Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Законопроекты / Проект редакции статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации

Проект редакции статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации

Альтернативный проект ст. 40 НК РФ, разработанный Финансовой Академией РФ 12.11.2007Российский налоговый портал

Статья 40. Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения

1. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Правила, установленные настоящей статьей в отношении цен по сделкам с товарами, работами или услугами, могут также применяться в отношении цен по сделкам с другими объектами гражданских прав.

2. Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен исключительно в отношении сделок, соответствующих критериям, предусмотренным пунктами 3 и 4 настоящей статьи (далее – контролируемые сделки). При этом налоговые органы вправе проверять правильность применения цен в отношении всех контролируемых сделок, заключенных в течение соответствующего календарного года.

В случае, когда цена товара, работы или услуги регулируется (в том числе посредством установления максимальных и (или) минимальных предельных цен, надбавок к ценам или скидок с цен) в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, для целей налогообложения принимается цена, примененная сторонами сделки, если она соответствует регулируемой цене (в том числе находится в установленных пределах цен с учетом установленных надбавок к ценам или скидок с цен) товара, работы или услуги, и проверка правильности применения цен по данным сделкам не проводится.

3. В отношении сделки с участием лиц, являющихся нерезидентами в соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле», проверка правильности применения цен может быть осуществлена в случае, если одной из сторон по данной сделке выступает лицо, являющееся резидентом в соответствии с указанным Федеральным законом, и сумма цен заключенных сделок которого в течение календарного года, в котором заключена соответствующая сделка, и (или) сумма выручки от реализации товаров, работ или услуг в течение соответствующего календарного года превышает в рублевом эквиваленте 1 000 000 000 рублей. При этом проверка правильности применения цен не может быть осуществлена по сделке, указанная сторонами цена которой составляет в рублевом эквиваленте менее 1 000 000 рублей.

4. В отношении сделки с участием организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся резидентами в соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле», проверка правильности применения цен может быть осуществлена в случае одновременного наличия следующих обстоятельств:

1) две или более стороны по контролируемой сделке являются взаимозависимыми в соответствии со статьей 20 настоящего Кодекса;

2) одна или более из сторон контролируемой сделки является налогоплательщиком (обособленным подразделением, осуществляющим деятельность в рамках контролируемой сделки), сумма цен заключенных сделок которого в течение календарного года, в котором заключена соответствующая сделка, и (или) сумма выручки от реализации товаров, работ или услуг в течение соответствующего календарного года превышает в рублевом эквиваленте 1 000 000 000 рублей;

3) одна или более из сторон контролируемой сделки состоит на налоговом учете в субъекте Российской Федерации (является резидентом особой экономической зоны), в котором в отношении соответствующей категории налогоплательщиков установлена пониженная ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации или предметом сделки являются товары, признаваемые объектом налогообложения по налогу на добычу полезных ископаемых.

При этом проверка правильности применения цен не может быть осуществлена по сделке, указанная сторонами цена которой составляет в рублевом эквиваленте менее 1 000 000 рублей.

5. Если иное не предусмотрено настоящим пунктом, в целях проведения проверки правильности применения цен по контролируемой сделке налоговые органы определяют интервал рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги в соответствии с пунктом 15 настоящей статьи (далее – интервал рыночных цен).

В случае если указанная сторонами контролируемой сделки цена товаров, работ или услуг не соответствует определенному интервалу рыночных цен и если применение сторонами контролируемой сделки соответствующей цены повлекло занижение суммы налога, налоговые органы имеют право применить для целей налогообложения цену контролируемой сделки, рассчитанную с применением рыночной цены соответствующих товаров, работ или услуг, определенной в соответствии с настоящей статьей в пределах соответствующего интервала рыночных цен.

В этом случае недоимка рассчитывается исходя из определенной рыночной цены. При этом в случае если определенная рыночная цена не соответствует интервалу рыночных цен, недоимка рассчитывается исходя из минимального значения (при отклонении рассчитанной цены в сторону понижения) или максимального значения (при отклонении рассчитанной цены в сторону повышения) интервала рыночных цен.

В случае если в результате проверки правильности применения цен по контролируемой сделке налоговыми органами будет выявлено несоответствие указанной сторонами цены контролируемой сделки, регулируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, и если это отклонение повлекло занижение суммы налога, налоговый орган выносит решение в соответствии со статьей 101 настоящего Кодекса. При этом недоимка рассчитывается исходя из указанной регулируемой цены с учетом соответствующих надбавок к ценам или скидок с цен.

В случае, предусмотренном настоящим пунктом, при отклонении цены, примененной сторонами контролируемой сделки, от регулируемой цены в сторону повышения от максимальной предельной цены или в сторону понижения от минимальной предельной цены с учетом соответствующих надбавок к ценам или скидок с цен, и если это отклонение повлекло занижение суммы налога, недоимка рассчитывается исходя из указанной максимальной предельной цены (при отклонении примененной сторонами сделки цены в сторону повышения от максимальной предельной цены) или минимальной предельной цены (при отклонении примененной сторонами сделки цены в сторону понижения от минимальной предельной цены) с учетом соответствующих надбавок к ценам или скидок с цен.

В случае невозможности определения интервала рыночных цен в связи невозможностью использования предусмотренного пунктом 12 настоящей статьи метода сопоставимых цен, цена являющихся предметом сделки товаров, работ или услуг рассчитывается на основании методов, предусмотренных пунктом 13 настоящей статьи (далее - расчетная цена). В этом случае, если указанная сторонами контролируемой сделки цена отклоняется от определенной в соответствии с настоящей статьей расчетной цены товаров, работ или услуг являющихся предметом контролируемой сделки, в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 10 процентов, для целей налогообложения применяется такая расчетная цена.

В случае выявления свидетельствующих о занижении (завышении) суммы налогов обстоятельств, предусмотренных настоящим пунктом, налогоплательщики (налоговые агенты) вправе самостоятельно исчислить в предусмотренном настоящей статье порядке суммы налогов, и уплатить (удержать у налогоплательщика и перечислить) недоимку и соответствующие пени.

6. Рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных пунктами 7-13 настоящей статьи. При этом учитываются обычные для данной сферы деятельности надбавки к цене или скидки, устанавливаемые при заключении сделок между лицами, не обладающими признаками взаимозависимости, предусмотренными статьей 20 настоящего Кодекса. В частности, учитываются скидки, вызванные:

сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары,работы или услуги;

потерей товарами качества или иных потребительских свойств;

истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;

маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров, работ или услуг на новые рынки;

реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

7. Рыночной ценой товара, работы или услуги признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров, работ или услуг в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

8. Рынком товаров, работ или услуг признается сфера обращения этих товаров, работ или услуг, определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар, работу или услугу на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории Российской Федерации или за пределами Российской Федерации.

9. Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки.

При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. При определении идентичности товаров незначительные различия в их внешнем виде могут не учитываться.

10. Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.

При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения.

11. При определении рыночных и расчетных цен товаров, работ или услуг принимаются во внимание сделки между лицами, не обладающими признаками взаимозависимости, предусмотренными статьей 20 настоящего Кодекса Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только в тех случаях, когда взаимозависимость этих лиц не повлияла на результаты таких сделок.

12. При определении рыночных цен товара, работы или услуги используется метод сопоставимых цен, при котором учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях. В частности, учитываются такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, условия поставки, в том числе экспортно-импортный характер операции, продолжительность коммерческих отношений между сторонами по данному виду сделок, наличие или отсутствие тендера, а также иные условия, которые могут оказывать влияние на цены.

При этом условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг, либо может быть учтено с помощью поправок.

13. При отсутствии на соответствующем рынке товаров, работ или услуг сделок по идентичным (однородным) товарам, работам или услугам или из-за отсутствия предложения на этом рынке таких товаров, работ или услуг, а также при невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников для определения рыночной цены используется метод цены последующей реализации, при котором расчетная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары, работы или услуги реализованы покупателем этих товаров, работ или услуг при последующей их реализации (перепродаже) третьему лицу, не обладающему по отношению к нему признаками взаимозависимости, предусмотренными статьей 20 настоящего Кодекса, и обычных для данной сферы деятельности затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары, работы или услуги) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров, работ или услуг, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.

При этом в случае отсутствия последующей реализации товаров, работ или услуг может быть использован метод цены реализации продукта переработки (вторичного продукта), который предусматривает определение расчетной цены продукта переработки (вторичного продукта) в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта. При этом соответственно учитываются рыночные цены соответствующих конечных продуктов переработки и промежуточных продуктов переработки, а также произведенные обычные затраты и полученная обычная прибыль (рентабельность) для соответствующего вида деятельности на каждой стадии переработки;

При невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, в последующем реализованных покупателем, либо при отсутствии последующей продажи лицу, не обладающему по отношению к нему признаками взаимозависимости, предусмотренными статьей 20 настоящего Кодекса) используется затратный метод, при котором расчетная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.

14. При определении рыночных (расчетных) цен финансовых инструментов срочных сделок и ценных бумаг положения, предусмотренные настоящей статьей, применяются с учетом особенностей, предусмотренных главой настоящего Кодекса "Налог на прибыль (доход) организаций".

15. Интервал рыночных цен для целей настоящей статьи определяется в следующем порядке:

1) определяются цены, примененные в сделках, информация о которых используется при применении метода сопоставимых цен в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) цены, определенные в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта (в том числе, повторяющиеся), размещаются в порядке возрастания;

3) из цен, размещенных в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта, исключаются минимальная и максимальная цена;

4) цены, размещенные в соответствии с подпунктами 1-3 настоящего пункта, распределяются на четыре равных подынтервала, при этом в случае, если количество этих цен не кратно четырем, для достижения указанной кратности необходимо исключить от одной до трех цен таким образом, чтобы при исключении двух цен, исключались минимальная и максимальная цены, а при исключении одной цены или третей цены (при исключении трех цен) исключалась та минимальная или максимальная цена, которая наибольшим образом отличается от соответственно следующей или предшествующей цены;

5) в случае невозможности определения интервала рыночных цен в соответствии с подпунктами 1-4 настоящего пункта в связи тем, что количество цен, определенных в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта, составляет менее восьми, на четыре равных подынтервала разделяется числовой диапазон между максимальной и минимальной из цен, размещенных в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта.

В результате минимальным и максимальным значениями интервала рыночных цен являются соответственно минимальное значение второго подынтервала цены и максимальное значение третьего подынтервала цены, определенных в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта.

При определении интервала рыночных цен не учитывается цена товара, работы или услуги, примененная в контролируемой сделке.

16. При определении рыночной цены товаров, работ или услуг, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли и затрат, используется следующая информация:

1) о биржевых ценах и котировках мировых бирж – для товаров, являющихся предметом мировой биржевой торговли;

2) таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации, публикуемая федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в области таможенного дела;

3) о ценах (пределах колебаний цен) и биржевых котировках, содержащаяся в официальных источниках информации уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (в частности, в области регулирования ценообразования и статистики);

4) о ценах (пределах колебаний цен), биржевых котировках по совершенным сделкам, содержащаяся в опубликованных и (или) общедоступных изданиях и информационных системах;

5) о рыночной стоимости объектов оценки, установленной в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации;

6) о ценах на товары, работы и услуги, а также затраты и прибыль, обычных для соответствующей сферы деятельности, утверждаемых органом государственной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, по представлению ассоциаций и союзов, созданных в соответствующей сфере деятельности;

7) иная информация, позволяющая наиболее обоснованно и достоверно определить рыночную цену товаров, работ или услуг.

17. Налогоплательщики обязаны вместе с налоговой декларацией представлять в налоговые органы следующие сведения о совершенных ими в налоговом периоде контролируемых сделках:

1) о налоговом периоде, за который представляются сведения о совершенных налогоплательщиком контролируемых сделках;

2) о контролируемых сделках, совершенных налогоплательщиком в соответствующем налоговом периоде (по видам и предметам этих сделок), в том числе:

о ценах, примененных налогоплательщиком в контролируемых сделках;

об источниках информации, которые использовались налогоплательщиком при определении цен, примененных в контролируемых сделках;

о сумме полученных доходов (прибыли) или сумме произведенных расходов (понесенных убытков) в результате совершения контролируемых сделок;

3) о лицах, с которыми совершены контролируемые сделки, в том числе об иностранных организациях, а также о лицах, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;

4) об использованных налогоплательщиком методах определения рыночных (расчетных) цен, примененных в контролируемых сделках.

