
Аналитика / Налогообложение / «Незаофшоренный» взгляд
«Незаофшоренный» взгляд
Правительство России решило взяться за проблему офшоров и создать такое законодательство, которое позволяло бы взимать налоги со всех доходов своих резидентов вне зависимости от места их получения. Чем это грозит российскому бизнесу?
30.03.2012РБК dailyМинфин давно предлагает создать такую систему налогообложения, которая позволила бы контролировать офшоры и не давать российскому капиталу выходить из-под действия российского законодательства. Требование, внесенное недавно премьером Владимиром Путиным, предписывает чиновникам проработать соответствующие изменения в законодательстве до 1 апреля 2012 года.
Хотя в правительстве неоднократно озвучивалась необходимость взять на вооружение иностранный опыт, какую форму контроля над офшорными компаниями примут в России, пока неясно.
Первый шаг, который должен сделать законодатель, — ограничить конфиденциальность, то есть заставить офшорные компании, работающие в России или связанные с российскими резидентами, раскрывать информацию о себе. И в порядке административного надзора иметь возможность проверить эту информацию. Этот шаг позволит оценить масштабы потенциальной налоговой выручки и будет являться основанием для введения налоговой нагрузки. Это лишит владельцев офшоров возможности минимизировать свои налоговые расходы за счет давно существующих механизмов.
С этой проблемой столкнулась не только Россия. Практически все развитые страны имеют законодательство, регулирующее деятельность контролируемых иностранных компаний (CFC, Controlled foreign company). Изучение зарубежного опыта контроля над иностранными компаниями показывает, что практически во всех странах их основные позиции примерно одинаковы. Так, они распространяются на юридических и физических лиц, которые переправляют доходы в зоны с низким уровнем налогов. Как правило, эти средства не распределяются в виде дивидендов и налоги с них не платятся. Исключениями, на которых не распространяются правила CFC, являются офшорные компании, ведущие активную экономическую деятельность и распределяющие дивиденды, а также зарегистрированные в юрисдикциях с высокими налогами.
Правда, пока еще вопрос с доступом российских налоговиков к этим данным не решен. Во всем мире, где действуют правила CFC, государства заключают со странами-офшорами соглашения об обмене информацией. Первыми в 2000 году подобные соглашения стали заключать США. Теперь, по данным Организации экономического сотрудничества и развития, их общее количество для всех стран достигло 511.
Российские власти пока готовят типовые договоры таких соглашений, решают, какая структура будет ими заниматься, и т.д. Кроме того, часть информации об офшорах налоговики могут взять у антимонопольных органов, которым эти данные раскрываются при одобрении сделок. Однако, пока процесс получения информации не налажен, введение нового налогового законодательства может привести к новым возможностям для чиновников «кошмарить» бизнес.
Кроме того, при полном копировании зарубежного опыта CFC на некоторую часть офшорных компаний нововведения распространяться не будут. Речь идет о случаях, когда в России зарегистрированы «дочки» иностранных компаний с производственными активами.
Пока окончательная редакция предложений по поправкам в налоговое законодательство не сделана, можно лишь предполагать, каким путем решит пойти российское правительство. Так или иначе, можно с уверенностью сказать, что зарубежный опыт будет учтен, но вот какую форму он приобретет на отечественной почве, пока остается неясным.
По данным Центробанка, с начала года отток капитала из России составил более 21 млрд долл. У Минфина еще более пессимистичные данные. Без репатриации, в том числе за счет привлечения иностранных инвестиций, по итогам года отток частного капитала превысит прогнозируемые ЦБ 30 млрд долл.
На сегодняшний момент, как мне кажется, существуют два варианта, как стабилизировать налоговую систему, не навредивинвестиционному климату: либо оставить одну из самых низких подоходных ставок, но повысить собираемость за счет трансграничного администрирования налога, либо пересмотреть ставки налогов. Второй вариант выглядит более легким. Первый — более правильным. Но вот их комбинация может привести к серьезному удару по инвестиционному климату.
