Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / «Незаофшоренный» взгляд

«Незаофшоренный» взгляд

Правительство России решило взяться за проблему офшоров и создать такое законодательство, которое позволяло бы взимать налоги со всех доходов своих резидентов вне зависимости от места их получения. Чем это грозит российскому бизнесу?

30.03.2012
РБК daily
Автор: Дмитрий Кленов, партнер UFG Wealth Management

Минфин давно предлагает создать такую систему налогообложения, которая позволила бы контролировать офшоры и не давать российскому капиталу выходить из-под действия российского законодательства. Требование, внесенное недавно премьером Владимиром Путиным, предписывает чиновникам проработать соответствующие изменения в законодательстве до 1 апреля 2012 года.

Хотя в правительстве неоднократно озвучивалась необходимость взять на вооружение иностранный опыт, какую форму контроля над офшорными компаниями примут в России, пока неясно.

Первый шаг, который должен сделать законодатель, — ограничить конфиденциальность, то есть заставить офшорные компании, работающие в России или связанные с российскими резидентами, раскрывать информацию о себе. И в порядке административного надзора иметь возможность проверить эту информацию. Этот шаг позволит оценить масштабы потенциальной налоговой выручки и будет являться основанием для введения налоговой нагрузки. Это лишит владельцев офшоров возможности минимизировать свои налоговые расходы за счет давно существующих механизмов.

С этой проблемой столкнулась не только Россия. Практически все развитые страны имеют законодательство, регулирующее деятельность контролируемых иностранных компаний (CFC, Controlled foreign company). Изучение зарубежного опыта контроля над иностранными компаниями показывает, что практически во всех странах их основные позиции примерно одинаковы. Так, они распространяются на юридических и физических лиц, которые переправляют доходы в зоны с низким уровнем налогов. Как правило, эти средства не распределяются в виде дивидендов и налоги с них не платятся. Исключениями, на которых не распространяются правила CFC, являются офшорные компании, ведущие активную экономическую деятельность и распределяющие дивиденды, а также зарегистрированные в юрисдикциях с высокими налогами.

Правда, пока еще вопрос с доступом российских налоговиков к этим данным не решен. Во всем мире, где действуют правила CFC, государства заключают со странами-офшорами соглашения об обмене информацией. Первыми в 2000 году подобные соглашения стали заключать США. Теперь, по данным Организации экономического сотрудничества и развития, их общее количество для всех стран достигло 511.

Российские власти пока готовят типовые договоры таких соглашений, решают, какая структура будет ими заниматься, и т.д. Кроме того, часть информации об офшорах налоговики могут взять у антимонопольных органов, которым эти данные раскрываются при одобрении сделок. Однако, пока процесс получения информации не налажен, введение нового налогового законодательства может привести к новым возможностям для чиновников «кошмарить» бизнес.

Кроме того, при полном копировании зарубежного опыта CFC на некоторую часть офшорных компаний нововведения распространяться не будут. Речь идет о случаях, когда в России зарегистрированы «дочки» ино­странных компаний с производственными активами.

Пока окончательная редакция предложений по поправкам в налоговое законодательство не сделана, можно лишь предполагать, каким путем решит пойти российское правительство. Так или иначе, можно с уверенностью сказать, что зарубежный опыт будет учтен, но вот какую форму он приобретет на отечественной почве, пока остается неясным.

По данным Центробанка, с начала года отток капитала из России составил более 21 млрд долл. У Минфина еще более пессимистичные данные. Без репатриации, в том числе за счет привлечения иностранных инвестиций, по итогам года отток частного капитала превысит прогнозируемые ЦБ 30 млрд долл.

На сегодняшний момент, как мне кажется, существуют два варианта, как стабилизировать налоговую систему, не навредивинвестиционному климату: либо оставить одну из самых низких подоходных ставок, но повысить собираемость за счет трансграничного админи­стрирования налога, либо пересмотреть ставки налогов. Второй вариант выглядит более легким. Первый — более правильным. Но вот их комбинация может привести к серьезному удару по инвестиционному климату.

Теперь все зависит от того, какая схема изменений налогового законодательства будет принята и, главное, как она будет реализовываться. В худшем случае российский владелец офшора будет платить столько же налогов, сколько он платил бы с российской компании. Таким образом, при наиболее решительных изменениях через несколько лет офшоры перестанут существовать попросту из-за своей невыгодности.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Оптимизация налогообложения. Уклонение от уплаты налогов. Схемы
  • 05.12.2016  

    Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из доказанности совокупности обстоятельств, подтверждающих отсутствие реальности хозяйственных отношений с контрагентами, недостоверности сведений, содержащихся в первичных документах, направленности действий общества на получение необоснованной налоговой выгоды.

  • 30.11.2016  

    Судами правильно применили нормы права, а также учли разъяснения Высшего арбитражного суда Российской Федерации, и пришли к обоснованному выводу, что общество в проверенном периоде получило необоснованную налоговую выгоду в виде применения УСН и освобождения от уплаты налогов по общей системе налогообложения.

  • 30.11.2016  

    Судебные инстанции пришли к выводу о доказанности налоговым органом факта получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, поскольку реальность хозяйственных операций с поставщиком не подтверждена, сведения в представленных документах налогоплательщика недостоверны.


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговое право
  • 30.08.2013  

    Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

  • 29.08.2013  

    О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации

  • 21.08.2012  

    «Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года»


Вся судебная практика по этой теме »

Оптимизация налогообложения. Уклонение от уплаты налогов. Схемы

Все законодательство по этой теме »

Налоговое право

Все законодательство по этой теме »