Представляемые организацией в налоговые органы сведения о контролируемых сделках подписываются руководителем организации или ее представителем.

Представляемые индивидуальным предпринимателем в налоговые органы сведения о контролируемых сделках подписываются индивидуальным предпринимателем или его представителем.

Сведения о контролируемых сделках указываются в приложениях к налоговым декларациям по налогу на прибыль организации, налогу на доходы физических лиц, налогам, подлежащим уплате в связи с применением специальных налоговых режимов, представляемым в налоговые органы по окончании соответствующих налоговых периодов в порядке и сроки, установленные настоящим Кодексом.

Налогоплательщики вправе предоставить иные сведения и документы, обосновывающие цену, примененную им в контролируемой сделке.

Формы указанных приложений к налоговым декларациям утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

18. В дополнение к сведениям, предоставляемым в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи, для обоснования соответствия цен товаров, работ или услуг, примененных в контролируемых сделках, рыночным (расчетным) ценам налоговые органы вправе истребовать в порядке, установленном статьей 93 настоящего Кодекса, документы, составленные в произвольной форме (если составление таких документов по установленной форме не предусмотрено законодательством Российской Федерации) и содержащие следующие сведения:

1) о налогоплательщике, в том числе:

о его деятельности, связанной с контролируемой сделкой;

о его активах;

о выполняемых им функциях;

о принимаемых им рисках, связанных с контролируемой сделкой;

2) о контролируемой сделке, в том числе об условиях, оказывающих влияние на цену товаров, работ или услуг, включая описание условий и сроков осуществления платежей по этой сделке;

3) о лицах, с которыми совершена контролируемая сделка, в том числе:

о выполняемых ими функциях;

о принимаемых ими рисках, связанных с контролируемой сделкой;

4) о методах, использованных при определении цены, примененной в контролируемой сделке, в том числе:

о критериях выбора соответствующего метода;

расчет рыночной (расчетной) цены в соответствии с выбранным методом;

об источниках информации и других данных, использованных при применении соответствующего метода;

расчет доходов (прибыли), полученных в результате совершения контролируемой сделки);

об экономической выгоде, получаемой по контролируемой сделке налогоплательщиком, в результате приобретения информации, результатов интеллектуальной деятельности, прав на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и других исключительных прав (при наличии соответствующих обстоятельств);

5) о прочих факторах, которые оказали влияние на цену, примененную в контролируемой сделке, в том числе о рыночной стратегии налогоплательщика, если эта рыночная стратегия оказала влияние на цену, примененную в контролируемой сделке.

Документы, предусмотренные настоящим пунктом, могут быть составлены по нескольким сделкам, предметом которых являются идентичные (однородные) товары, работы или услуги, совершенным с одним лицом или несколькими одними и теми же лицами.

19. В случае своевременного предоставления в установленном порядке налогоплательщиком или налоговым агентом в налоговые органы сведений и документов, предусмотренных пунктами 17 и 18 настоящей статьи, такой налогоплательщик или налоговый агент освобождается от ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных соответственно статьями 120, 122 и 123 настоящего Кодекса.

20. При рассмотрении дела суд вправе учесть любые обстоятельства, имеющие значение для определения примененных при заключении сделки цен товаров, работ или услуг, а также иных результатов сделки, не ограничиваясь обстоятельствами, предусмотренными настоящей статьей.

Разместить:
DAYDAY
13 ноября 2007 г. в 9:32

Особенно впечатляет пункт 20. , где "При рассмотрении дела суд вправе учесть любые обстоятельства....", что практически означает ничтожность предыдущих 19 пунктов этой статьи.

Примеры:

- в одной из областей одновременно судейское сообщество согласилось освободить от обязанностей мировых судей 2,5 десятка блюстителей закона

- при конкретном рассмотрении дела налогоплательщик не был приглашён в зал суда, т.к. судья уже обо всём сам с собой (или с налоговиком) уже договорился и секретарь суда предложила ожидавшим заседания Ответчикам - нал.платам быть свободными, т.к. судье все ясно и нал.плат должен ... с чем его и познакомила секретарь.

и много аналогичных примеров

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок