Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Налоги в новом таможенном союзе (часть 1)

Налоги в новом таможенном союзе (часть 1)

С 1 июля 2010 года начала действовать единая таможенная территория между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Расскажем, что нового принесло соглашение в налогообложение при экспорте и импорте, а также в отчетность

14.10.2010
«Практическая бухгалтерия»

С 1 июля 2010 года вступило в силу Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе». Теперь Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан от 9 октября 2000 г. «О принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле» и Протоколы к нему, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 15 сентября 2004 г. «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг» применяются только в той мере, в которой их положения совместимы с положениями Соглашения от 25 января 2008 г.
Теперь налогоплательщики при заключении сделок с резидентами Республики Беларусь и Республики Казахстан, в целях налогообложения данных операций НДС и акцизами, должны руководствоваться новым Соглашением. Его действие распространяется на все товары, выпущенные в свободное обращение на территории таможенного союза, независимо от того, на территории какого государства они произведены, в отличие от Соглашения  от 15 сентября 2004 г., которое действовало только в отношении  товаров, произведенных в России или Белоруссии.

Особенности косвенного налогообложения при экспорте товаров

Порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте товаров осуществляется в соответствии с Протоколом от 11 декабря 2009 г. «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе» (далее – Порядок налогообложения экспорта и импорта товаров).
При экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС или освобождение от уплаты  акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта (ст. 2 Соглашения).
В пункте 2 статьи 1 Порядка налогообложения экспорта и импорта товаров перечислены  документы, которые нужно представить для подтверждения экспорта:
- договоры (контракты) с дополнениями и приложениями к ним;
- выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки;
- заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа Белоруссии или Казахстана об их уплате;
- транспортные документы, за исключением случаев, когда законодательством РФ допускается перемещение товаров без составления таких документов;
- иные документы, если это предусмотрено законодательством РФ.
Следует отметить, что теперь для подтверждения нулевой ставки НДС налогоплательщик может представить копии документов, о чем прямо указано в Порядке,  в то время как в Соглашении с Республикой Беларусь от 15 сентября 2004 г. требовалось представлять оригиналы документов, и только письмо  ФНС России от 15 июня 2005 г. № ММ-6-03/489@ разрешило представлять налогоплательщикам их копии.
Документы, подтверждающие ставку НДС 0 процентов, нужно собрать и представить в налоговую инспекцию не позднее 180 дней с момента отгрузки (передачи) товара (п. 3 ст. 1 Порядка  налогообложения экспорта и импорта товаров). Если в этот срок документы не собраны, операция облагается НДС по ставке 18 (10) процентов. Если в дальнейшем такие документы будут собраны и представлены, уплаченный налог возвращается налогоплательщику (абз. 2, 6 п. 3 ст. 1 Порядка  налогообложения экспорта и импорта товаров). Ранее при торговле с Белоруссией этот срок составлял 90 дней.
По старому Соглашению товары, экспортируемые в Белоруссию и не происходящие с ее территории либо с территории РФ, облагались по ставке 0 процентов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ (ст. 151, 164, 165 НК РФ).
Согласно новому Соглашению, товары, независимо от страны происхождения, экспортируемые в Белоруссию и Казахстан, облагаются НДС по ставке 0 процентов.
При экспорте товаров в Республику Беларусь и Республику Казахстан вычеты «входного» НДС по реализованным товарам применяются независимо от того, подтверждена ставка 0 процентов или нет (абз. 2 п. 1, абз. 2 п. 3 ст. 1 Порядка  налогообложения экспорта и импорта товаров). Поэтому даже при неподтверждении «нулевой» ставки  и начислении НДС с такой реализации по ставке 10 или 18 процентов «входной» НДС по экспортированным товарам (работам, услугам) в любом случае принимается к вычету. Экспортер выставляет покупателю счет-фактуру, но только в том  случае, если это предусмотрено национальным законодательством (подп. 4 п. 8 ст. 2 Порядка  налогообложения экспорта и импорта товаров). То есть российский экспортер обязан выставить счет-фактуру по ставке 0 процентов.
Пунктом 5 статьи 2 Порядка налогообложения экспорта и импорта товаров предусмотрено, что в случае непредставления в налоговый орган заявления с отметкой об уплате налога налоговый орган вправе принять решение о подтверждении обоснованности применения нулевой ставки НДС при наличии в налоговом органе одного государства — члена таможенного союза подтверждения в электронном виде от налогового органа другого государства — члена таможенного союза факта уплаты косвенных налогов в полном объеме (освобождения от уплаты косвенных налогов). Аналогичное условие содержалось и в старом Соглашении с Республикой Беларусь, и чиновники в своих письмах подтверждали, что инспекция вправе принять такое решение в случае, если она получит подтверждение в электронном виде об уплате в бюджет Республики Беларусь суммы НДС по товару, ввезенному белорусским покупателем.
В Порядке налогообложения экспорта и импорта товаров отдельно оговорены случаи вывоза товаров по договору лизинга, предусматривающему переход права собственности на товары к лизингополучателю, договору товарного кредита. Налоговая база при вывозе товаров по договору лизинга определяется на дату получения каждого лизингового платежа в размере части первоначальной стоимости товаров (предметов лизинга), предусмотренной договором (контрактом) лизинга, но не более суммы фактически полученного платежа. (п. 9 ст. 1 Порядка  налогообложения экспорта и импорта товаров). При этом НДС по такому имуществу принимается к вычету в части, приходящейся на стоимость товаров по полученному лизинговому платежу.
При экспорте имущества по договору товарного кредита налоговая база определяется как стоимость товаров, предусмотренная  договором,  при отсутствии стоимости в договоре — стоимость, указанная в товаросопроводительных документах, при отсутствии стоимости в договоре (контракте) и товаросопроводительных документах — стоимость товаров, отраженная в бухгалтерском учете.
Для обеспечения полноты уплаты налогов предусматривается возможность определения цены сделки в соответствии с правилами Налогового кодекса (п. 10 ст. 1 Порядка  налогообложения экспорта и импорта товаров). Таким образом, для российских налогоплательщиков при торговле с Казахстаном и Белоруссией будут применяться правила определения цены сделки в соответствии со статьей 40 Налогового кодекса.

Особенности косвенного налогообложения при импорте товаров

Правила взимания косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при импорте товаров осуществляется тем же Порядком  налогообложения экспорта и импорта товаров.
При импорте товаров НДС и акцизы взимаются налоговыми органами того государства, на территорию которого ввозится товар. Косвенные налоги не взимаются при импорте товаров, которые в соответствии с законодательством государства-импортера освобождены от налогообложения при ввозе на его территорию (ст. 3 Соглашения).
Импортер  уплачивает НДС независимо от того, с территории какого государства отгружается товар, важно, чтобы это была территория государств – участников таможенного союза (п. 1.2 ст. 2 Порядка  налогообложения экспорта и импорта товаров). Контракт на поставку товаров может быть заключен с представителем другой страны, не являющейся членом таможенного союза (п. 1.5 ст. 2 Порядка  налогообложения экспорта и импорта товаров), но если при этом товары импортируются с территории другого государства — члена таможенного союза и ввозятся на территорию государства – члена таможенного союза, то косвенные налоги уплачиваются налогоплательщиком государства — члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары.
В случае возврата бракованных товаров в месяце их принятия на учет начисление налогов и отражение этих товаров в налоговой декларации не производится. Если же ввезенные товары, оказавшиеся некачественными, возвращаются по истечении месяца, в котором они были приняты на учет, организация-покупатель представляет соответствующие уточненные налоговые декларации (абз. 2 п. 9 ст. 2 Порядка  налогообложения экспорта и импорта товаров).
Суммы косвенных налогов, уплаченные при ввозе товаров из Белоруссии и Казахстана,  подлежат вычетам в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ (п. 11 ст. 2 Порядка  налогообложения экспорта и импорта товаров).
Ставки косвенных налогов на импортируемые товары не должны превышать ставки косвенных налогов, которыми облагаются аналогичные товары внутреннего производства (ст. 3 Соглашения).
Налоговая база определяется на дату принятия на учет импортированных товаров в виде суммы их стоимости и подлежащих уплате акцизов (но не позднее срока, установленного законодательством).
Для целей уплаты НДС налоговая база определяется на дату принятия на учет импортных товаров на основе их стоимости, указанной в договоре.
Обратите внимание, что ранее при импорте товаров из Белоруссии налоговая база определялась как сумма стоимости приобретенных товаров, включая затраты на транспортировку и доставку данных товаров, и акцизов (п. 2 раздела I Соглашения с Республикой Беларусь от 15 сентября 2004 г.).
При ввозе предмета лизинга на территорию России лизингополучатель определяет налоговую базу по НДС в соответствии с предусмотренным договором лизинга графиком платежей в части выкупной цены. Лизинговый платеж в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату определения налоговой базы
Стоимость товаров, полученных по договору товарного кредита, определяется так же, как и при экспорте, —  как стоимость товаров, предусмотренная  договором,  при отсутствии стоимости в договоре — стоимость, указанная в товаросопроводительных документах, при отсутствии стоимости в договоре (контракте) и товаросопроводительных документах — стоимость товаров, отраженная в бухгалтерском учете.

Особенности налогообложения при оказании услуг и выполнении работ

Выполнение работ и оказание услуг в таможенном союзе регулирует протокол «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе».
Налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в государстве, территория которого признается местом реализации работ, услуг (ст. 1 Порядка налогообложения работ и услуг).
В Порядке отдельно  выделены и  даны определения таким видам работ и услуг, как  аудиторские, консультационные, маркетинговые и бухгалтерские  услуги,  научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические работы, рекламные, дизайнерские и инжиниринговые  услуги, услуги по обработке информации юридические.
Местом реализации работ, услуг признается территория государства — участника таможенного союза, если:
- работы, услуги непосредственно связаны с недвижимым (движимым) имуществом, находящимся на территории этого государства, к ним относятся и услуги аренды;
- при осуществлении работ, услуг используются транспортные средства, находящиеся на территории этого государства;
- на территории этого государства оказываются услуги в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта;
- налогоплательщиком этого государства приобретаются консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, рекламные, дизайнерские и другие виды услуг.
Если  выполняются несколько видов работ, услуг и реализация одних работ, услуг носит вспомогательный характер по отношению к реализации других работ, услуг, то местом реализации вспомогательных работ, услуг признается место реализации основных работ, услуг.
Для подтверждения места реализации работ и услуг служит договор (контракт) на выполнение работ и оказание услуг и документы, подтверждающие сам факт выполнения работ и оказания услуг (п. 2 ст. 3 Порядка налогообложения работ и услуг).
Налогообложение операций, связанных с переработкой давальческого сырья, регулирует статья 4  Порядка налогообложения работ и услуг. В данном случае налоговая база определяется как стоимость переработки давальческого сырья. Этой же статьей предусмотрен и особый комплект документов, который предоставляется одновременно с налоговой деклараций по НДС для подтверждения обоснованности нулевой ставки НДС. Он  включает в себя:
- контракт (договор подряда);
- документы, подтверждающие выполнение работ;
- документы, подтверждающие вывоз давальческого сырья;
- заявление о ввозе товаров  и уплате налогов с отметкой налогового органа;
- таможенная декларация, подтверждающая вывоз продуктов переработки давальческого сырья;
- иные документы, предусмотренные законодательством государств-участников.

Разместить:
Алексей
17 октября 2010 г. в 0:02

Хорошо написано, только на сайте "Виртуальной таможни" эта же статья вышла раньше )

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налоговое право
  • 30.08.2013  

    Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

  • 29.08.2013  

    О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации

  • 21.08.2012  

    «Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года»


Вся судебная практика по этой теме »

Таможня. Таможенные платежи и пошлины
  • 26.10.2015  

    То обстоятельство, что определенная заявителем таможенная стоимость товаров оказалась ниже ценовой информации таможни, само по себе не влечет корректировку таможенной стоимости, поскольку не названо в законе в качестве основания для корректировки. В этом смысле различие цены сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, не может рассматриваться как наличие такого условия либо как доказ

  • 09.10.2015  

    Согласно ч. 4 ст. 150 Закона о таможенном регулировании при солидарной обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов декларанта и таможенного представителя требования об уплате таможенных платежей выставляются одновременно декларанту и таможенному представителю с указанием об этом в данных требованиях.

  • 26.11.2014  

    Общество при подаче спорных ПГТД в соответствии с требованиями ст. 214 Федерального закона № 311-ФЗ применило курс иностранной валюты к валюте Российской Федерации, действующей на день регистрации полной декларации, тем самым выполнив свои обязательства по уплате в полном объеме вывозных таможенных пошлин одновременно с подачей полной декларации на товары. При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу о том, что Таможня, применила недействующие


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговое право

Все законодательство по этой теме »

Таможня. Таможенные платежи и пошлины

Все законодательство по этой теме »