба и МВД.

— Прямая связь экстремистских и террористических группировок очевидна. Борьба с бандитами, по-прежнему у вас под номером один?

— Безусловно. Особенно в Северо-Кавказском федеральном округе, где совместно с оперативными подразделениями ФСБ и МВД России нами оперативно пресекаются вылазки бандитского подполья. К примеру, с декабря прошлого года в Главном следственном управлении активно расследуется дело о теракте в Дагестане, когда погибли семь человек, включая видного общественного и религиозного деятеля - шейха Ацаева. В результате тщательно спланированных оперативно-разыскных и следственных действий выявлены 26 членов бандгруппы. Установлены тайники с боеприпасами, взрывными устройствами и другим оружием участников банды, благодаря чему предотвращен террористический акт.

— Как раскрываются коррупционные преступления. Можете назвать точную цифру?

— Количество выявленных преступлений коррупционной направленности за прошедшие полгода составило около 30 тысяч. Это немало. В их числе почти 7 тысяч фактов взяточничества. Это на 4 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года. В производстве следователей Следственного комитета находилось около 23 тысяч дел этой категории. Точнее - 22 768 дел. Следствием из них окончено более шести тысяч уголовных дел. Практически все они направлены в суд.

По-прежнему наиболее важным направлением нашей работы является борьба со взяточничеством, которое как ржавчина, "проедает" экономику страны. Тут в одиночку не справиться. Поэтому мы работаем в конструктивном взаимодействии с Контрольным управ­лением президента, Генеральной прокуратурой, Счетной ¬палатой, ¬органами государственной безопасности и МВД России.

Должен сказать, что к принятию решений о привлечении к уголовной ответственности чиновников любого ранга мы подходим без компромиссов.

Намечено установить открытый перечень уголовно наказуемых способов уклонения от уплаты налогов

— Вы говорите о касте неприкасаемых?

— Да. В первом полугодии текущего года за совершение коррупционных преступлений к уголовному преследованию было привлечено уже 589 лиц особого правового статуса. В их числе около 400 депутатов и выборных глав муниципальных образований органов местного самоуправления, 14 депутатов законодательных органов субъектов России. А еще 2 судьи, 11 прокурорских работников, 68 адвокатов и 57 следователей различных ведомств, в том числе 8 сотрудников Следственного комитета.

В результате эффективного взаимодействия с оперативными подразделениями МВД, Следственным комитетом возбужден целый ряд сложных уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности. Например, в отношении должностных лиц в сфере дорожного хозяйства администрации Новгородской области о незаконном завладения ими федеральными денежными средствами, которые были направлены на строительство дорог в регионе. Речь идет о сумме в размере 35 миллионов рублей.

— Один из самых прибыльный источников преступных доходов - наше вечно дырявое ЖКХ.

— Следственным комитетом пресечены многие масштабные хищения, в том числе в системе жилищно-коммунального комплекса. Например, в апреле за хищение бюджетных средств, выделенных на создание зон экологического благополучия, к уголовной ответственности привлечены должностные лица администрации Приморского района Санкт-Петербурга. Они обвиняются в перечислении 174 миллионов рублей подрядчику за фактически невыполненные работы.

Главное военное следственное управление Следственного комитета продолжает активно расследовать многочисленные хищения в особо крупных размерах при реализации недвижимости, земельных участков и акций предприятия "Оборонсервис", подконтрольного министерству обороны. И должен сказать, что бы ни говорили скептики, работа по этому делу энергично продолжается.

— Правительство поддержало подготовленный в Следственном комитете важный законопроект. Он о борьбе со специфическими преступлениями - махинациями с налогами и страховыми взносами. Что в нем главное?

— Обозначу три момента. Первое. Восстановление прежнего порядка возбуждения уголовных дел, так как раньше дела возбуждались не только по материалам налоговых органов, но и органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, что позволяло выявлять гораздо больше налоговых преступлений. Второе. Введение уголовной ответственности за уклонение от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. И третье - установление открытого перечня уголовно наказуемых способов уклонения от уплаты налогов.

Сейчас также прорабатываются наши предложения о повышении эффективности противодействия злоупотреблениям гражданскими правами в налогообложении и взимании страховых взносов. Речь идет о людях, которые намеренно уклоняются от уплаты налогов и страховых взносов.

— Вы предлагаете способы борьбы с фиктивными фирмами и незаконным выводом капиталов в офшоры?

— Ни для кого не секрет, что в настоящее время широко распространены схемы структурирования бизнеса, при которых основные объекты налогообложения или взимания страховых взносов переносятся либо на фиктивные организации-резиденты, взыскать задолженность с которых невозможно, либо на подконтрольные компании, зарегистрированные в офшорах. В итоге бюджет страны недополучает крупные суммы налогов и других платежей, а недобросовестным плательщикам удается избежать не только уголовной, но даже и налоговой ответственности.

О необходимости усиления борьбы со схемами вывода налогооблагаемого капитала в офшорные юрисдикции говорил президент Владимир Путин на саммите "Группы восьми" в июне нынешнего года. В Следственном комитете уже подготовлен соответствующий проект закона.

— А можно подробнее об этом законопроекте?

— Он, предусматривает прямой запрет на откровенно недобросовестные действия, основанные на злоупотреблении гражданскими правами налогоплательщика. Кроме этого, нами внесены предложения о совершенствовании антикоррупционного законодательства для пресечения злоупотреблений при проведении приватизации государственного имущества.

— Вы предлагали ужесточить ответственность за финансовые пирамиды. Действия их создателей подпадут под серьезное наказание?

— Группой депутатов (Марданшин, Вяткин, Пинский, Ремезков и другие, всего 16 депутатов) в Государственную Думу внесен разработанный Следственным комитетом законопроект о введении уголовной ответственности за создание и руководство деятельностью финансовых пирамид. На этот проект закона получен положительный отзыв Правительства.

— Помните, вы говорили неоднократно о защите прав инвесторов? В этой сфере что-то новое появилось?

— Поэтапно реализуются и наши предложения в области уголовно-правовой защиты прав инвесторов. Министерством финансов поддержана подготовленная в Следственном комитете редакция законопроектной нормы, предусматривающей уголовную ответственность за фальсификацию отчетности кредитных организаций. Предполагается, что это социально-опасное преступное деяние также будет отнесено к подследственности Следственного комитета. Надеюсь, что следующим шагом в этом направлении станет введение уголовной ответственности за фальсификацию отчетности публичных организаций, то есть компаний, чьи ценные бумаги обращаются на фондовых биржах.

Кроме того, нами также предложены комплексные меры по деофшоризации российской экономики и противодействию незаконному выводу капитала за рубеж.

— Сводки о выводе капитала за границу стали такими же обыденными, как прогноз погоды. Когда, на ваш взгляд, ситуация начнет меняться?

— В качестве одной из мер в этой области мы инициируем ввести уголовную ответственность юридических лиц, что позволит не только эффективно бороться с таким явлением, как преступность корпораций, но и обеспечить возвращение капитала, нажитого преступным путем и легализованного за рубежом.

И еще. В начале июля Конституционный суд огласил решение по делу о проверке конституционности части первой статьи 237 Уголовно-процессуального кодекса. Эта статья признана не соответствующей Конституции в части, ограничивающей возможность суда по исправлению неправильной уголовно-правовой оценки содеянного. При этом Конституционный суд подчеркнул, что до внесения соответствующих изменений в законодательство суды вправе возвращать уголовное дело прокурору для квалификации деяния как более тяжкого преступления.

— И что особенного в этом решении?

— Такая правовая позиция Конституционного суда имеет принципиально важное значение для Следственного комитета, так как создает предпосылки для реализации нашего проекта закона об объективной истине. Поэтому представитель Следственного комитета принимал самое активное участие в заседаниях Конституционного суда.

— Александр Иванович, в марте вступил в силу подготовленный в Следственном комитете федеральный закон № 23-ФЗ. По нему появилась новая форма предварительного расследования - дознание в сокращенной форме (глава 32.1 УПК РФ). Понятие "сокращенная форма" по отношению к следствию может вызвать настороженность у граждан. Расскажите, что за этим скрывается?

— Речь идет о так называемых очевидных преступлениях, когда уголовное дело не представляет правовой и фактической сложности, причастность лица к совершению преступления не вызывает сомнения. А само это лицо признает свою вину, характер и размер причиненного преступлением вреда и согласно на такой порядок ведения его дела. При этом потерпевший не возражает против сокращенной формы отправления правосудия. Такая процедура позволит избежать нерациональное расходование сил и средств органов дознания, прокурора и суда по уголовным делам. И даст возможность направить государственные ресурсы на разрешение более трудных дел.

— Когда "Российская газета" опубликовала ваши высказывания об объективной истине, не высказался только ленивый юрист. Профессиональное сообщество обсуждало истину очень громко. Было немало критики.

— Надо сказать, что основную критику проекта закона Следственного комитета об объективной истине вызвала не сама идея восстановления в уголовном судопроизводстве объективной истины как ориентира доказывания (она была поддержана практически всеми юристами), а предусмотренные в проекте закона механизмы, обеспечивающие достижение истины.

— Что больше всего раздражало критикующих?

— В первую очередь критике были подвергнуты положения, наделяющие суд правом возвращать уголовное дело в прокурору для восполнения неустранимой в процессе судебного разбирательства неполноты доказательственной базы. И предъявления подсудимому более тяжкого обвинения в целях установления истины по делу и обеспечения справедливости итогового решения.

Теперь же идее восстановления объективной истины, по сути, дан "зеленый свет".

— Прокуратура ставила в укор следствию качество материалов уголовных дел, поступающих в суд. По вашему мнению, качество следствия повышается. Можете доказать свои слова цифрами?

— Для сравнения: В 2006 году судами было возвращено прокурорам более 5 тысяч расследованных следователями прокуратуры уголовных дел. Это составляло 3 процента от числа направленных в суд. А нынче - в первом полугодии 2013 года этот показатель по уголовным делам следователей Следственного комитета значительно сократился (всего 509 дел), а их доля составляет 1 процент. Благодаря действенному процессуальному контролю со стороны руководителей следственных органов и в результате целенаправленных мер по раскрытию преступлений на 1,2 процента сократилось число приостановленных производством уголовных дел Их сейчас по стране - 6947.

На такую же цифру снизился и удельный вес уголовных дел, по которым предварительное следствие приостановлено из-за невозможности установить человека, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. Вместе с тем мы "не почиваем на лаврах" и планомерно работаем над устранением наших недостатков - нередко длительных сроков расследования

— Вы часто говорили о проблемах возмещения причиненного преступлениями ущерба.

— Хочу напомнить, что Следственному комитету только в этом году уголовно-правовыми мерами удалось вернуть государству в лице министерства обороны акции стратегически важного для обеспечения обороноспособности страны 31-го Государственного проектного института специального строительства. Эти ценные бумаги были проданы ниже рыночной стоимости на сумму около трехсот миллионов рублей. А еще мы смогли возвратить государству нефтеперевалочный комплекс на мысе Мохнаткина Пахта в Мурманской области. Он также был реализован по заниженной на 242 миллиона рублей стоимости.

— Одна из самых больших забот СКР - расследование преступлений против детей. Но ведь страшных цифр меньше не становится.

— Не стану подробно останавливаться на проблеме преступлений в отношении детей. Она вам хорошо известна. Но еще раз подчеркну, что общество продолжает тревожить количество совершенных против несовершеннолетних тяжких и особо тяжких преступлений. Они с 1 января 2012 года отнесены к исключительной подследственности следственных органов Следственного комитета.

За 6 месяцев текущего года нашими следователями возбуждено свыше семи с половиной тысяч уголовных дел о преступлениях против детей. Из них по убийствам - 311, по фактам причинения тяжкого вреда здоровью - 254, в том числе повлекшего смерть потерпевшего - 29 дел, по фактам изнасилования - 716 дел, остальные - по другим уголовным статьям.

Нами внесены предложения экстренно проработать вопрос о полном охвате всех общеобразовательных школ психологами-педагогами, способными выявлять суицидальные настроения детей. А также об утверждении необходимых требований к программе подготовки лиц, допускаемых в качестве волонтеров для оказания помощи детям-сиротам.

— Нужны ли новые "детские" законы?

— Назрела необходимость ввести уголовную ответственность за изготовление, приобретение, хранение и перемещение через Государственную границу России материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних. Проект закона, устанавливающего такую ответственность, подготовлен и находится на рассмотрении в Государственной Думе.

Разместить:
maximpn .
30 августа 2013 г. в 9:15

если бы сами руководители "заказухой" не занимались, ей бы и не занимались подчиненные органы.

maximpn .
30 августа 2013 г. в 9:16

а то сами себя считают "неприкасаемыми", а от своих подчиненных требуют борьбы с "неприкасаемыми", т.е. по сути сами с собой. Поэтому на деле и получается полный бред.

maximpn .
30 августа 2013 г. в 9:19

где был СК с оборонсервисом, когда все это СЕРДЮКОВЫМ РАСпродавалось?! А к чему сейчас вся эта возьня, кьогда у добросовестного приогбретателя ничего не заберешь.

Юрий Арсентьевич, юрист
30 августа 2013 г. в 15:39

Лицо у Александра Ивановича приятное и умное, а несет всякую хрень. Новоявленные юристы - научные работы пишут о привлечении фирм к уголовной ответственности и т.д. Это как при ДТП машину привлечь к уг. ответственности и назначить ей 5 лет лишения свободы, но при этом провести обыски у какого -нибудь Навального, который случайно лет 8 назад возможно ехал на ней из аэропорта... а может и нет- обыск покажет! А статистика? В Приморском крае в межрайонном РОВД человек 300, объединены два- три района ( по территории некоторые страны - отдыхают) сокращены по два РОВД. Какая там регистрация преступлений? И так везде. А следователю ( по образованию учителю, врачу и т.д.) на кой хрен лишние дела? Они состава преступления ни в каких материалах не видят даже без мзды, а со мздой и в обратную сторону можно! Да и чаще всего вообще не знают, что это такое - состав преступления и другие термины. Да и зачем когда есть новые : "объективная истина". А что истина может быть не объективной? Но по всему видо, что у руководителей СКР, суда и Прокуратуры с ФСБ и МВД и такие и сякие имеются на и их революционное, точнее реформистское правосознание... и т.д. и т.п.

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Оптимизация налогообложения. Уклонение от уплаты налогов. Схемы
  • 05.12.2016  

    Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из доказанности совокупности обстоятельств, подтверждающих отсутствие реальности хозяйственных отношений с контрагентами, недостоверности сведений, содержащихся в первичных документах, направленности действий общества на получение необоснованной налоговой выгоды.

  • 30.11.2016  

    Судами правильно применили нормы права, а также учли разъяснения Высшего арбитражного суда Российской Федерации, и пришли к обоснованному выводу, что общество в проверенном периоде получило необоснованную налоговую выгоду в виде применения УСН и освобождения от уплаты налогов по общей системе налогообложения.

  • 30.11.2016  

    Судебные инстанции пришли к выводу о доказанности налоговым органом факта получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, поскольку реальность хозяйственных операций с поставщиком не подтверждена, сведения в представленных документах налогоплательщика недостоверны.


Вся судебная практика по этой теме »

Ответственность за нарушение налогового законодательства
  • 30.06.2016   Невынесение налоговым органом решения о взыскании налога за счет денежных средств в установленный абз. 1 п. 3 ст. 46 НК РФ срок и непринятие мер к его исполнению по общему правилу исключают возможность вынесения названным органом решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика, а также обращения его в суд с заявлением, предусмотренным абз. 3 п. 1 ст. 47 НК РФ.
  • 06.06.2016   Как правильно указал суд, право налоговых органов требовать от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы относительно конкретной сделки вне рамок проверки у участников этой сделки или иных лиц, располагающих информацией об этой сделке, и соответствующая им обязанность налогоплательщиков представлять в налоговые органы такие документы предусмотрена налоговым законодательством.
  • 28.07.2015  

    Руководитель должника несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника, если документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по сбору, составлению, ведению и хранению которых установлена законодательством Российской Федерации, к моменту вынесения определения о введении наблюдения или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информацию об имуществе и обязательствах должника и их движении, сбо


Вся судебная практика по этой теме »

Оптимизация налогообложения. Уклонение от уплаты налогов. Схемы

Все законодательство по этой теме »

Ответственность за нарушение налогового законодательства
Все законодательство по этой теме »