Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Спорный дорогой интерьер

Спорный дорогой интерьер

Фирмы имеют все основания уменьшать базу по налогу на прибыль расходами на предметы дорогого интерьера. Вещи стоимостью более 40 000 рублей включают в состав амортизируемого имущества. С этим согласны и арбитры.

24.08.2011
«Актуальная бухгалтерия»
Автор: А. Разживина, специалист по бухгалтерскому и налоговому учету

Преуспевающие компании нередко несут затраты на приобретение предметов дорогого интерьера. К таким вещам относят репродукции картин известных мастеров, музыкальные инструменты, панно, гравюры, деревья, скульптуры, фонтаны, аквариумы, ковры, массажные кресла и многое другое. В этой статье мы рассмотрим проблемы принятия к учету расходов на них.

Предметы дорогого интерьера можно разделить на две группы. Во-первых, те, что оказывают влияние на условия труда работников. Во-вторых, предметы, которые создают и поддерживают имидж компании.

Фирма обязана создать персоналу нормальные условия труда и обеспечить санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание. Для этого оборудуют комнаты отдыха и психологической разгрузки*(1). По возможности работодатель также вправе обеспечивать санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников более изысканными способами.

Хорошая обстановка офиса необходима для создания комфортных условий работы персоналу. Они могут повышать производительность труда, которая, в свою очередь, обеспечивает рост прибыли компании.
Предметы дорогого интерьера также могут служить стимулом, мотивирующим сотрудников. Работники, скорее всего, будут стремиться к сохранению своих рабочих мест, а это уменьшит возможные затраты по поиску и привлечению персонала.

Однако у специалистов Минфина России свое мнение. Они считают, что расходы на интерьер (например, подставки и горшки для комнатных растений) не являются расходами, связанными с деятельностью фирмы, направленной на получение дохода*(2).

Но арбитры на стороне фирм. Компании имеют все основания включать в расчет базы по налогу на прибыль разнообразные затраты, направленные на создание комфортных условий труда своим работникам*(3).

Предметы дорогого интерьера — это составная часть общепринятого делового этикета, они оказывают влияние на процесс получения будущей экономической выгоды*(4). Репродукции картин, ковры, цветы, деревья, вазы, фонтаны, скульптуры — все это создает и поддерживает имидж компании. Переговоры «на дому» могут существенно снизить представительские расходы и способствовать заключению новых договоров, что, в свою очередь, приводит к увеличению объемов реализации продукции (работ, услуг). А красивый и дорогой интерьер в офисе способствует удачному проведению деловых встреч и переговоров с партнерами по бизнесу.
Принимаем к учету

Если стоимость предмета интерьера более 40 000 рублей, его отражают в составе основных средств*(5).

Пример
Фирма приобрела рояль стоимостью 82 600 руб. (в т.ч. НДС — 12 600 руб.). Расходы по его доставке в офис составили 590 руб. (в т.ч. НДС — 90 руб.).

Бухгалтер сделает следующие записи:

Дебет 08 Кредит 76
— 70 000 руб. — отражены вложения во внеоборотные активы в сумме, уплаченной продавцу рояля (без НДС);
Дебет 19 Кредит 76
— 12 600 руб. — отражен НДС по приобретенному роялю;
Дебет 08 Кредит 76
— 500 руб. — отражены вложения во внеоборотные активы в сумме доставки рояля в офис (без НДС);
Дебет 19 Кредит 76
— 90 руб. — отражен НДС по транспортным услугам;
Дебет 01 Кредит 08
— 70 500 рублей — рояль принят к учету по первоначальной стоимости.

По мнению бухгалтера, данный объект основных средств создает положительный облик компании, улучшает условия труда и оказывает влияние на процесс получения будущей экономической выгоды, а значит, участвует в основной (НДС-облагаемой) деятельности. Поэтому решено принять к вычету НДС со стоимости рояля и его доставки. Свои действия фирма готова отстаивать в суде.

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
— 12 600 руб. — принят к вычету «входной» НДС со стоимости рояля;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
— 90 руб. — принят к вычету «входной» НДС со стоимости доставки рояля.

Стоимость музыкального инструмента будут погашать посредством начисления амортизации. Приказом руководителя для него установлен срок полезного использования — 240 месяцев (код ОКОФ — 14 3692010 по Классификации)*(6).

В бухгалтерском учете будут отражать ежемесячную сумму амортизации:
70 500 руб. : 240 мес. = 293,75 руб.
Дебет 26 (44) Кредит 02
— 293,75 руб. — начислена амортизация рояля.

Если стоимость предмета интерьера менее 40 000 рублей, его отражают в составе материально-производственных запасов. Затраты на приобретение списывают на расходы по обычным видам деятельности*(7).

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 5 марта 2011 г. по делу N А40-99335/10-140-481
Учитывая требования законодательства по обеспечению нормальных условий труда и трудового процесса, а также в соответствии с внутренним распорядком, учетной политикой <...> предусмотрено, что основные средства <...> способствующие созданию имиджа Общества и необходимые для оформления интерьера офиса (ковры, картины и иные аналогичные средства) относятся к амортизируемому имуществу, используемому для извлечения дохода.

Приобретение таких основных средств связано непосредственно с увеличением будущих экономических выгод, такие активы необходимы Обществу в целях получения экономических выгод от других активов или сокращения потерь экономических выгод в будущем.

<...> Объекты интерьера (ковры, картины, панно, гравюры, постеры, скульптуры, декоративные деревья и массажные кресла) необходимы для создания комфортных условий работы сотрудников организации.

Комфортные условия повышают производительность труда, а производительность труда, в свою очередь, обеспечивает повышение прибыли организации.

Таким образом, объекты, улучшающие условия труда и создающие имидж <...> оказывают влияние на процесс получения будущей экономической выгоды и, поэтому, амортизационные отчисления по ним признаются расходами по обычным видам деятельности.
Налоговый учет

Предметы интерьера стоимостью более 40 000 рублей являются основными средствами в целях налогового учета*(8). Амортизационные отчисления по ним — расходы, связанные с производством и реализацией*(9).

Но если первоначальная стоимость предмета интерьера меньше или равна 40 000 рублей, у бухгалтера может возникнуть проблема. Встает вопрос определения в налоговом учете группы расходов, в которую включают затраты на покупку предметов интерьера. Напомним: некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, например, материальные или траты на обеспечение нормальных условий труда. В таком случае фирма вправе самостоятельно определить, к какой именно группе отнести такие расходы*(10).

Пример
Фирма приобрела репродукцию картины стоимостью 30 500 руб. Ее разместили в комнате для отдыха и психологической разгрузки.

Есть два варианта отражения в налоговом учете стоимости ее приобретения в расходах:
1) как расходы на обеспечение нормальных условий труда*(11);
2) как материальные расходы*(12).
В бухгалтерском учете такие расходы отражают на счете 26.

А теперь рассмотрим пример, когда имущество куплено для управленческих нужд.

Пример
Фирма приобрела репродукцию картины стоимостью 30 500 руб. Ее разместили в конференц-зале. Возможны два варианта отражения в налоговом учете стоимости его приобретения в расходах:

1) как расходы, связанные с производством и (или) реализацией*(13);
2) как материальные расходы*(14).

В бухгалтерском учете такие расходы отражают на счете 26.

Однако все приведенные в примерах варианты учета расходов могут вызвать претензии со стороны проверяющих. Если компания не готова к судебному спору, то стоимость предметов интерьера не следует включать в налоговые расходы.

Разместить:
Сергей
16 декабря 2020 г. в 12:56

Почитайте статью, говорит о том, как сделать богатый и красивый интерьер за доступные деньги! https://re-home.su/interer/10-pravil-dorogogo-i-stilnogo-interera.html

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

НДС
  • 05.11.2025  

    Решением налогоплательщику предложено уплатить недоимку по НДС и налогу на прибыль организаций, а также штрафные санкции в связи с выводом о том, что налогоплательщик создал фиктивный документооборот с целью необоснованного применения налоговых преференций. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено создание налогоплательщиком и его контрагентами формального документооборота с

  • 05.11.2025  

    Налоговый орган доначислил НДС и налог на прибыль организаций в связи с выводом о том, что установлены обстоятельства, свидетельствующие о невозможности поставки буфетно-кухонного инвентаря спорными контрагентами, обладающим признаками "технических" организаций. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку спорные контрагенты налогоплательщика не являются реальными участниками финансово-хозя

  • 05.11.2025  

    Обществу начислены налог на прибыль организаций, НДС, начислен штраф. 

    Итог: дело направлено на новое рассмотрение, так как оценка доказательств производилась судами с нарушением положений ст. 71 АПК РФ, представленные доказательства, в том числе опровергающие, по мнению налогового органа, реальность участия контрагентов, подтверждающие технический характер их включения в цепочку хозяйственных операци


Вся судебная практика по этой теме »

Налог на прибыль
  • 05.11.2025  

    Оспариваемым решением обществу начислены недоимка по налогу на прибыль, НДС, пени. 

    Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку судом не установлено, имелась ли у общества действительная хозяйственная необходимость в привлечении спорных контрагентов с учетом прямого движения товара, минуя последних, была ли проявлена должная осмотрительность при выборе контрагентов. 

  • 05.11.2025  

    Обществу доначислены налог на прибыль, НДС, поскольку налоговым органом установлен факт получения необоснованной налоговой выгоды по взаимоотношениям с контрагентами. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку фактически вычеты по НДС и расходы по налогу на прибыль заявлены обществом - дважды, в составе расходов по субподрядным организациям и повторно в составе расходов по взаимоотношениям

  • 29.10.2025  

    Начислены НДС, налог на прибыль, пени, штрафы в связи с тем, что создана схема ухода от налогообложения посредством искажения сведений о фактах поставки товаров, оказания транспортных услуг. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как спорные контрагенты в хозяйственных операциях участвовали лишь формально (посредством фиктивного документооборота), поставка ими материалов, оказание услуг не п


Вся судебная практика по этой теме »