Александр Починок о «переезде» НДФЛ
Все чаще обсуждаемая в последнее время идея взимания подоходного налога (НДФЛ) не по месту работы налогоплательщика, а по месту его регистрации, практически стала яблоком раздора между региональными властями и руководством крупных городов. Последний нашумевший спор из-за дальнейшей судьбы НДФЛ произошел между Москвой и Подмосковьем. Сенатор и экс-министр по налогам и сборам Александр Починок рассказал корреспонденту РБК daily Юлии Синяевой о том, как можно преодолеть трудности администрирования НДФЛ и нужны ли стране налоговые изменения
02.07.2012РБК daily— Как вы считаете, придаст ли новая инициатива о переносе НДФЛ импульс экономическому развитию муниципалитетов? Не секрет, что сегодня большинство финансовых ресурсов сосредоточено в столице и административных центрах, а качество социальной инфраструктуры на периферии существенно ниже.
— Дело не в том, что есть противоречия между столицей и муниципалитетами. Когда президенту во время его выступления в Совете Федерации пожаловались на большие пробки в крупных городах, он ответил: главная задача — создавать по всей стране такие условия жизни, чтобы люди не стремились ехать в мегаполисы. Качество жизни в муниципалитетах должно быть такое же, как в столице.
Но подавляющая часть муниципалитетов, с одной стороны, не имеет денег на полноценное формирование бюджета — им попросту недостает налоговых поступлений; а с другой, что еще хуже, они почти ни в чем не заинтересованы — нет налогов, за которые муниципалитеты могли бы бороться. Даже если местное руководство все колени изотрет и все шишки набьет, много денег не собрать. Сейчас же появляется возможность брать налоги с тех, кто зарегистрирован на их территории. Муниципалитеты будут заинтересованы стремиться выращивать у себя налогоплательщиков: это соседи, это те, кого они знают, это те, кого они могут привлечь, это люди, которым они смогут указать: ты заплатил налоги? Мы за счет этого построим хорошую дорогу, сделаем приличную школу, поставим красивые скамейки.
Обратите внимание: навстречу движутся два желания. С одной стороны, человек увидит, как меняется территория, на которой он живет, за счет того, что он же в нее вкладывает свои налоги. С другой стороны, муниципалитет увидит, как нужно выращивать налогоплательщиков и как их нужно агитировать.
Я знаю много зарубежных примеров, когда образовывались небольшие городки и начинали быстро богатеть. Приезжали налогоплательщики и платили налоги, покупали квартиры и дома — городок улучшался. Приезжали еще налогоплательщики, городок становился еще лучше — непрерывный процесс. Каждый глава, каждый депутат муниципального образования будет заинтересован в такой агитации: приезжайте к нам, платите налоги, и от этого ваша же жизнь будет лучше.
— Как вы думаете, эта инициатива выгодна только Московской и Ленинградской областям, многие жители которых работают в столицах и платят им налоги? Или от нового порядка сбора НДФЛ выиграет большинство регионов страны?
— Это актуально для всех. Сейчас говорят, это Московская область придумала, чтобы получить деньги. Но при этом они забывают, что все, подчеркиваю, все области, окружающие Подмосковье, — это одни из самых бедных областей Центральной России. Они выиграют, и очень сильно выиграют, потому что их жители приезжают работать в Московскую область так же, как жители Подмосковья в Москву.
Мы как раз и поддерживаем муниципалитеты, в которых недостаточно рабочих мест, где люди вынуждены ехать в более крупные города. Мы помогаем им разрывать этот заколдованный круг. Понимаете, они сейчас у себя не видят работы — они видят не очень хорошее качество жизни. Они не хотят платить налоги, которые идут непонятно куда; они думают, как бы от этой жизни перейти к лучшей. У нас есть возможность встать на другой путь: вы работаете, деньги поступают в ваш город, город расширяется, появляются дополнительные рабочие места, опять-таки, город заживет, есть смысл жить и не думать о переезде.
— Главный аргумент противников инициативы — сложное администрирование, риски при сборе налогов. Как вы думаете, кто должен заниматься сбором НДФЛ? Предприятия, органы власти или сами граждане?
— Мы предлагаем не очень сложный вариант. Нас упрекают, что каждое предприятие столкнется с трудностями — как перечислять деньги своих сотрудников в муниципалитеты. Ничего подобного.
У нас в стране есть казначейская система; предприятие, точнее налоговый агент, будет по-прежнему перечислять деньги через систему федерального казначейства. Оно и так указывает в своих документах коды административно-территориальных образований, коды ОКАТО каждого плательщика НДФЛ.
Казначейство раз в несколько месяцев, например раз в три месяца, шесть месяцев, будет перечислять всю сумму в соответствии с этими кодами ОКАТО в муниципалитет. Речь не идет о 60 млн платежей, речь идет о том, что казначейство суммирует и по этому коду направляет единые платежи в бюджеты муниципальных образований. Технологически наши современные компьютеры позволяют сделать это достаточно просто.
Я бы сам был против, если бы разговор шел о том, что бухгалтеру пришлось бы делать каждую проводку — мы бы с ума сошли от такой волокиты. А тут, еще раз подчеркиваю, суммирование по коду ОКАТО и направление единых платежей раз в несколько месяцев. Администрировать налоговые органы будут того же самого налогового агента, который находится на их территории, поэтому уйти от налогов будет достаточно трудно.
— Само руководство муниципалитетов заинтересуется в такой работе?
— Я уверен, главы таких известных деревень, как Усово, Барвиха и т.д., очень обрадуются и проведут тщательный анализ, сколько налогов платят те, кто строит гигантские дворцы на их территориях. Если серьезно, то, конечно, в этой работе заинтересованы все.
Обратите внимание: возникает двойной контроль. С одной стороны, налоговые органы проверяют налогового агента, а с другой — муниципалитет, который лучше всех знает проживающих на его территории граждан, может посмотреть, кто сколько платит. Сумма налога налицо — и тут уже шансы уйти от него будут существенно меньше.