Теперь все зависит от того, какая схема изменений налогового законодательства будет принята и, главное, как она будет реализовываться. В худшем случае российский владелец офшора будет платить столько же налогов, сколько он платил бы с российской компании. Таким образом, при наиболее решительных изменениях через несколько лет офшоры перестанут существовать попросту из-за своей невыгодности.
- 24.01.2025 Минфин предостерег от уклонения от уплаты НДС при УСН
- 05.10.2024 В ГД заявили, что в налоговой сфере мало серых зон
- 19.03.2024 Тюменский бизнес не заплатил ФНС 37 млрд рублей
- 15.05.2023 ФТС уменьшила за январь-апрель перечисления в бюджет РФ
- 15.02.2021 Ставропольский предприниматель попался на неуплате 23 млн рублей налогов
- 13.12.2016 Изменения в налогообложении и уплате страховых взносов с 1 января 2017 года: приглашаем на бесплатный вебинар
- 07.12.2023 Как буфеты в столичных театрах уходят от налогов и нарушают права потребителей
- 18.10.2023 Центробанк дал советы по борьбе с «ресторанной схемой» отмывания
- 12.05.2023 Эксперт объяснила схему ухода от налогов, популярную у блогеров
- 05.09.2013 Не храните тайны в банках
- 27.08.2013 Налог на недвижимость: зачем он нужен и чьи интересы затронет
- 16.08.2013 Изменения в НДС, банковских правилах и расширение полномочий налоговиков
- 11.06.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС, налог на прибыль, соответствующие суммы пеней, штрафа в связи с отсутствием реальных хозяйственных операций между обществом и контрагентом.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом умышленно создан формальный документооборот с подконтрольным ему контрагентом, не располагавшим материальными и трудовыми ресурсами для выполнения рабо
- 11.06.2025
Обществу доначислены
НДС, налог на прибыль, пени и штраф.Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку выводы судов относительно законности оспариваемого акта не основаны на полном и всестороннем выяснении фактических обстоятельств дела, относящихся к обязательному предмету исследования, сделаны без надлежащей оценки оснований принятия оспариваемого акта, а также доводов участвующих в деле
- 04.06.2025
Начислены НДС,
налог на прибыль, пени ввиду создания формального документооборота и получения в связи с этим необоснованной налоговой выгоды по хозяйственным операциям по приобретению полипропилена.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку сделки с контрагентами, обладающими признаками номинальных структур, не сопровождались реальным приобретением товара.
- 02.02.2025
Отказано в
возмещении НДС ввиду неправомерности применения вычета при направленности действий налогоплательщика на искусственное создание условий для возмещения налога.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку отсутствовали реальные хозяйственные операции со спорными контрагентами, первичные документы содержали недостоверные сведения, товар не использовался для осуществления облагаемой НДС де
- 19.01.2025
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, пени и штраф ввиду неправомерного включения обществом в состав налоговых вычетов по НДС и расходов по налогу на прибыль стоимости нефтепродуктов по документам, оформленным от имени контрагента, который был использован в целях "искусственного" документооборота.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку анализ книги покупок и движения денежных ср
- 18.12.2024
Налоговый орган
сослался на неправомерное уменьшение обществом исчисленного НДС на суммы вычетов по взаимоотношениям со спорными контрагентами, умышленное искажение сведений о фактах хозяйственной деятельности, отражение в налоговой отчетности по НДС недостоверных данных и сведений, являющихся основанием для уменьшения сумм исчисленного НДС.Итог: требование удовлетворено, поскольку налоговым органом не д
- 28.05.2025 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.03.2024 г. № Ф04-188/2024 по делу № А03-6938/2023
- 23.03.2025 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.02.2024 г. № Ф07-17720/2023 по делу № А21-12881/2022
- 19.03.2025 Письмо Минфина России от 09.12.2024 г. № 03-02-08/124125
- 28.08.2024 Письмо Минфина России от 09.08.2024 г. № 03-02-08/74703
- 11.01.2024 Письмо Минфина России от 25.12.2023 г. № 03-02-07/125540
- 02.02.2023 Письмо Минфина России от 29 .12.2022 г. № 03-02-07/129648
Комментарии