Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 25.12.2019 г. № 03-02-08/101642

Письмо Минфина России от 25.12.2019 г. № 03-02-08/101642

Вопрос: О предложении по распространению института "предупреждения" на налоговые правонарушения; об уплате страховых взносов ИП, в том числе пенсионерами; о внесении изменений в порядок применения НПД.

24.01.2020Российский налоговый портал

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 25.12.2019 г. № 03-02-08/101642

 

В Минфине России рассмотрено обращение от 13.11.2019 и сообщается следующее.

1. Во исполнение пункта 5 Протокола заседания Рабочей группы Государственного совета Российской Федерации по направлению "Экономика и финансы" от 30.08.2019 N 2 Минфин России внес в Правительство Российской Федерации проект поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона N 837128-7 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации", предусматривающий, в частности, применение предупреждения для лиц, впервые нарушивших порядок и (или) сроки передачи в налоговый орган сведений о произведенном расчете, связанном с получением дохода от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющегося объектом налогообложения налогом на профессиональный доход.

Предупреждение как мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, устанавливается Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Поскольку совершение большинства налоговых правонарушений влечет причинение вреда (имущественного ущерба) бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, предложение о распространении института "предупреждения", предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, применительно к налоговым правонарушениям не поддерживается.

2. Предложения об освобождении от уплаты фиксированных платежей по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации действующих предпринимателей пенсионного возраста и дополнении перечня периодов, за которые индивидуальные предприниматели не уплачивают страховые взносы, периодом временной нетрудоспособности индивидуального предпринимателя в течение более 6 месяцев представляются необоснованными и не поддерживаются.

Согласно статье 419 Кодекса индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.

На основании пункта 1 статьи 430 Кодекса плательщики страховых взносов - индивидуальные предприниматели, не являющиеся работодателями, обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

Главой 34 Кодекса не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов - индивидуальных предпринимателей, в том числе являющихся пенсионерами, от уплаты за себя страховых взносов, за исключением периодов, в частности, ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, и т.д., указанных в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (пункт 7 статьи 430 Кодекса), в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды.

Уплата индивидуальными предпринимателями страховых взносов должна осуществляться независимо от возраста, вида осуществляемой деятельности и факта получения от нее доходов в конкретном расчетном периоде.

Следует отметить, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются в целях получения гражданином обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, а в случае, если гражданин является пенсионером, уплачиваемые страховые взносы влияют на перерасчет получаемой пенсии.

Кроме того, своевременная и полная уплата страховых взносов является необходимым условием реализации в обязательном социальном страховании принципов устойчивости и автономности его финансовой системы, а также принципа солидарности, в частности, в несении бремени установленных законом обязательных расходов на осуществление обязательного социального страхования. Требование своевременной и полной уплаты страховых взносов отражает не только частные, но и определенные принципом солидарности публичные интересы.

Полагаем, что отмена обязанности индивидуальных предпринимателей, являющихся пенсионерами, уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование может привести к злоупотреблениям по перерегистрации предпринимательской деятельности на таких лиц, что, с одной стороны, негативно отразится на собираемости страховых взносов и сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации, а с другой стороны, приведет к утрате адресного подхода при предоставлении такой преференции.

Также обращаем внимание, что факт нахождения индивидуального предпринимателя в каком-либо из упомянутых в пункте 7 статьи 430 Кодекса периодов, когда он сам не мог осуществлять предпринимательскую деятельность, не свидетельствует об отсутствии у него возможности своевременно инициировать внесение записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о прекращении его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или осуществлять предпринимательскую деятельность через представителей.

Исходя из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 N 213-О следует, что, если в отношении индивидуального предпринимателя при фактическом прекращении им предпринимательской деятельности в силу непреодолимых обстоятельств (например, по причине временной нетрудоспособности) не была в установленном порядке своевременно внесена запись в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о прекращении его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, такой индивидуальный предприниматель не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период защитить свои права в суде, приведя доводы и возражения, представляя документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.

3. По вопросу признания утратившим силу подпункта 2 пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)" (далее - Федеральный закон N 422-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом N 422-ФЗ с 01.01.2019 по 31.12.2028 проводится эксперимент по применению нового специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" на территории ряда субъектов Российской Федерации.

Вопросы, касающиеся внесения корректировок в параметры указанного специального налогового режима, целесообразно рассмотреть по итогам проведения в 2020 году анализа результатов названного эксперимента за 2019 год.

 

Заместитель директора Департамента

В.В.САШИЧЕВ

25.12.2019

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок