Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Постановления / Постановление ФАС Центрального округа от 9 августа 2012 г. по делу № А14-9937/2011

Постановление ФАС Центрального округа от 9 августа 2012 г. по делу № А14-9937/2011

08.10.2012 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 августа 2012 г. по делу № А14-9937/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 02.08.2012

Постановление изготовлено в полном объеме 09.08.2012

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:

Председательствующего Степиной Л.В.

Судей Шелудяева В.Н., Смолко С.И.

при участии в заседании:

от индивидуального предпринимателя Чеканова Виктора Николаевича (г. Воронеж, ОГРНИП 310366827900082) - Чеканова В.Н. - предпринимателя (паспорт); - Тимофеева Н.И. представителя (доверенность от 10.07.2012 б/н);

от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже (394036, г. Воронеж, ул. Пушкинская, д. 5а, ОГРН 1073667025728, ИНН 3666145300) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Чеканова Виктора Николаевича на решение Арбитражного суда Воронежской области от 20.12.2011 (судья Федосеева И.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2012 (судьи Скрынников В.А., Михайлова Т.Л., Ольшанская Н.А.) по делу N А14-9937/2011,

установил:

индивидуальный предприниматель Чеканов Виктор Николаевич (далее по тексту - предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным постановления Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже (далее - Управление Пенсионного фонда, Управление) от 08.07.2011 N 04603490012868 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 20.12.2011, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2012, в удовлетворении заявленных предпринимателем требований отказано.

Полагая, что указанные судебные аты вынесены с нарушением норм материального права, заявитель обратился с жалобой в Федеральный арбитражный суд Центрального округа, в которой просит отменить решение и постановление по настоящему делу и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.

Согласно части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений относительно жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения предпринимателя и его представителя, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как установлено судом, Чеканов Виктор Николаевич является индивидуальным предпринимателем и зарегистрирован в Управлении Пенсионного фонда в качестве страхователя.

За расчетный период 2010 года у заявителя имеется недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 2458,32 руб. - на страховую часть трудовой пенсии, а также на обязательное медицинское страхование - 381,04 руб., в том числе в федеральный фонд в сумме 135,21 руб., в территориальный фонд в сумме 245,83 руб.

На не уплаченную в установленный законом срок сумму страховых взносов Управлением начислены пени за период с 01.01.2011 по 03.05.2011 в сумме 79,44 руб. на накопительную часть трудовой пенсии, а также 4,37 руб. в федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 7,94 руб. - территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

В связи с наличием у заявителя задолженности по страховым взносам и пени в его адрес Управление направило требование от 03.05.2011 N 04603440056678 об уплате недоимки по страховым взносам и пени.

Так как задолженность перед Пенсионным фондом не была погашена, Управление вынесло постановление от 08.07.2011 N 04603490012868 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя).

Индивидуальный предприниматель Чеканов В.Н., считая, что соответствующая обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование у него отсутствует, так как он с момента государственной регистрации и до настоящего времени предпринимательской деятельностью не занимался, оспорил названное постановление Управления в арбитражном суде.

Суды первой и апелляционной инстанций не удовлетворили заявление предпринимателя о признании недействительным оспариваемого ненормативного акта Управления в силу следующего.

Основания возникновения обязанности по уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда и процедура взыскания со страхователей страховых взносов регламентирована Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ установлено, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к таким страхователям относятся, в частности, индивидуальные предприниматели.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 данного закона индивидуальные предприниматели обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

Оснований, освобождающих индивидуальных предпринимателей от уплаты страховых взносов, Федеральный закон N 212-ФЗ не содержит.

Обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в качестве предпринимателя.

Довод индивидуального предпринимателя Чеканова В.Н. о неосуществлении им предпринимательской деятельности и неполучении им дохода, с которого подлежат уплате страховые взносы, правомерно отклонен судами двух инстанций.

Как следует из положений Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и Закона N 212-ФЗ, обязанность индивидуальных предпринимателей по уплате страховых взносов не ставится в зависимость от факта ведения ими предпринимательской деятельности, равно как не ставится в зависимость от факта получения дохода от предпринимательской деятельности и размера этого дохода.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 12.05.2005 N 211-О указал на то, что если при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, то он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.

Предприниматель не представил доказательств наличия таких обстоятельств, препятствующих ему своевременно обратиться в соответствующий орган с заявлением о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Ссылка индивидуального предпринимателя на то, что он является пенсионером и получает трудовую пенсию по старости, также была рассмотрена судом и отклонена ввиду того, что действующее законодательство не освобождает индивидуальных предпринимателей, являющихся пенсионерами, от уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа.

Статьей 17 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" установлен порядок определения, перерасчета, индексации и корректировки трудовых пенсий.

В соответствии с п. 3 ст. 17 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицу (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 17.1 и 17.2 настоящего Федерального закона и обратившихся за ее установлением), осуществлявшему работу и (или) иную деятельность, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, независимо от их продолжительности в течение 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности либо со дня предыдущего перерасчета (корректировки) размера указанной части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с настоящим пунктом по его заявлению производится перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности.

При определении суммы расчетного пенсионного капитала, учтенного по состоянию на день, с которого производится соответствующий перерасчет, не учитываются страховые взносы, учтенные при корректировке размера страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

В порядке п. 5 ст. 17 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ размер страховой части трудовой пенсии по старости и размер трудовой пенсии по инвалидности лиц, получающих указанную часть трудовой пенсии по старости или трудовую пенсию по инвалидности (за исключением лиц, имеющих право на установление (перерасчет) доли страховой части трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном статьями 17.1 и 17.2 настоящего Федерального закона), с 1 августа каждого года подлежат корректировке по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на основании сведений о сумме страховых взносов, поступивших в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, которые не были учтены при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размера страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности при их назначении, переводе с одного вида трудовой пенсии на трудовую пенсию по старости или трудовую пенсию по инвалидности, перерасчете в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи и предыдущей корректировке, предусмотренной настоящим пунктом.

Из вышеуказанных норм суды пришли к правильному выводу, что с момента назначения трудовой пенсии лицу, зарегистрированному в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, не прекращается его обязанность по уплате страховых взносов, которые продолжают учитываться на его индивидуальном лицевом счете и в связи с уплатой которых производится перерасчет размера пенсии.

Этот вывод согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 12 мая 2005 года N 183-О, который указал, что для граждан, включая индивидуальных предпринимателей, которые после установления им трудовой пенсии по старости или инвалидности продолжают трудовую (предпринимательскую) деятельность, предусмотрена возможность ежегодного перерасчета страховой части трудовой пенсии с учетом поступивших на их индивидуальный лицевой счет страховых взносов (пункт 3 ст. 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), таким образом, уплата страховых взносов позволяет увеличить размер получаемой пенсии.

Таким образом, ссылка заявителя об отсутствии у него обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за спорный период является несостоятельной.

Исходя из изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали предпринимателю в удовлетворении его требований.

Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном понимании вышеназванных норм действующего законодательства, направлены на переоценку выводов суда, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений либо неправильного применения судами норм материального или процессуального права, которые могли привести к принятию неправильных судебных актов, кассационная инстанция не усматривает.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Воронежской области от 20.12.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2012 по делу N А14-9937/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Председательствующий

Л.В.СТЕПИНА

Судьи

В.Н.ШЕЛУДЯЕВ

С.И.СМОЛКО

Разместить:
Ирина
16 ноября 2012 г. в 21:05

ужас!Ежемесячно пенсионер - предприниматель платит больше 1тыс рублей,а пенсия один раз в год увеличивается на 130рублей.Это какая справедливость:социальная?Или экономическая?Или демократическая?Все налоги должны платиться с прибыли,а не являться побором:хоть шкуру с голого ,но сниму!

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок