
Аналитика / Налогообложение / Рубикон для контролера
Рубикон для контролера
Высшая судебная инстанция поставила точку в бесконечном споре налогоплательщиков и налоговых органов по поводу размытых границ камеральной и выездной проверок. В апрельском Определении № 441-О-О Конституционный Суд РФ впервые установил границы выездной проверки и «камералки»
14.07.2010ЭЖ «Юрист»Статья 11 НК РФ не содержит в себе ряда ключевых определений, относящихся к налоговому контролю. В частности, не раскрыт термин «мероприятие налогового контроля». Принимая во внимание ряд положений НК РФ, можно предположить, что это более широкая категория, включающая в себя как налоговые проверки, так и другие контрольные действия, осуществляемые налоговыми органами. Нет в ст. 11 НК РФ и определения камеральной и выездной налоговой проверки. При этом специальные нормы главы 14 НК РФ, посвященные налоговому контролю, эти понятия также не раскрывают. Статья 88 НК РФ только указывает, что камеральная проверка проводится в отношении представленной налогоплательщиком декларации (расчета), а предметом выездной налоговой проверки согласно п. 4 ст. 89 НК РФ является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Однако насколько актуальной была бы дефиниция, которая раскрывала бы понятие камеральной и выездной налоговой проверки?
Анализ судебной практики показывает, что судами неоднократно предпринимались попытки раскрытия понятия камеральной и выездной налоговой проверки.
В Постановлении ФАС МО от 14.01.2004 № А-А40/10761-03 указано, что по смыслу ст. 87 и 88 НК РФ предоставление в ходе камеральной проверки всего объема бухгалтерской документации, подтверждающей правильность исчисления налога, невозможно. Право налогового органа на истребование документов ограничивается необходимостью устранения отдельных и явных неясностей и недостатков. Иное приводит к размыванию границы между понятиями выездной и камеральной налоговой проверки.
В Постановлении ФАС ЦО от 28.06.2005 № А54-293/2005-С18 судьи пришли по сути к аналогичному выводу, что камеральная налоговая проверка – это счетная проверка представленных документов, которая не должна подменять собой выездную проверку.
В Постановлении ФАС ЗСО от 28.11.2005 № Ф04-8642/2005 (17430-А27-25) целью камеральной проверки названа проверка правильности заполнения налоговых форм, соответствия данных налоговых деклараций регистрам бухгалтерского учета. Таким образом, камеральная проверка служит выявлению ошибок, допущенных при заполнении налоговых деклараций, противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, а потому является счетной проверкой представленных документов, которая не должна подменять собой выездную проверку.
Во всех приведенных выше делах ключевым вопросом, который, собственно, и побуждал суды к попыткам формулирования понятий камеральной и выездной налоговой проверки, был вопрос о полномочиях налоговых органов по истребованию документов. Однако он был разрешен на законодательном уровне – путем внесения Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ изменений и дополнений в ч. 1 НК РФ.
В числе попыток раскрытия природы выездной налоговой проверки нельзя не упомянуть Постановление КС РФ от 16.07.2004 № 14-П, где отмечено, что основное содержание такой проверки – проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) одного или нескольких налогов по месту нахождения налогоплательщика на основе изучения как документальных источников информации, так и фактического состояния объектов налогообложения. Для этого осуществляющие ее уполномоченные должностные лица налоговых органов могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения (ч. 4 ст. 89 НК РФ).
Не стоит обходить вниманием и утвержденную Приказом ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок, в которой выездные налоговые проверки названы наиболее эффективной формой налогового контроля. В результате проведения подобных проверок налоговыми органами должны одновременно решаться несколько задач, наиболее важные из которых выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах, а также предупреждение налоговых правонарушений.
Наконец, в мае 2010 г. в правовых базах появилось Определение КС РФ от 08.04.2010 № 441-О-О, в котором Суд дал толкование камеральной и выездной налоговой проверки.
В обращении заявителя, по которому было вынесено Определение, ставился вопрос о несоответствии Конституции РФ положений п. 1 ст. 89 НК РФ. Данная норма позволила налоговому органу провести повторную выездную проверку физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, за налоговый период, который был охвачен камеральной налоговой проверкой, и преодолеть тем самым судебный акт, принятый по спору в отношении результатов указанной камеральной проверки. При этом заявитель полагал, что проведение выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа на основании абз. 2 п. 1 ст. 89 НК РФ по существу означает, что такая проверка является камеральной.
Рассматривая это обращение, КС РФ в Определении раскрыл понятие выездной и камеральной налоговой проверки: «...выездная налоговая проверка ориентирована на выявление тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной налоговой проверки: для их выявления требуется углубленное изучение документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведение ряда специальных мероприятий контроля, например осмотра (статья 92 Налогового кодекса Российской Федерации) и выемки документов и предметов (статья 94 Налогового кодекса Российской Федерации). Как правило, именно в рамках выездных налоговых проверок выявляются и нарушения, обусловленные злоупотреблениями налогоплательщика в налоговой сфере, стремлением уклониться от налогообложения.
Камеральная же налоговая проверка по смыслу пункта 1 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации является формой текущего документального контроля за соблюдением налогового законодательства, который проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. В отличие от выездной налоговой проверки, она нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия от неправильного применения ими налогового закона».
Сравнив текст Определения КС РФ и выдержки из судебных актов окружных судов, приведенных выше, легко увидеть, что их позиции весьма близки. Можно сделать вывод, что для камеральной проверки отведена роль текущего документального (счетно-арифметического) контроля за показателями налоговой отчетности с акцентом на обязанность налоговых органов по оперативному реагированию на выявленные ошибки и несоответствия в этой отчетности. За выездной налоговой проверкой оставлены более углубленные исследование и анализ документов налогоплательщика в месте его нахождения с возможным применением дополнительных (специальных) мероприятий налогового контроля, в том числе таких как осмотр и выемка.
Какое же практическое значение могут иметь приведенные понятия, которые теперь получили раскрытие в правовой позиции КС РФ? Как уже было отмечено выше, вопрос о пределах документального исследования в ходе камеральных налоговых проверок был решен на законодательном уровне. Но есть целый ряд других проблем, которые с учетом данных КС РФ определений камеральной и выездной налоговой проверки могут получить свое разрешение. Вот некоторые из них.
Исключение из состава осуществляемых в ходе камеральных налоговых проверок мероприятий, которые характерны только для выездных налоговых проверок.
Сейчас в судебной практике нет единообразия по вопросу о возможности проведения налоговыми органами (их должностными лицами) осмотра помещений и выемки в ходе камеральной налоговой проверки. Напомним, что согласно п. 1 ст. 92 НК РФ должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов. В силу п. 1 ст. 94 НК РФ выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Несмотря на наличие прямых и предельно ясных формулировок приведенных норм, суды в целом ряде дел исходили из того, что осмотр и выемка допустимы и в ходе камеральных налоговых проверок.
В Определении ВАС РФ от 15.05.2007 № 3742/07 указано, что действующее законодательство не запрещает налоговым органам производить в ходе камеральной проверки осмотр помещений, в которых находится имущество налогоплательщика, для определения соответствия фактическим данным сведений, отраженных плательщиками в документах, представляемых в налоговые органы.
Определение ВАС РФ от 29.05.2008 № 6938/08 содержит вывод, согласно которому проведение осмотра помещения вне рамок выездной налоговой проверки, осуществленное в ходе камеральной проверки, не противоречит п. 1 ст. 88 и ст. 92 НК РФ.
Побуждение налоговых органов к более четкому и оперативному реагированию на допущенные налогоплательщиком ошибки в исчислении и уплате налогов, которые выявлены (могут быть выявлены) в ходе камеральных налоговых проверок.
На обязательность информирования налогоплательщиков о наличии имеющихся к нему у налоговых органов претензий, появившихся в ходе камеральной проверки, КС РФ обратил внимание еще в Определении от 12.07.2006 № 267-О.
На практике, однако, стал возникать вопрос: а что, собственно, можно считать ошибкой или несоответствием, допущенными налогоплательщиком? В одном из споров неверное определение налогоплательщиком налогового периода не было признано по смыслу ст. 88 НК РФ ошибкой в налоговой декларации. Следовательно, налоговый орган не обязан был сообщать налогоплательщику о неверном определении налогового периода и предлагать представить пояснения (Постановление ФАС МО от 01.06.2009 № КА-А41/4708-09). Можно предположить, что при наличии на момент рассмотрения подобного дела анализируемой позиции КС РФ исход мог бы быть иным. Ведь ключевой аспект камеральной проверки, на который в Определении КС РФ № 441-О-О было обращено внимание, – это предупреждение последствий неправильного применения закона налогоплательщиком. Поэтому любая ошибка, обнаруженная налоговым органом при проведении камеральной проверки, которая привела или может привести к неблагоприятным последствиям для этого налогоплательщика, должна быть оперативно (до принятия решения) доведена до его сведения.
КС РФ уже не в первый раз своими позициями восполняет имеющиеся в налоговом законодательстве пробелы в отношении принципиальных аспектов, касающихся налогового администрирования. Законодателям стоит расценить это как сигнал к действию, поскольку в совершенствовании норм ч. 1 НК РФ в области налогового администрирования есть большое поле для деятельности.
Темы: Камеральные проверки  Выездные проверки  
- 10.03.2022 Уточнить платеж можно в любой налоговой инспекции
- 22.10.2020 Налоговики вдвое уменьшили размер претензий к бизнесу
- 26.08.2020 У компании в результате пожара сгорели документы, а налоговый орган требовал представить их копии
- 03.03.2023 Подготовка к налоговым проверкам не должна включать выемку документов
- 03.03.2023 Счетная палата сообщила о необходимости улучшить систему планирования выездных проверок ФНС
- 24.05.2021 Какие действия приведут к выездной проверке
- 11.10.2022 Вправе ли налоговая запрашивать личные данные сотрудников?
- 10.08.2022 Налоговая требует документы вне рамок проверок – что делать?
- 31.01.2022 Запрос документов на проверку контрагента вне рамок налоговой проверки
- 15.09.2022 Налоговые органы в случае реализации недвижимого имущества ниже рыночной стоимости могут предъявить претензии
- 23.06.2021 Две истории одной организации, или о том, как при переходе с УСНО на ОСНО вычет по НДС получить
- 04.05.2021 Федеральная налоговая служба активно взялась за проверку юридических лиц
- 21.12.2022
Камеральной проверкой
декларации по УСН начислена недоимка по налогу и пени, так как налогоплательщик, которому выданы патенты на осуществление розничной торговли, строительство зданий, ремонт построек, строительные отделочные работы, применил специальный налоговый режим в виде патентной системы налогообложения (ПСН) по видам деятельности, к которым ПСН не применима.Итог: требование удовлетворено частичн
- 16.10.2022
Общество посчитало
выставленное требование незаконным ввиду нарушения налоговым органом срока проведения выездной налоговой проверки и вступления в законную силу принятого по итогам проверки решения.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку превышение длительности вынесения решения по результатам выездной налоговой проверки обусловлено обеспечением обществу права на защиту и введением огранич
- 05.10.2022
Постановление Арбитражного
суда Восточно-Сибирского округа от 19.09.2022 г. № Ф02-4510/2022 по делу № А19-16397/2021Постановлением производство по делу о признании решения налогового органа о проведении выездной налоговой проверки недействительным прекращено, поскольку имеется вступивший в законную силу судебный акт, принятый по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям.
Итог:
- 27.02.2023
По результатам
рассмотрения материалов налоговой проверки налоговым органом было принято решение, которым обществу доначислены налог на прибыль организаций, пени и штраф.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку ввиду неисполнения обществом требований налогового органа о представлении документов налоговый орган обоснованно определил суммы налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему РФ, рас
- 14.12.2022
Определением производство
по апелляционным жалобам приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, поскольку заявленные по делу требования о привлечении контролирующих лиц солидарно к субсидиарной ответственности по обязательствам должника основаны на результатах выездных налоговых про - 28.11.2022
Налогоплательщик сослался
на нарушение налоговым органом установленного срока проведения выездной проверки.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как установленный максимальный срок проведения проверки с учетом принятия решения о приостановлении проверки налоговым органом не нарушен, оспариваемое требование предъявлено в пределах установленного законом срока для взыскания задолженности.
- 13.03.2023 Письмо Минфина России от 23.01.2023 г. № 03-13-05/4481
- 06.10.2022 Письмо ФНС России от 29.09.2022 г. № ПА-3-20/10550@
- 22.09.2022 Письмо ФНС России от 09.09.2022 г. № ЕА-2-15/1188@
- 26.04.2022 Письмо Минфина России от 01.04.2022 г. № 03-02-07/27142
- 25.04.2022 Письмо Минфина России от 30.03.2022 г. № 03-02-07/26025
- 21.11.2019 Письмо ФНС России от 06.11.2019 г. № БС-3-11/9550@
Комментарии