Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 04.09.2017 г. № 03-01-15/56675

Письмо Минфина России от 04.09.2017 г. № 03-01-15/56675

Вопрос: Организация предоставляет услуги в области информационно-телекоммуникационных технологий, в частности услуги регистрации доменных имен и услуги хостинга посредством сети Интернет, и осуществляет расчеты с использованием электронных средств платежа в сети Интернет.

Организация не является интернет-магазином и не передает какие-либо товары непосредственно розничному покупателю, а предоставляет интернет-услуги покупателям дистанционно через личный кабинет и регистрацию на основании договора публичной оферты, размещенного на сайте.

Оплата услуг со стороны покупателей осуществляется на основе предоплаты самостоятельно, главным образом с использованием электронных средств платежа, в том числе с использованием платежных карт через платежных агентов, исключительно в сети Интернет без непосредственного взаимодействия между покупателем и представителем организации и с использованием средств дистанционного взаимодействия при расчетах. Остальные расчеты с организацией осуществляются клиентами с использованием безналичных банковских платежей.

При использовании электронных средств платежа в сети Интернет организация во всех случаях не получает деньги от физлиц. Прием таких платежей осуществляется при посредничестве банковских и небанковских платежных агентов с использованием интернет-эквайринга с последующим расчетом между названными посредниками, принимающими платежи, и организацией.

То есть клиент оплачивает услуги либо через интернет-банки, предоставляющие возможность посредством интернет-канала осуществлять банковские операции дистанционно 24 часа в сутки исключительно в сети Интернет без непосредственного взаимодействия между покупателем и представителем организации, либо расчеты происходят через операторов по приему электронных платежей от физлиц в оплату услуг в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".

В дальнейшем указанные посредники с периодичностью, определенной договором с каждым из них, перечисляют полученные деньги на расчетный счет организации и представляют данные о полученных средствах в ежемесячных отчетах.

Таким образом, возможность непосредственного взаимодействия покупателя с организацией при осуществлении расчетов, как и возможность передачи ему кассового чека на бумажном носителе, исключена. До 15.07.2016 у организации не было обязанности применения ККТ в этих случаях.

С какого момента организации, осуществляющие расчеты с использованием электронных средств платежа в сети Интернет, обязаны применять ККТ в соответствии с новым порядком, предусмотренным Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Закон N 54-ФЗ) (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ) далее - Федеральный закон N 290-ФЗ))?

Кто обязан применять ККТ при расчетах и направить чек покупателю (клиенту) на получение предоплаты за услуги Интернета по договору: организация или платежный агент?

В соответствии с п. 1 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ (в редакции Федерального закона от N 290-ФЗ) (далее - новый Закон N 54-ФЗ) ККТ применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и ИП при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных новым Законом N 54-ФЗ.

Согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона N 290-ФЗ организации и ИП вправе до 01.02.2017 осуществлять регистрацию ККТ в порядке, установленном Законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 290-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (далее - прежний порядок и прежний Закон N 54-ФЗ соответственно). При этом ККТ, зарегистрированная в налоговых органах до 01.02.2017, применяется, перерегистрируется и снимается с регистрационного учета организациями и ИП в прежнем порядке до 01.07.2017.

Таким образом, по общему правилу применение ККТ в соответствии с новым Законом N 54-ФЗ становится обязательным после 01.07.2017.

Вместе с тем п. 9 ст. 7 Федерального закона N 290-ФЗ установлено, что в случае, если организации или ИП в соответствии с прежним Законом N 54-ФЗ вправе не применять ККТ, такое право сохраняется за ними до 01.07.2018.

Пунктом 1 ст. 2 прежнего Закона N 54-ФЗ было закреплено, что ККТ, включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и ИП при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Абзацем 4 п. 1 ст. 5 прежнего Закона N 54-ФЗ устанавливалась обязанность организаций и ИП, применяющих ККТ, выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные ККТ кассовые чеки, что предполагало, помимо осуществления наличных денежных расчетов, осуществление расчетов с использованием платежных карт именно при непосредственном взаимодействии с покупателем (клиентом).

Следуя определениям, данным в абз. 2 и 3 ст. 1 прежнего Закона N 54-ФЗ, ККТ, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (далее - ККТ), - контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы; наличные денежные расчеты - произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги.

Следовательно, прежним Законом N 54-ФЗ устанавливался принципиально иной порядок применения ККТ, которым определялись конкретные случаи обязательного применения ККТ, а именно при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, при том что осуществление расчетов с использованием платежных карт охватывало случаи именно непосредственного взаимодействия с покупателем.

В отличие от прежнего порядка, новым Законом N 54-ФЗ закреплен такой, в соответствии с которым ККТ обязательна к применению во всех случаях, кроме прямо названных новым Законом N 54-ФЗ в качестве исключения.

Кроме того, новым Законом N 54-ФЗ прямо расширена сфера применения ККТ на такие способы расчетов, при которых организации и ИП были освобождены от обязанности применять ККТ, а именно расчеты с использованием электронных средств платежа в сети Интернет.

Пунктом 5 ст. 1.2 нового Закона N 54-ФЗ установлено, что пользователи при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом, и применением устройств, подключенных к сети Интернет и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом при осуществлении этих расчетов (далее - расчеты с использованием электронных средств платежа в сети Интернет), обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или БСО в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом кассовый чек или БСО на бумажном носителе пользователем не печатается.

Имеют ли право организации или ИП, осуществляющие расчеты с использованием электронных средств платежа в сети Интернет, не применять ККТ до 01.07.2018?

14.09.2017Российский налоговый портал

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 04.09.2017 г. № 03-01-15/56675

 

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение ООО и по вопросам применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации") далее - Федеральный закон N 290-ФЗ)) (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) ККТ применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.

Согласно пункту 5 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ пользователь ККТ при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом, и применением устройств, подключенных к сети Интернет и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом при осуществлении этих расчетов, обязан обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователем не печатается.

Согласно статье 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ расчеты - это прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей.

В соответствии с пунктом 19 статьи 3 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" электронное средство платежа - это средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.

Согласно пункту 3 статьи 16.1 Федерального закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" при оплате товаров (работ, услуг) путем перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в сумме, указанной в распоряжении о переводе денежных средств, с момента подтверждения его исполнения обслуживающей потребителя кредитной организацией.

С учетом изложенного при осуществлении расчета в сети Интернет электронными средствами платежа организация обязана применять ККТ с момента подтверждения исполнения распоряжения о переводе электронных средств платежа кредитной организацией.

Неприменение ККТ в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях влечет ответственность, установленную статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ.

При этом следует учитывать, что Федеральный закон N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 290-ФЗ) не содержал положений, освобождающих от применения ККТ налогоплательщиков, осуществляющих продажу товаров в сети Интернет посредством наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием такого вида электронного средства платежа, как платежная карта.

Согласно пункту 9 статьи 7 Федерального закона N 290-ФЗ в случае, если организации или индивидуальные предприниматели в соответствии с Федеральным законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 290-ФЗ) вправе не применять контрольно-кассовую технику, такое право сохраняется за ними до 01.07.2018.

Таким образом, организации или индивидуальные предприниматели при расчетах посредством электронных средств платежа (за исключением платежных карт) в сети Интернет за оказанные услуги, реализованные товары, использование которых в соответствии с Федеральным законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 290-ФЗ) не предусматривало обязательное применение ККТ, обязаны применять ККТ после 01.07.2018.

При этом отмечаем, что для применения при оплате товаров или услуг в сети Интернет с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя с продавцом, необходима специальная онлайн-касса.

По вопросам технической реализации указанных расчетов целесообразно обратиться в ФНС России.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации и не препятствует руководствоваться нормами законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Дополнительно обращаем внимание, что на официальном сайте ФНС России в сети Интернет в разделе "Новый порядок применения контрольно-кассовой техники" размещена справочная информация о новом порядке применения ККТ, в частности, о моделях и экземплярах ККТ, соответствующей требованиям нового регулирования, сведения о выданных разрешениях на обработку фискальных данных, ответы на часто задаваемые вопросы и иные информационные материалы.

 

Заместитель директора Департамента

В.А.ПРОКАЕВ

04.09.2017

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок