
Аналитика / Налогообложение / Аттестация рабочих мест по-новому: офисы не аттестуем
Аттестация рабочих мест по-новому: офисы не аттестуем
Минтруд внес изменения приказом от 12.12.2012 № 590н в Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда <1> (далее - Порядок), нацеленные на ослабление "аттестационного" бремени. Рассмотрим основные новеллы
20.03.2013«Главная книга»(!) Наиболее принципиальная поправка - отмена требования об обязательной аттестации всех рабочих мест.
Теперь аттестация нужна, только если труд носит выраженный производственный (работы с оборудованием, механизмами, на транспорте и т.д.) либо вредный (опасный) характер (например, высотные или подземные работы) <2>. Это изменение, безусловно, сократит затраты организаций и предпринимателей на аттестацию.
Но есть риск ошибиться с выбором, какое рабочее место подлежит аттестации, а какое нет. За ошибку может наказать трудовая инспекция. Кроме того, методика расчета скидок и надбавок по взносам "на травматизм" исходит из того, что аттестуются абсолютно все рабочие места <3>.
(+) Иначе регулируется и вопрос о повторной аттестации. Ее необходимо проводить - как и ранее, не реже одного раза в 5 лет - только в следующих случаях <4>:
- работа предполагает обязательный медосмотр (отсюда следует, что и первичная аттестация таких мест тоже нужна);
- ранее была зафиксирована "вредность". Если же по результатам предыдущей аттестации условия труда признаны безопасными, то повторную аттестацию планировать уже не нужно.
(?) Исключены из списка подлежащих аттестации рабочие места, где сотрудники пользуются только компьютерами, ксероксами (для нужд организации) и другой офисной оргтехникой <2>. Однако у ПК-пользователей может быть "вредность", установленная ранее проведенной аттестацией. В связи с этим есть вероятность, что налоговики усомнятся в правомерности учета затрат на компенсации таким работникам в "прибыльных" расходах и применения льгот по НДФЛ <5>. Напомним также, что медосмотры для тех, кто работает на ПК более 50% рабочего времени, остаются обязательными <6>.
(!) Введены дополнительные основания для проведения внеплановой аттестации <7>. Таковыми являются требования:
- работника;
- первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников;
- инспекции труда.
Причем какие-либо основания или аргументы для таких требований не оговариваются, что может поставить работодателя в сложное положение, особенно в первых двух случаях.
(+) Срок проведения аттестации вновь организованного рабочего места увеличен - теперь он составит год с момента создания (ранее - 60 дней с момента ввода в эксплуатацию) <2>.
Как видим, поправки вызывают много вопросов. Мы обратились с ними в Роструд и обязательно расскажем о комментариях, которые дадут нам специалисты ведомства.
<1> утв. Приказом Минздравсоцразвития от 26.04.2011 N 342н
<2> п. 4 Порядка
<3> Методика, утв. Приказом Минтруда от 01.08.2012 N 39н
<4> п. 8 Порядка
<5> Письмо ФНС от 06.09.2011 N ЕД-4-3/14453@
<6> п. 3.2.2.4 приложения N 1 к Приказу Минздравсоцразвития от 12.04.2011 N 302н; п. 13.1 СанПин 2.2.2/2.4.1340-03
<7> п. 47 Порядка
Темы: Учет заработной платы  
- 17.06.2025 Правительство утвердило новый порядок расчёта среднего заработка
- 29.05.2025 Какие выплаты входят в аванс: пояснение Роструда
- 28.05.2025 Роструд напомнил, когда можно рассылать расчетные листки по электронной почте
- 23.04.2025 Налоговая ужесточает контроль за зарплатами: как избежать рисков
- 10.02.2025 Реальные зарплаты в 2025 году вырастут лишь на 3,3%
- 13.01.2025 В России средняя зарплата женщин меньше, чем у мужчин
- 14.11.2024 Письмо Минфина России от 01.08.2024 г. № 07-01-09/71935
- 01.07.2019 Письмо Минтруда России от 21.05.2019 года № 14-2/ООГ-3606
- 07.11.2018 Письмо Минфина России от 24 сентября 2018 г. № 03-15-06/68161
Комментарии