
Законодательство / Законопроекты / 1-ое чтение / Проект «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»
Проект «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»
Вносится депутатами Государственной Думы
А.М.Бабаковым, И.Н.Харченко,
Д.О.Рогозиным, И.Н.Морозовым
проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в часть первую и вторую
Налогового кодекса Российской Федерации
Статья 1
Статью 13 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3824; 1999, № 28, ст. 3487; 2000, № 2, ст. 134; 2002, № 1, ст. 2; 2003, № 22, ст. 2066; № 23, ст. 2174; № 27, ст. 2700; № 28, ст. 2873; № 52, ст. 5037; 2004, № 27, ст. 2711; № 31, ст. 3231; № 45, ст. 4377; 2005, № 27, ст. 2717; № 45, ст. 4585) дополнить пунктом 11 следующего содержания:
«11) налог на предметы роскоши».
Статья 2
Раздел VIII части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340, 3341; 2001, № 1, ст. 18; № 23, ст. 2289; № 33, ст. 3413, 3421, 3429; № 49, ст. 4564; № 53, ст. 5015; 2002, № 1, ст. 4; № 22, ст. 2026; № 30, ст. 3021, 3027, 3033; 2003, № 1, ст. 2, 6, 10, 11; № 19, ст. 1749; № 21, ст. 1958; № 22, ст. 2066; № 23, ст. 2174; № 26, ст. 2567; № 27, ст. 2700; № 28, ст. 2874, 2879, 2886; № 46, ст. 4444; № 50, ст. 4849; № 52, ст. 5030; 2004, № 27, ст. 2711, 2715; № 30, ст. 3088; № 31, ст. 3219, 3220, 3222, 3231; № 34, ст. 3517, 3518, 3520, 3522, 3524, 3525, 3527; № 35, ст. 3607; № 45, ст. 4377; N 49, ст. 4840; 2005, № 30 (ч. II), ст. 3128, 3129, 3130) дополнить главой 25.4 следующего содержания:
"Глава 25.4. Налог на предметы роскоши
Статья 333.43. Плательщики налогов
1. Плательщиками налога на предметы роскоши (далее в настоящей главе – налогоплательщики) признаются лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.44 настоящего Кодекса.
2. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих лиц соразмерно его доле в этом имуществе.
3. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. При этом плательщиком налога может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними.
Статья 333.44. Объекты налогообложения
1. Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества:
1) жилые дома, квартиры, дачи и иные строения, помещения и сооружения, земельные участки (доли в них) стоимостью от 15 млн. рублей и выше;
2) автомобили, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, стоимостью от 2 млн. рублей и выше;
3) драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них, произведения живописи и скульптуры стоимостью от 300 тысяч рублей и выше.
2. Не признаются объектами налогообложения:
1) имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
2) государственные награды;
3) произведения живописи и скульптуры, переданные для экспонирования в государственные или муниципальные музеи, архивы, библиотеки, иные государственные хранилища культурных ценностей, если суммарный срок такого экспонирования составляет не менее 120 дней в течение налогового периода;
4) земельные участки (доли в них), отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
5) находящиеся в собственности юридических лиц земельные участки (доли в них), строения, помещения и сооружения, которые используются ими для осуществления основного вида деятельности;
6) автомобили, пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
7) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
9) драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них; произведения живописи и скульптуры, транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их кражи (угона) документом, выдаваемым уполномоченным органом.
Статья 333.45. Налоговая база
Налоговая база определяется как стоимость указанного в статье 333.44 имущества, исчисленная исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений статьи 40 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января каждого года.
Статья 333.46. Налоговый период
Налоговым периодом по налогу признается календарный год.
Статья 333.47. Налоговые ставки
1. Устанавливаются следующие ставки налога в процентах от стоимости имущества, являющегося объектом налогообложения:
1) в отношении жилых домов, квартир, дач и иных строений, помещений и сооружений, земельных участков (долей в них):
Стоимость имущества Ставка налога
От 15 млн. рублей до 30 млн. рублей
От 30 млн. рублей до 50 млн. рублей
Свыше 50 млн. рублей 1 процента
3 процента
5 процента
2) в отношении автомобилей, самолетов, вертолетов, теплоходов, яхт, парусных судов, катеров:
Стоимость имущества Ставка налога
От 2 млн. рублей до 20 млн. рублей
От 20 млн. рублей до 50 млн. рублей
Свыше 50 млн. рублей 1 процента
3 процента
5 процента
3) в отношении драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, произведений живописи:
Стоимость имущества Ставка налога
От 300 тысяч рублей до 3 млн. рублей
От 3 млн. рублей до 50 млн. рублей
Свыше 50 млн. рублей 1 процента
3 процента
5 процента
2. Сумма налога, исчисленная по налоговым ставкам, установленным пунктом 1 настоящей статьи, подлежит зачислению в федеральный бюджет.
Статья 333.48. Порядок исчисления и уплаты налогов. Налоговая декларация
1. Исчисление налогов производится налоговыми органами.
Налогоплательщики уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
2. За имущество, находящиеся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этом имуществе.
За имущество, находящиеся в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, налог уплачивается одним из указанных собственников по соглашению между ними. В случае несогласованности налог уплачивается каждым из собственников в равных долях.
3. Органы, осуществляющие регистрацию прав на имущество, признаваемое объектом налогообложения, и сделок с ним обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.
Данные, необходимые для исчисления налоговых платежей, представляются налоговым органам бесплатно.
4. Налогоплательщики по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения имущества, признаваемого объектом налогообложения, налоговую декларацию по налогу.
Форма налоговой декларации по налогу утверждается Министерством финансов Российской Федерации.
Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
5. По новому имуществу, признаваемому объектом налогообложения, налог уплачивается с начала года, следующего за его приобретением или регистрацией прав на него.
За имущество, признаваемое объектом налогообложения, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства.
В случае уничтожения (утраты) имущества, признаваемого объектом налогообложения, взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором оно было уничтожено (утрачено).
6. При переходе права собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения, от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником – начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности.
7. Платежные извещения об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа.
8. Уплата налога производится владельцами равными долями в два срока – не позднее 15 сентября и 15 ноября.
9. Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за пять предыдущих лет.
10. Пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается не более чем за пять предыдущих лет.
Статья 3
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2008 года.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»
Необходимость принятия предлагаемого законопроекта вызвана тем, что введение налога на предметы роскоши являются эффективным средством корректирования общей системы налогов, особенно в условиях отсутствия прогрессивной шкалы подоходного налога, когда все налоги падают в равной мере на всех граждан, а вместе с тем имеется значительное число лиц богатых.
Установление налога на предметы роскоши, безусловно, будет способствовать развитию Российской Федерации как социального государства, что является основой нашего конституционного строя (статья 7 Конституции России). С развитием богатства и неравномерности в его распределении получает все большее и большее развитие и роскошь. В ответ на это социальное государство просто обязано ввести обложение налогами наиболее употребимые предметы роскоши.
Предлагаемый проект федерального закона предусматривает обложение предметов, потребление которых свидетельствует о богатстве их владельцев. Таким образом, предусматривается обложение не доходов, а расходов – предметов, которые идут не на удовлетворение потребностей первой необходимости, а лишь второстепенной или третьестепенной, обладание которыми несомненно доказывает наличие крупных доходов. Отсюда сама собой следует полная справедливость этого налога, поскольку справедливо прогрессивное обложение доходов вообще.
Согласно предложенному законопроекту объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, дачи и иные строения, помещения и сооружения, земельные участки стоимостью от 15 млн. рублей и выше, автомобили, самолеты, вертолеты, яхты, катера стоимостью от 2 млн. рублей и выше, драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них, произведения живописи и скульптуры стоимостью от 300 тысяч рублей и выше.
Данный законопроект предусматривает введение дифференцированной ставки налога на предметы роскоши.
Налог на предметы роскоши, вследствие ограниченности круга потребителей этих предметов, не может иметь бюджетообразующего значения с чисто финансовой точки зрения. Но он будет способствовать внесению большей равномерности в распределение налогов, являясь средством к усиленному обложению лиц более состоятельных. Так, уже на 2001 год только в Москве зарегистрировано более 3, 5 тыс. частных водных и воздушных транспортных средств, в том числе самолетов и вертолетов, и их число с каждым годом только увеличивается.
Новый налог предлагается сделать федеральным, т.е. поступления от взимания этого налога будут подлежать зачислению в федеральный бюджет.
