
Александр Починок о «переезде» НДФЛ

Все чаще обсуждаемая в последнее время идея взимания подоходного налога (НДФЛ) не по месту работы налогоплательщика, а по месту его регистрации, практически стала яблоком раздора между региональными властями и руководством крупных городов. Последний нашумевший спор из-за дальнейшей судьбы НДФЛ произошел между Москвой и Подмосковьем. Сенатор и экс-министр по налогам и сборам Александр Починок рассказал корреспонденту РБК daily Юлии Синяевой о том, как можно преодолеть трудности администрирования НДФЛ и нужны ли стране налоговые изменения
02.07.2012РБК daily— Как вы считаете, придаст ли новая инициатива о переносе НДФЛ импульс экономическому развитию муниципалитетов? Не секрет, что сегодня большинство финансовых ресурсов сосредоточено в столице и административных центрах, а качество социальной инфраструктуры на периферии существенно ниже.
— Дело не в том, что есть противоречия между столицей и муниципалитетами. Когда президенту во время его выступления в Совете Федерации пожаловались на большие пробки в крупных городах, он ответил: главная задача — создавать по всей стране такие условия жизни, чтобы люди не стремились ехать в мегаполисы. Качество жизни в муниципалитетах должно быть такое же, как в столице.
Но подавляющая часть муниципалитетов, с одной стороны, не имеет денег на полноценное формирование бюджета — им попросту недостает налоговых поступлений; а с другой, что еще хуже, они почти ни в чем не заинтересованы — нет налогов, за которые муниципалитеты могли бы бороться. Даже если местное руководство все колени изотрет и все шишки набьет, много денег не собрать. Сейчас же появляется возможность брать налоги с тех, кто зарегистрирован на их территории. Муниципалитеты будут заинтересованы стремиться выращивать у себя налогоплательщиков: это соседи, это те, кого они знают, это те, кого они могут привлечь, это люди, которым они смогут указать: ты заплатил налоги? Мы за счет этого построим хорошую дорогу, сделаем приличную школу, поставим красивые скамейки.
Обратите внимание: навстречу движутся два желания. С одной стороны, человек увидит, как меняется территория, на которой он живет, за счет того, что он же в нее вкладывает свои налоги. С другой стороны, муниципалитет увидит, как нужно выращивать налогоплательщиков и как их нужно агитировать.
Я знаю много зарубежных примеров, когда образовывались небольшие городки и начинали быстро богатеть. Приезжали налогоплательщики и платили налоги, покупали квартиры и дома — городок улучшался. Приезжали еще налогоплательщики, городок становился еще лучше — непрерывный процесс. Каждый глава, каждый депутат муниципального образования будет заинтересован в такой агитации: приезжайте к нам, платите налоги, и от этого ваша же жизнь будет лучше.
— Как вы думаете, эта инициатива выгодна только Московской и Ленинградской областям, многие жители которых работают в столицах и платят им налоги? Или от нового порядка сбора НДФЛ выиграет большинство регионов страны?
— Это актуально для всех. Сейчас говорят, это Московская область придумала, чтобы получить деньги. Но при этом они забывают, что все, подчеркиваю, все области, окружающие Подмосковье, — это одни из самых бедных областей Центральной России. Они выиграют, и очень сильно выиграют, потому что их жители приезжают работать в Московскую область так же, как жители Подмосковья в Москву.
Мы как раз и поддерживаем муниципалитеты, в которых недостаточно рабочих мест, где люди вынуждены ехать в более крупные города. Мы помогаем им разрывать этот заколдованный круг. Понимаете, они сейчас у себя не видят работы — они видят не очень хорошее качество жизни. Они не хотят платить налоги, которые идут непонятно куда; они думают, как бы от этой жизни перейти к лучшей. У нас есть возможность встать на другой путь: вы работаете, деньги поступают в ваш город, город расширяется, появляются дополнительные рабочие места, опять-таки, город заживет, есть смысл жить и не думать о переезде.
— Главный аргумент противников инициативы — сложное администрирование, риски при сборе налогов. Как вы думаете, кто должен заниматься сбором НДФЛ? Предприятия, органы власти или сами граждане?
— Мы предлагаем не очень сложный вариант. Нас упрекают, что каждое предприятие столкнется с трудностями — как перечислять деньги своих сотрудников в муниципалитеты. Ничего подобного.
У нас в стране есть казначейская система; предприятие, точнее налоговый агент, будет по-прежнему перечислять деньги через систему федерального казначейства. Оно и так указывает в своих документах коды административно-территориальных образований, коды ОКАТО каждого плательщика НДФЛ.
Казначейство раз в несколько месяцев, например раз в три месяца, шесть месяцев, будет перечислять всю сумму в соответствии с этими кодами ОКАТО в муниципалитет. Речь не идет о 60 млн платежей, речь идет о том, что казначейство суммирует и по этому коду направляет единые платежи в бюджеты муниципальных образований. Технологически наши современные компьютеры позволяют сделать это достаточно просто.
Я бы сам был против, если бы разговор шел о том, что бухгалтеру пришлось бы делать каждую проводку — мы бы с ума сошли от такой волокиты. А тут, еще раз подчеркиваю, суммирование по коду ОКАТО и направление единых платежей раз в несколько месяцев. Администрировать налоговые органы будут того же самого налогового агента, который находится на их территории, поэтому уйти от налогов будет достаточно трудно.
— Само руководство муниципалитетов заинтересуется в такой работе?
— Я уверен, главы таких известных деревень, как Усово, Барвиха и т.д., очень обрадуются и проведут тщательный анализ, сколько налогов платят те, кто строит гигантские дворцы на их территориях. Если серьезно, то, конечно, в этой работе заинтересованы все.
Обратите внимание: возникает двойной контроль. С одной стороны, налоговые органы проверяют налогового агента, а с другой — муниципалитет, который лучше всех знает проживающих на его территории граждан, может посмотреть, кто сколько платит. Сумма налога налицо — и тут уже шансы уйти от него будут существенно меньше.
Темы: НДФЛ (Налог на доходы физических лиц, подоходный налог)  Налоговое право  
- 07.08.2025 ФНС подготовила новые коды доходов и вычетов по НДФЛ
- 06.08.2025 Минфин: оплата питания работников облагается НДФЛ
- 05.08.2025 Россиянам напомнили об изменениях в налогообложении доходов по вкладам
- 15.05.2023 ФТС уменьшила за январь-апрель перечисления в бюджет РФ
- 15.02.2021 Ставропольский предприниматель попался на неуплате 23 млн рублей налогов
- 13.12.2016 Изменения в налогообложении и уплате страховых взносов с 1 января 2017 года: приглашаем на бесплатный вебинар
- 04.03.2025 Как не переплатить налог на вклады в 2025-м
- 20.02.2025 ФНС решила автоматизировать уплату НДФЛ с конца 2025 года
- 18.02.2025 ФНС готовится отказаться от большинства деклараций по НДФЛ
- 05.09.2013 Не храните тайны в банках
- 27.08.2013 Налог на недвижимость: зачем он нужен и чьи интересы затронет
- 16.08.2013 Изменения в НДС, банковских правилах и расширение полномочий налоговиков
- 30.07.2025
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику НДФЛ, пени и штраф, выявив, что последний не исполнил обязанность налогового агента по удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ в отношении компенсационных выплат сотрудникам за работу в тяжелых и вредных условиях труда.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как тот факт, что спорные выплаты обусловлены несением сотрудниками налогоплательщика реаль
- 27.07.2025
Предпринимателю доначислены
единый налог по УСН, НДФЛ, НДС. Также предприниматель привлечен к ответственности за непредставление налоговой декларации и неполную уплату налога.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку заключенные между предпринимателем и взаимосвязанными с ним организациями-застройщиками сделки свидетельствуют о создании формального документооборота, позволяющего предприн
- 24.07.2025
Обществу начислены
НДС, НДФЛ и страховые взносы, пени и штрафы, так как установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что общество, применяющее УСН, при ведении финансово-хозяйственной деятельности осуществляло дробление бизнеса, направленное на снижение предельных показателей до установленных законодательством, позволяющих применять специальный налоговый режим в каждом из хозяйствующих субъектов.Итог
- 10.08.2025
В адрес
общества налоговым органом было направлено требование о предоставлении документации в отношении контрагента, которое обществом не исполнено.Итог: требование удовлетворено, поскольку документация фактически запрошена в период проведения камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по НДС, по причине чего требование налогового органа, предъявленное в отношении конкретной сделки, не подлежало
- 16.07.2025
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль организаций, начислил штраф, сделав вывод об искажении налогоплательщиком сведений о фактах хозяйственной деятельности в результате создания схемы ухода от налогообложения с участием контрагентов.Итог: требование удовлетворено в части, касающейся доначисления налога на прибыль и НДС по взаимоотношениям с отдельными контрагентами, соответствующих сумм
- 02.02.2025
Отказано в
возмещении НДС ввиду неправомерности применения вычета при направленности действий налогоплательщика на искусственное создание условий для возмещения налога.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку отсутствовали реальные хозяйственные операции со спорными контрагентами, первичные документы содержали недостоверные сведения, товар не использовался для осуществления облагаемой НДС де
- 25.07.2025 Письмо Минфина России от 05.05.2025 г. № 03-04-05/44632
- 24.07.2025 Письмо Минфина России от 04.04.2025 г. № 03-04-05/33661
- 24.07.2025 Письмо Минфина России от 06.05.2025 г. № 03-04-05/44880
- 26.06.2025 Письмо ФНС России от 11.06.2025 г. № СД-17-2/1581@
- 20.06.2025 Письмо Минфина России от 25.04.2025 г. № 03-02-08/42075
- 19.03.2025 Письмо Минфина России от 09.12.2024 г. № 03-02-08/124125
Комментарии