Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Письма / Письмо Минфина РФ от 23 декабря 2009 г. N 03-03-05/248

Письмо Минфина РФ от 23 декабря 2009 г. N 03-03-05/248

Вопрос: О порядке учета в целях исчисления налога на прибыль выплат по листам нетрудоспособности, в том числе о правомерности учета после 01.01.2010 сумм фактически выплачиваемого работодателем пособия по временной нетрудоспособности, в случае если размер пособия, исчисленного согласно трудовому и (или) коллективному договору, превышает сумму, установленную на 2010 г. Федеральным законом от 25.11.2008 N 216-ФЗ. 16.01.2010Российский налоговый портал

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 23 декабря 2009 г. N 03-03-05/248

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в связи с письмом о порядке учета в целях налогообложения прибыли выплат по листам нетрудоспособности сообщает следующее.

1. В соответствии с положениями ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Согласно п. 15 ст. 255 Кодекса к расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли относятся, в частности, расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 183 Трудового кодекса Российской Федерации размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральным законом.

Федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий год устанавливается максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности.

Вместе с тем размер фактически выплачиваемого работодателем пособия по временной нетрудоспособности, исчисленного согласно трудовым договорам и законодательству Российской Федерации, может превышать указанные суммы.

Таким образом, в случае если размер фактически выплачиваемого работодателем пособия по временной нетрудоспособности, исчисленного согласно трудовому договору, превышает указанные суммы, налогоплательщик имеет право отнести в соответствии с п. 15 ст. 255 Кодекса к расходам, уменьшающим полученные доходы в целях налогообложения прибыли, сумму превышения фактически выплачиваемого пособия по временной нетрудоспособности в пределах фактического (среднего) заработка над максимальным размером пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого из Фонда социального страхования Российской Федерации, если такие доплаты предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Обращаем внимание, что письма Минфина России по данному вопросу, на которые ссылается ФНС России, подготовлены в связи с конкретными обращениями налогоплательщиков и являются ответами на поставленные налогоплательщиками вопросы. Соответственно, в этих письмах Минфина России внимание акцентировано на тех нюансах применения ст. 255 Кодекса, которые не ясны налогоплательщику.

В случаях, когда из обращения налогоплательщика следует, что для него является очевидной возможность учета в целях налогообложения прибыли определенных расходов на оплату труда при условии, что соответствующие выплаты (доплаты) предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами, Минфин России полагает возможным не разъяснять налогоплательщику дополнительно данное обстоятельство.

Различия в оформлении и структуре разъяснений Минфина России, направляемых налогоплательщикам по идентичным вопросам, не свидетельствуют об изменении мнения Минфина России о порядке применения соответствующих положений Кодекса в случаях, когда сами эти положения Кодекса не изменялись.

2. Статьей 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" с 1 января 2010 г. п. 15 ст. 255 Кодекса признан утратившим силу.

Вместе с тем в соответствии с п. 25 ст. 255 Кодекса с учетом ст. 270 Кодекса в составе расходов на оплату труда в целях налогообложения прибыли могут быть учтены виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренные трудовым договором и (или) коллективным договором, которые отдельно не указаны в ст. 255 Кодекса.

ФЗ в редакции Федерального закона от 28.04.2009 N 78-ФЗ не устанавливает максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности в 2010 г.

--------------------------------------------------------------------------------

Таким образом, по нашему мнению, в случае если размер фактически выплачиваемого работодателем в 2010 г. пособия по временной нетрудоспособности, исчисленного согласно трудовому и (или) коллективному договору, превышает сумму, установленную на 2010 г. Федеральным законом от 25.11.2008 N 216-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", налогоплательщик имеет право в 2010 г. учесть сумму превышения фактически выплачиваемого пособия по временной нетрудоспособности в пределах фактического (среднего) заработка над максимальным размером пособия по временной нетрудоспособности в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, в соответствии с положениями п. 25 ст. 255 Кодекса, если такие доплаты предусмотрены трудовым договором и (или) коллективным договором.

Что касается мнения ФНС России об отсутствии оснований учитывать с 1 января 2010 г. указанные доплаты в составе расходов на оплату труда как не связанные с исполнением работником трудовых обязанностей в период заболевания, сообщаем, что ввиду открытости перечня расходов, указанных в ст. 255 Кодекса, а также юридико-технического оформления данного перечня в качестве поименованных "в частности" расходов такое мнение ФНС России Департаментом не поддерживается.

Кроме того, следует учитывать, что согласно ст. 41 Трудового кодекса Российской Федерации в коллективном договоре определяются не только формы, системы и размеры оплаты труда, непосредственно связанные с исполнением работником его трудовой функции, но и другие вопросы, вытекающие из отношений социального партнерства работника и работодателя.

Основываясь на вышеизложенном, полагаем, что ст. 255 Кодекса позволяет учитывать в целях налогообложения прибыли выплаты, произведенные в пользу работника, предусмотренные трудовым договором и (или) коллективным договором, которые отдельно не указаны в данной статье Кодекса, за исключением выплат, прямо поименованных в ст. 270 Кодекса.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

23.12.2009

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок