Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Узнайте самые значимые изменения в работе бухгалтеров в 2019 году

практические решения для работы, советы по применению законодательства и кейсы по проверкам и отчетности от лучших спикеров ИРСОТ

Главная неделя для главбуха
   
График мероприятий

Аналитика / Налогообложение / Учитываем приобретенные ТМЦ под другим наименованием

Учитываем приобретенные ТМЦ под другим наименованием

Зачем это нужно и как это сделать, чтобы не пришлось потом спорить с налоговиками

31.10.2011
Журнал «Главная книга»
Автор: Мартынюк Н.А.

Необходимость учитывать поступившие товары и материалы не под тем наименованием, которое указано в накладной поставщика, у одних компаний существует постоянно, у других - возникает лишь время от времени. Давайте разберемся, когда может понадобиться такое переименование и как его сделать, чтобы потом не пришлось доказывать налоговикам, что поставленный вам, к примеру, принтер и принятое к учету печатающее устройство - это одно и то же.

В каких случаях приходится переименовывать ТМЦ

Один и тот же товар разные компании могут продавать под разными наименованиями. К примеру, ткань костюмная, ткань шерстяная, ткань гребенного прядения - все это одна и та же ткань.

Потребность учесть приобретенные ТМЦ не под тем наименованием, которое указал в своих отгрузочных документах ваш поставщик, может возникнуть у вас, в частности, если:

- вы закупаете одно и то же имущество у нескольких поставщиков, каждый из которых именует этот товар на свой лад и все - по-разному. Если приходовать товар из каждой партии под наименованием, указанным поставщиком, придется учитывать одно и то же под десятком разных наименований. Это не только неудобно (нужно следить, чтобы каждая партия была продана или списана в производство точно под тем названием, под которым она числится в учете), но и может привести, например, к появлению в учете не существующих на самом деле излишков и недостач и связанных с ними налоговых доначислений <1>, а также к неверной оценке списываемых ТМЦ, если у вас принято списание не по себестоимости каждой их единицы, а по средней себестоимости или по способу ФИФО <2>;

- ваш покупатель настаивает на определенном наименовании, а оно не совпадает с тем, которое указывает в отгрузочных документах ваш поставщик. Такие требования, в частности, выдвигают бюджетники, которые вправе тратить деньги строго на то, на что им выделено финансирование;

- у вас производство, а учет сырья и комплектующих построен по их наименованиям и кодам, приведенным в вашей технической документации, и они не совпадают с указываемыми вашими поставщиками;

- операции с товаром подпадают под налоговую льготу и для безопасного ее использования вам важно продавать его под тем названием, которое приведено в нормативном документе, устанавливающем льготу или перечень льготируемых товаров;

- вы - экспортер и при вывозе товара вам необходимо указать в ГТД и документах на перевозку приведенное в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности наименование, которое не совпадает с указанным вашим поставщиком в документах на товар.

Почему можно присваивать ТМЦ собственное наименование

В нормативных актах, устанавливающих правила бухучета, вы не найдете прямого разрешения присваивать поступающим ТМЦ принятое в компании унифицированное наименование и отражать его в первичных документах, сопровождающих товар от приемки до реализации или использования в производстве.

Однако организация должна вести бухучет рационально <3>. Очевидно, учет одного и того же под разными наименованиями рациональным не назовешь (из-за неоправданного увеличения номенклатурных позиций, необходимости отслеживать списание ТМЦ именно под тем названием, под которым они числятся в учете, и т. п.).

Кроме того, учет ТМЦ должен обеспечивать контроль за их сохранностью и использованием <4>. А раздутый номенклатурный перечень, наоборот, затрудняет такой контроль.

Как видим, если вы станете присваивать приобретаемым товарам и материалам наименования, исходя из ваших потребностей, это не будет противоречить принципам бухучета. Главное, чтобы эти наименования соответствовали действительности и позволяли верно идентифицировать ТМЦ (очевидно, что нельзя называть стол стулом).