Плательщиками налога предлагается сделать не только физических, но и юридических лиц. Это объясняется тем, что если освободить юридические лица от уплаты данного налога, то это неминуемо приведет к «переписыванию» собственности (предметов роскоши) с физических на юридические лица. Очевидно, что в этом случае потребители предметов роскоши фактически не изменятся.
Все объекты налога на роскошь невозможно перечислить или подвести под какое-либо общее определение, потому что "роскошь" понятие очень условное и относительное. В разное время роскошью считались различные предметы: например, тюльпаны в средневековой Голландии, выездные лошади, собаки, гербы, часы, перчатки, сапоги и т. п. Многое, что прежде составляло предмет роскоши, теперь является предметом всеобщего употребления.
Налоги на роскошь появились относительно давно (особенно активно шло развитие налога в XVII и XVIII веках). Сейчас подобные налоги существуют в той или иной форме во многих странах мира (например, США, Франция, Великобритания, Хорватии, Италии и др.). К примеру, только в Сардинии "налог на роскошь" приносит около 1 млрд. долларов ежегодно.
Таким образом, принятие предлагаемого законопроекта будут способствовать достижению двух важных целей. В-первых, это интересы казны: очень выгодно и справедливо получать налог с потребления предметов, указывающих на выдающееся имущественное положение лица. Во-вторых, это морально-нравственные и социальные цели: в высших целях нравственности и общественного благополучия необходимо противодействовать непомерному развитию роскоши у узкой прослойки российского общества.
С учетом замечаний Правительства Российской Федерации вступление закона в силу предполагается с 1 января 2008 г.
Депутату Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации
A.M.Бабакову
Государственная Дума
Федерального Собрания
Российской Федерации
На № БА-224 от 19 января 2007 г.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
на проект федерального закона "О внесении изменений
в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", вносимый в Государственную Думу депутатом
Государственной Думы A.M.Бабаковым
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона.
Законопроектом предусматривается установить налог на предметы роскоши и дополнить Налоговый кодекс Российской Федерации соответствующей главой.
Законопроектом определяются объекты налогообложения в виде отдельных видов движимого и недвижимого имущества, признаваемого предметами роскоши, с определенными стоимостными характеристиками, а налоговая база определяется как стоимость данного имущества, признаваемого объектом налогообложения. Однако такое имущество признается объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц или налогу на имущество организаций. Согласно пункту 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Кодекса и с учетом положений указанной статьи. Пунктом 1 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговые базы по налогам также совпадают и определяются стоимостной характеристикой объектов налогообложения. Таким образом, будет иметь место двойное налогообложение имущества и увеличение налоговой нагрузки на физических и юридических лиц.
При определении имущества, не признаваемого объектом налогообложения в связи с нахождением такого имущества в розыске, при условии подтверждения факта его кражи (угона) документом, не учтено, что в соответствии с главой 21 Уголовного кодекса Российской Федерации кража является одним из способов хищения имущества. Отсутствует обоснование в связи с чем к объектам налогообложения не отнесены антикварные книги, монеты из цветных металлов и многое другое.
Дифференцированные ставки налога в зависимости от стоимости и вида имущества не подкреплены обоснованием и расчетами. Законопроект не содержит положений, определяющих порядок исчисления налога на предметы роскоши.
Норма о том, что лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за пять предыдущих лет, не соответствует статье 89 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налоговой проверкой может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет деятельности налогоплательщика, предшествующих году проведения проверки.
Вопрос зачисления сумм налога на предметы роскоши в федеральный бюджет является предметом регулирования Бюджетного кодекса Российской Федерации, а не Налогового кодекса Российской Федерации.
Что касается вступления федерального закона в силу с 1 января 2007 г., то следует иметь в виду, что согласно пункту 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, обратной силы не имеют.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации А.Жуков
Темы: Налоговое право  
- 15.05.2023 ФТС уменьшила за январь-апрель перечисления в бюджет РФ
- 15.02.2021 Ставропольский предприниматель попался на неуплате 23 млн рублей налогов
- 13.12.2016 Изменения в налогообложении и уплате страховых взносов с 1 января 2017 года: приглашаем на бесплатный вебинар
- 05.09.2013 Не храните тайны в банках
- 27.08.2013 Налог на недвижимость: зачем он нужен и чьи интересы затронет
- 16.08.2013 Изменения в НДС, банковских правилах и расширение полномочий налоговиков
Комментарии