Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Законно-незаконные требования

Законно-незаконные требования

Многим бухгалтерам знакома привычная картина, когда после уже проведенной проверки и изъятых документов налоговики пытаются запросить новые, по их мнению, недостающие. Ирина Мирошниченко, руководитель направления текущего налогового консалтинга компании «Бейкер Тилли Русаудит» рассказывает, как правильно вести себя в такой ситуации

06.09.2010
«Расчет»

В компании ООО «IT-Сервис» проводилась выездная налоговая проверка за три года. 2 июля 2010 года проверяющие ушли, не забыв выдать справку об окончании проверки. И все наконец вздохнули спокойно, но не тут-то было. Через неделю позвонил инспектор и «попросил» принести еще несколько документов.    В этой ситуации оказываются многие компании, а перед главным бухгалтером и генеральным директором встает вопрос: что делать, ведь формально проверка уже закончена? Отдавать или нет документы и кому в этой ситуации будет хуже? Ответ на этот вопрос не так однозначен, как кажется. 
   «По закону»    С точки зрения соблюдения норм закона ответ прост: вновь документы не подавать! И вот почему.     Согласно части I Налогового кодекса РФ процедура проведения и оформления результатов выездной налоговой проверки строго регламентирована и выглядит так: руководитель налогового органа выносит решение о проведении налоговой проверки (п. 1, 2 ст. 89 НК), которое должно быть под подпись вручено представителю компании; выездная проверка в общем случае проводится в течение двух месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ); выездная проверка может быть приостановлена для истребования документов у контрагентов на срок до 6 месяцев, что оформляется Решением руководителя налогового органа (п. 9 ст. 89 НК РФ); заканчивается налоговая проверка составлением «Справки о проведенной выездной налоговой проверке» (п. 8, 15 ст. 89 НК РФ); в течение двух месяцев со дня составления «Справки» составляется «Акт выездной налоговой проверки», который должен быть под подпись вручен представителю компании (ст. 100 НК РФ); далее в течение 15 дней со дня получения «Акта» компанией могут быть представлены возражения (п. 6 ст. 100 НК РФ); «Акт» и представленные возражения рассматриваются руководителем налогового органа в течение 10 дней со дня представления (п. 1 ст. 101 НК РФ); по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель инспекции выносит решение либо «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», либо «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» (п. 7 ст. 101 НК РФ), которое вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения оного представителю компании.     Очевидно, что все действия по фактической проверке компании инспекторами должны быть завершены до составления «Справки о проведенной выездной налоговой проверки». Никакие последующие действия в рамках этой проверки проводиться не могут, тем более основанные на телефонных звонках. Любое общение с инспектором по вопросам истребования документов для проверок должно быть формальным, т. е. письменным.    В приведенном нами случае, скорее всего, инспектор обнаружил, что можно было бы и еще как-то «наказать» компанию, и решил подкрепить свое мнение документально. Возникает вопрос: а вам это надо?!     Есть только один случай, когда инспектор может потребовать дополнительно какие-либо документы, что предусмотрено пунктом 6 статьи 101 НК РФ. Это так называемые «Дополнительные мероприятия налогового контроля». В том случае, если руководитель инспекции считает, что существует необходимость получения дополнительных доказательств подтверждения факта совершения нарушений законодательства или отсутствия таковых, он может вынести Решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, в котором указываются в том числе обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, срок и конкретная форма их проведения.     Если это те самые «мероприятия» (это нужно вежливо уточнить в разговоре с инспектором), то разумно будет ответить согласием: «да, конечно, документы представим, но только после того, как вы ознакомите нас с «Решением» и соответствующим «Требованием о предоставлении документов».     Практика показывает, что никакого «Решения» не будет, а звонок из ИФНС означает лишь то, насколько велико «служебное рвение» инспектора. Отреагировав на него таким образом, вы ничего не нарушите. 
   По жизни     Но в жизни зачастую все не так просто. Может оказаться, что требуемые «по новой» документы, наоборот, помогут компании.     Приведем пример. Мы помним, что для правомерного применения налоговых вычетов по НДС компанией должно быть соблюдено несколько условий, в частности, вычет возможен только после принятия на учет товаров (работ, услуг), имущественных прав при наличии соответствующих первичных документов, а также счета-фактуры (абз. 2 п. 1 ст. 172 НК).  Если товарные накладные по форме ТОРГ-12 не соответствуют требованиям, предъявляемым к оформлению первичных учетных документов (например, если в них отсутствует ряд обязательных реквизитов), то инспекторы могут сделать вывод, что компанией не доказан факт принятия товара на учет, и отказать в вычете НДС. Ведь в силу пункта 2 статьи 9 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ компания не вправе принимать неверно оформленные накладные к бухгалтерскому учету (тот же вывод содержит и постановление ФАС Северо-Западного округа от 22 марта 2010 г. по делу № А05-11672/2009).    Предположим, именно ТОРГ-12 инспектор и запросил у вас по окончании проверки. Если вы ее не представите, вам могут отказать в вычете НДС. Позже, составляя «Акт разногласий», вы укажете на то, что инспекторами в ходе проверки данный факт не исследовался, приложите копию ТОРГ-12 и, скорее всего, этот эпизод не попадет в конечное решение по итогам проверки. Но зачем же до этого доводить! Если этот документ у вас есть, он нормально оформлен, то почему бы его и не представить? Естественно, передачу копии документа нужно оформить соответствующим образом (сопроводительной описью, на которой должна стоять дата и подписи: ваша и инспектора). 
    Не слишком ли много?    Рассмотрим следующую ситуацию. Компания «Телефон» получила из налоговой инспекции «Требование о предоставлении документов (информации)». В Требовании указано, что в соответствии со статьей 93 НК РФ компания обязана представить в десятидневный срок истребуемые документы, иначе ей грозит ответственность, установленная статьей 126 НК РФ. Документы надо подать «в отношении исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость за II квартал 2010 года». И дальше прилагается перечень всех существующих в природе документов вплоть до штатного расписания.     Упомянутая ситуация, к сожалению, не редкость. Аналогичное требование может быть получено компанией и в отношении ее контрагента со ссылкой на статью 93.1 НК РФ. Такое мероприятие в обиходе называется «встречка»; это истребование у организации документов (информации), касающихся деятельности проверяемого контрагента.     И снова вопросы: непонятно, что это за проверка и проверка ли вообще? Непонятно, что все таки придется сдавать. Хорошо, если у вас несколько папок с документами, а если их по такому списку – грузовик?     В случае с компанией «Телефон» очевидно, что проходит камеральная налоговая проверка декларации по НДС за II квартал 2010 года (в соответствии со ст. 88 НК РФ). Такая проверка проводится налоговым инспектором в соответствии с его служебными обязанностями и должна быть проведена в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации. Заметьте, что камеральная проверка не требует какого-либо специального решения руководителя налогового органа. Так что компания может даже и не узнать, о том, что в отношении ее декларации проводилась проверка. Но это редкость.     В основном такая налоговая проверка проводится в связи с заявлением возмещения налога, следовательно, налоговый орган воспользуется своим правом истребовать у компании документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов в соответствии со статьей 172 НК РФ. Однако в свойственной им манере инспекторы иногда забывают о требованиях все той же статьи 88 НК РФ, регламентирующей порядок проведения камеральных налоговых проверок: «при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено настоящим Кодексом». То есть в рамках проверки заявленных вычетов по НДС нельзя требовать несуществующие документы или документы, не имеющие отношения к расчету НДС, например штатное расписание. Так почему же компания получает такое письмо? Скорее всего, из-за банальной нехватки времени инспектор отправляет «стандартный» запрос, включающий в себя перечень документов «на все случаи жизни».     Что же делать? Отвлекать от работы сотрудника и готовить грузовик копий документов? Честно говоря, жаль времени и денег. В этой ситуации как раз разумно и рационально для начала отступить от правила «общаемся только формально – письменно», позвонить инспектору, направившему требование, и спросить, что же конкретно он проверяет, описать свою деятельность и попросить уточнить список. В большинстве случаев, как показывает практика, инспекторы люди разумные и стараются объяснить конкретнее, что им нужно.     А уже после уточнения перечня готовьте и заверяйте копии только тех документов, которые действительно необходимы, а к ним составьте сопроводительную записку с описью. В ней стоит написать, что «В соответствии с Требованием (номер, дата), уточнив в устной телефонной беседе с инспектором (Ф.И.О. инспектора) конкретный перечень, направляем вам копии требуемых документов, заверенные надлежащим образом, относящихся к проверяемой декларации по налогу на добавленную стоимость за II квартал 2010 года».     В настоящее время по этому пути идет и арбитражная практика. Например, ФАС Московского округа в постановлении от 12 октября 2009 г. № КА-А40/10665-09 указал компании-истцу: «Налоговый орган, направляя налогоплательщику требование, назвал примерный перечень необходимых документов, а детали, в том числе наименования и количество документов, должен определять налогоплательщик, поскольку перечень запрашиваемых документов являлся открытым». В данном случае, по мнению судей, представители компании не испытывали затруднений в определении вида проверки и налогового периода, за который она проводится, поскольку в сопроводительном письме к документам сами указали, на основании какой проверки представляются документы.    При том, что закон недвусмысленно говорит о том, что делать, когда у вас запрашивают новые документы уже после проведенной проверки, выбор окончательного решения все же остается за самим налогоплательщиком.     Мы рассмотрели несколько примеров, где в одном случае инспектору можно отказать, а в другом делать это нежелательно. Оказываясь в ситуации, когда у вас запрашивают дополнительные документы, взвесьте все «за» и «против», возможно, отступление от формальностей поможет сэкономить компании деньги.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Обязанность предоставления документов налоговому органу
  • 17.10.2016  

    Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случае представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы

  • 13.01.2014   Согласно пунктам 1 и 2 статьи 105.16 Кодекса налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 Кодекса.
  • 13.01.2014   Статьей 105.16 Налогового кодекса установлена обязанность налогоплательщиков уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 настоящего Кодекса.

Вся судебная практика по этой теме »

Право истребовать документы
  • 07.10.2013  

    Подлежат выяснению причины невозможности представления документов, обеспечение их восстановления в целях установления реального объема обязательств перед бюджетом, учитывая, что наделение налоговых органов правом исчисления налогов расчетным путем направлено на реализацию целей и задач налогового контроля, осуществление которого не должно иметь произвольных оснований

  • 05.05.2010   Отсутствие конкретных реквизитов (индивидуализирующих признаков) документов в требовании не позволяет налоговому органу привлечь налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в случае их непредставления. В тоже время, оспариваемое требование само по себе не нарушает права налогоплательщика, поскольку положения статей 89, 93 НК РФ в их совокупности и взаимной связи не содержат запрета налоговому органу истребовать любые документы, относящиеся к
  • 18.04.2010   Поскольку подтвержден факт неполучения налогоплательщиком требования налогового органа о представлении документов, в его действиях отсутствует событие налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 126 НК РФ

Вся судебная практика по этой теме »