Примечание. Методические указания по бухучету МПЗ <5> позволяют изменить в целях надлежащего учета и контроля единицу измерения, указанную в отгрузочных документах вашего поставщика, на принятую для данных ТМЦ в вашем учете. Оформляют это составляемым в произвольной форме актом перевода <6>. По аналогии так же можно поступить и с наименованием товара.

Какие претензии могут предъявить налоговики

Бухгалтеры опасаются прежде всего налоговых претензий - что инспекторы, проверив документы, решат: компания приняла на учет, а затем продала или использовала в производстве вовсе не то, что купила. Ведь соответствие используемых вами и вашим поставщиком названий может быть далеко не всегда очевидно проверяющим. Так, сомнения в том, что принятый на учет "уголок стальной 50 х 50" и указанный в накладной и счете-фактуре поставщика "угол. мет. нержав. 50 х 50" - это одно и то же, вряд ли возникнут. А вот знак равенства между "датчик-реле" и "терморегулятор" не посвященные в технические тонкости инспекторы уже наверняка не поставят.

Эти опасения, как показывает практика, не напрасны. Если из документов не будет однозначно следовать, что вы приняли на учет, продали или списали в производство именно то, что купили, налоговики могут доначислить:

- НДС, сняв вычет входного налога по приобретенным ТМЦ из-за того, что вы не приняли их к учету <7>. Ведь из документов не будет следовать, что вы оприходовали именно то, что указано в счете- фактуре и накладной поставщика;

- налог на прибыль, сняв расходы по использованным в производстве или реализованным ТМЦ, поскольку по документам отпущено или продано было что-то другое <8>. А рыночную стоимость этого "чего-то другого" если и признают в расходах, то доначислят доход в той же сумме. Ведь у вас не будет документов, подтверждающих приобретение ТМЦ именно этого наименования, и есть риск, что проверяющие сочтут их излишками, выявленными, но не задокументированными при инвентаризации <9>. И наконец, налоговики могут убрать из налоговых расходов все затраты, связанные с приобретением переименованных ТМЦ, - на транспортировку, хранение, посреднические услуги (если вы закупаете товары или материалы через посредника).

А у экспортеров из-за несовпадения наименований приобретенного и затем вывезенного за границу товара могут возникнуть сложности с подтверждением нулевой ставки НДС.

Впрочем, обычно подобные претензии удается отбить еще на стадии рассмотрения материалов проверки (подав возражения) или через подачу апелляционной жалобы в УФНС, хотя порой приходится и судиться с налоговиками <10>. В отдельных случаях чиновники даже сами способны признать, что различия в наименованиях - не принципиальны <11>. Судя по арбитражной практике, идти в суд вынуждены в основном экспортеры, которым в подобных ситуациях приходилось доказывать свое право на вычет и на возмещение НДС не в одной инстанции <12>.

Снижаем налоговые риски

Нужно оформлять документы так, чтобы переименованные ТМЦ можно было однозначно идентифицировать как те же самые, что указаны в документах вашего поставщика. Ваши действия будут зависеть от того, как часто у вас возникает потребность изменить наименование поступающих ценностей: постоянно или лишь изредка.

Переименовывать ТМЦ приходится постоянно: составляем таблицу соответствия наименований

ШАГ 1. Закрепите приказом директора, что в целях надлежащего учета и контроля за использованием ТМЦ ваша организация ведет их учет под наименованиями, закрепленными во внутренней номенклатуре.

ШАГ 2. Составьте и утвердите приказом директора:

- внутреннюю номенклатуру ТМЦ;

- таблицу соответствия каждого приведенного там наименования всем тем наименованиям, которые используют для этой позиции ваши поставщики, а также - отдельно - тем названиям, которые требуют указывать в документах покупатели.

ШАГ 3. При приемке товара соотносите указанное в документах поставщика наименование с наименованием из внутренней номенклатуры и в соответствии с последним принимайте ТМЦ на учет. Многие бухгалтерские и складские программы позволяют легко автоматизировать этот процесс.

