Александр Починок о «переезде» НДФЛ
Все чаще обсуждаемая в последнее время идея взимания подоходного налога (НДФЛ) не по месту работы налогоплательщика, а по месту его регистрации, практически стала яблоком раздора между региональными властями и руководством крупных городов. Последний нашумевший спор из-за дальнейшей судьбы НДФЛ произошел между Москвой и Подмосковьем. Сенатор и экс-министр по налогам и сборам Александр Починок рассказал корреспонденту РБК daily Юлии Синяевой о том, как можно преодолеть трудности администрирования НДФЛ и нужны ли стране налоговые изменения
02.07.2012РБК daily— Как вы считаете, придаст ли новая инициатива о переносе НДФЛ импульс экономическому развитию муниципалитетов? Не секрет, что сегодня большинство финансовых ресурсов сосредоточено в столице и административных центрах, а качество социальной инфраструктуры на периферии существенно ниже.
— Дело не в том, что есть противоречия между столицей и муниципалитетами. Когда президенту во время его выступления в Совете Федерации пожаловались на большие пробки в крупных городах, он ответил: главная задача — создавать по всей стране такие условия жизни, чтобы люди не стремились ехать в мегаполисы. Качество жизни в муниципалитетах должно быть такое же, как в столице.
Но подавляющая часть муниципалитетов, с одной стороны, не имеет денег на полноценное формирование бюджета — им попросту недостает налоговых поступлений; а с другой, что еще хуже, они почти ни в чем не заинтересованы — нет налогов, за которые муниципалитеты могли бы бороться. Даже если местное руководство все колени изотрет и все шишки набьет, много денег не собрать. Сейчас же появляется возможность брать налоги с тех, кто зарегистрирован на их территории. Муниципалитеты будут заинтересованы стремиться выращивать у себя налогоплательщиков: это соседи, это те, кого они знают, это те, кого они могут привлечь, это люди, которым они смогут указать: ты заплатил налоги? Мы за счет этого построим хорошую дорогу, сделаем приличную школу, поставим красивые скамейки.
Обратите внимание: навстречу движутся два желания. С одной стороны, человек увидит, как меняется территория, на которой он живет, за счет того, что он же в нее вкладывает свои налоги. С другой стороны, муниципалитет увидит, как нужно выращивать налогоплательщиков и как их нужно агитировать.
Я знаю много зарубежных примеров, когда образовывались небольшие городки и начинали быстро богатеть. Приезжали налогоплательщики и платили налоги, покупали квартиры и дома — городок улучшался. Приезжали еще налогоплательщики, городок становился еще лучше — непрерывный процесс. Каждый глава, каждый депутат муниципального образования будет заинтересован в такой агитации: приезжайте к нам, платите налоги, и от этого ваша же жизнь будет лучше.
— Как вы думаете, эта инициатива выгодна только Московской и Ленинградской областям, многие жители которых работают в столицах и платят им налоги? Или от нового порядка сбора НДФЛ выиграет большинство регионов страны?
— Это актуально для всех. Сейчас говорят, это Московская область придумала, чтобы получить деньги. Но при этом они забывают, что все, подчеркиваю, все области, окружающие Подмосковье, — это одни из самых бедных областей Центральной России. Они выиграют, и очень сильно выиграют, потому что их жители приезжают работать в Московскую область так же, как жители Подмосковья в Москву.
Мы как раз и поддерживаем муниципалитеты, в которых недостаточно рабочих мест, где люди вынуждены ехать в более крупные города. Мы помогаем им разрывать этот заколдованный круг. Понимаете, они сейчас у себя не видят работы — они видят не очень хорошее качество жизни. Они не хотят платить налоги, которые идут непонятно куда; они думают, как бы от этой жизни перейти к лучшей. У нас есть возможность встать на другой путь: вы работаете, деньги поступают в ваш город, город расширяется, появляются дополнительные рабочие места, опять-таки, город заживет, есть смысл жить и не думать о переезде.
— Главный аргумент противников инициативы — сложное администрирование, риски при сборе налогов. Как вы думаете, кто должен заниматься сбором НДФЛ? Предприятия, органы власти или сами граждане?
— Мы предлагаем не очень сложный вариант. Нас упрекают, что каждое предприятие столкнется с трудностями — как перечислять деньги своих сотрудников в муниципалитеты. Ничего подобного.
У нас в стране есть казначейская система; предприятие, точнее налоговый агент, будет по-прежнему перечислять деньги через систему федерального казначейства. Оно и так указывает в своих документах коды административно-территориальных образований, коды ОКАТО каждого плательщика НДФЛ.
Казначейство раз в несколько месяцев, например раз в три месяца, шесть месяцев, будет перечислять всю сумму в соответствии с этими кодами ОКАТО в муниципалитет. Речь не идет о 60 млн платежей, речь идет о том, что казначейство суммирует и по этому коду направляет единые платежи в бюджеты муниципальных образований. Технологически наши современные компьютеры позволяют сделать это достаточно просто.
Я бы сам был против, если бы разговор шел о том, что бухгалтеру пришлось бы делать каждую проводку — мы бы с ума сошли от такой волокиты. А тут, еще раз подчеркиваю, суммирование по коду ОКАТО и направление единых платежей раз в несколько месяцев. Администрировать налоговые органы будут того же самого налогового агента, который находится на их территории, поэтому уйти от налогов будет достаточно трудно.
— Само руководство муниципалитетов заинтересуется в такой работе?
— Я уверен, главы таких известных деревень, как Усово, Барвиха и т.д., очень обрадуются и проведут тщательный анализ, сколько налогов платят те, кто строит гигантские дворцы на их территориях. Если серьезно, то, конечно, в этой работе заинтересованы все.
Обратите внимание: возникает двойной контроль. С одной стороны, налоговые органы проверяют налогового агента, а с другой — муниципалитет, который лучше всех знает проживающих на его территории граждан, может посмотреть, кто сколько платит. Сумма налога налицо — и тут уже шансы уйти от него будут существенно меньше.
Темы: НДФЛ (Налог на доходы физических лиц, подоходный налог)  Налоговое право  
- 24.04.2024 Как определить срок владения для вычета по НДФЛ, если комнаты объединили в квартиру
- 23.04.2024 В налоговой сообщили, когда удерживать НДФЛ с суточных «разъездным» сотрудникам
- 20.04.2024 ФНС сообщила о расхождениях в 6‑НДФЛ и РСВ
- 15.05.2023 ФТС уменьшила за январь-апрель перечисления в бюджет РФ
- 15.02.2021 Ставропольский предприниматель попался на неуплате 23 млн рублей налогов
- 13.12.2016 Изменения в налогообложении и уплате страховых взносов с 1 января 2017 года: приглашаем на бесплатный вебинар
- 19.02.2024 Проблемные ситуации с 6‑НДФЛ: неучтенные больничные и удержания из зарплаты
- 13.02.2024 6‑НДФЛ за I квартал надо сдавать по новой форме
- 25.12.2023 С 2024 года вступят в силу новые правила уплаты НДФЛ для дистанционных работников
- 05.09.2013 Не храните тайны в банках
- 27.08.2013 Налог на недвижимость: зачем он нужен и чьи интересы затронет
- 16.08.2013 Изменения в НДС, банковских правилах и расширение полномочий налоговиков
- 21.04.2024
Оспариваемым решением
предпринимателю доначислены НДФЛ и НДС, а также соответствующие пени и штрафы в связи с неправомерным применением специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход и неуплатой налогов по общей системе налогообложения.Встречное требование: О взыскании НДФЛ, НДС, пеней, штрафов.
Итог: основное требование удовлетворено в части, встречное требование удовлетворен
- 21.04.2024
Оспариваемым решением
обществу начислены налог на прибыль, НДС, НДФЛ, пени и штрафы, предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета в связи с необоснованным применением налоговых вычетов по НДС, неподтверждением несения затрат по нереальным сделкам, неполным и несвоевременным перечислением НДФЛ и непредставлением документов по требованиям налогового органа.Итог: в
- 21.04.2024
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДФЛ, пени в связи с неперечислением в бюджет удержанного НДФЛ.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку наличие переплаты, достаточной для погашения спорной задолженности, не доказано, последующее представление обществом уточненных расчетов по страховым взносам не влияет на законность оспариваемого решения.
- 09.08.2023
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль организаций, начислил пени и штраф, сделав вывод о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по хозяйственным операциям с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлена согласованность действий налогоплательщика и его контрагентов, а также направленность их действий на получение налоговой экономии в виде
- 26.10.2022
Налогоплательщик утверждает,
что бездействие налогового органа незаконно.Итог: дело направлено на новое рассмотрение, так как суд не дал оценки доводам налогоплательщика об отнесении поступивших платежей к категории невыясненных, а также не оценил решения налогового органа об уточнении категории платежей и данные карточки "Расчеты с бюджетом".
- 24.10.2022
Определением приняты
обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения.Итог: определение оставлено без изменения.
- 24.04.2024 Письмо ФНС России от 15.04.2024 г. № ЗГ-2-11/5893
- 22.04.2024 Письмо ФНС России от 20.02.2024 г. № БС-4-11/1877@
- 22.04.2024 Письмо Минфина России от 09.04.2024 г. № 03-04-05/32648
- 11.01.2024 Письмо Минфина России от 25.12.2023 г. № 03-02-07/125540
- 02.02.2023 Письмо Минфина России от 29 .12.2022 г. № 03-02-07/129648
- 28.10.2022 Письмо Минфина России от 26.09.2022 г. № 03-03-07/92723
Комментарии