ШАГ 4. Следите, чтобы документ, которым вы оформляете принятие к учету ТМЦ (приходный ордер М-4 на материалы или заменяющий его штамп на накладной, акт о приеме товара), был увязан с накладной поставщика. В форме приходного ордера М-4 есть графа, в которой указывают реквизиты накладной поставщика. В составляемый в произвольной форме акт о приеме товара вы можете добавить эту информацию самостоятельно.

Таким образом вы подтвердите принятие на учет купленных ТМЦ под другим названием <13>. На то, что это можно делать с помощью таблицы соответствия наименований, прямо указал Восьмой ААС <14>.

СОВЕТ

Возвращая товары продавцу, придется указать в документах то их наименование, которое фигурировало в его накладной и счете-фактуре. В связи с этим в бухгалтерской программе это название лучше заносить примечанием в карточку товара. Тогда при возврате не придется "поднимать" бумажную накладную.

Разовая необходимость: уходим от проблемы либо оформляем "связующий" документ

Лучше всего, конечно, вовсе уйти от проблемы: еще на стадии заключения договора с поставщиком согласовать с ним подходящее вам или вашим покупателям наименование, которое он укажет в отгрузочных документах. Некоторые компании даже выдают поставщикам специально разработанную для этого памятку о том, как указывать в отгрузочных документах наименования товаров.

Увы, поставщик может и не согласиться. Тогда на его документах сделайте отметку о том, что ТМЦ вы принимаете на учет под другим наименованием. В некоторых компаниях представителю поставщика даже предлагают подписать акт об идентичности наименований и подшивают его к накладной. В других вместо такого акта к накладной подшивают бухгалтерскую справку о том, что ТМЦ принимается к учету под другим наименованием, или акт "перевода" из одного наименования в другое (составляя его так же, как и при переводе из одних единиц измерения в другие).

СОВЕТ

Не нужно оформлять переименование товара для его продажи под другим названием как якобы проведенную переукомплектацию или доработку - это ошибка. Ведь на самом деле вы с товаром ничего не делаете.

***

Налоговикам сложнее проследить движение товара, который меняет название, по цепочке от поставщика к конечному покупателю, и у них возникают подозрения, что речь идет о разных товарах <15>. Утверждение внутренней номенклатуры и таблицы соответствия наименований позволяет документально подтвердить, что это один и тот же товар, еще на стадии налоговой проверки или рассмотрения ее материалов в инспекции.


<1> Постановления Двадцатого ААС от 30.06.2009 N А23-3030/08А-14-189; ФАС УО от 10.05.2011 N Ф09-2429/11-С3

<2> п. 73 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н (далее - Методические указания)

<3> п. 6 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н

<4> п. 3, подп. "в" п. 6 Методических указаний

<5> п. 50 Методических указаний

<6> абз. 3 п. 50 Методических указаний

<7> п. 1 ст. 172 НК РФ

<8> подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ

<9> п. 20 ст. 250, п. 2 ст. 254 НК РФ

<10> Постановление ФАС СКО от 02.09.2008 N Ф08-5142/2008

<11> Письмо Минфина России от 05.04.2006 N 03-03-04/1/320

<12> Постановления ФАС ЗСО от 23.01.2008 N Ф04-449/2008(1058-А45-41); ФАС СЗО от 27.02.2008 N А56-1/2007, от 03.03.2008 N А56-8615/2005; ФАС МО от 07.06.2007 N КА-А40/4967-07

<13> п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"; п. 1 ст. 252 НК РФ; Постановление Двадцатого ААС от 30.06.2009 N А23-3030/08А-14-189

<14> Постановление Восьмого ААС от 15.07.2010 N А46-4842/2009

<15> Постановление Седьмого ААС от 14.04.2008 N 07АП-1550/08

Разместить:
Аудитор
29 июля 2013 г. в 16:08

Так вот откуда эти "вредные советы"! Жаль, что ваши фантазии побуждают бухгалтеров множить ненужные бумажки.

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться