Законодательство / Декларации (Бланки) / Заключение
Заключение
на проект федерального закона № 89689-6 «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от
15 апреля 1994 г.», внесенный Правительством Российской Федерации
09.07.2012Российский налоговый порталКомитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона № 89689-6 «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.», внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает.
Протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года (далее - Протокол) подписан в Женеве 16 декабря 2011 года и направлен на обеспечение полноценного членства России в ВТО.
Протоколом предусматривается, что Россия в качестве государства - члена ВТО принимает на себя все обязательства по Марракешскому соглашению об учреждении ВТО. Дополнительные условия членства, согласованные в ходе переговорного процесса, отражены в Перечнях уступок и обязательств по доступу на рынок товаров и услуг.
Протокол подлежит ратификации в соответствии с подпунктами "а" и "д" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации". В соответствии с пунктом 7 Протокола период принятия решения о ратификации составляет 220 дней с момента подписания.
После ратификации Протокол становится частью правовой системы Российской Федерации. В случае, если Протоколом установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, то применяются правила Протокола.
Основной целью деятельности ВТО является снижение барьеров в международной торговле, либерализация таможенных пошлин и неприменение импортных квот. Во Всемирной торговой организации состоят 80 % стран мира, на их долю приходится 97 % мирового торгового оборота. На основе доли страны в мировом торговом обороте рассчитывается взнос страны-участницы в ВТО.
Протокол содержит приложения с достигнутыми в результате переговоров обязательствами России по доступу на мировой рынок и особенностями доступа на российский рынок для иностранных товаров и услуг. В качестве информационного материала представлен доклад рабочей группы по присоединению, который не подлежит ратификации, но является основным документом, в котором подробно отражены системные обязательства по регулированию внешнеэкономической деятельности.
Обязательства России по доступу на рынок товаров включают обязательства по экспортным, импортным пошлинам, объёмам искажающей торговлю поддержки сельского хозяйства, тарифным квотам, экспортным субсидиям.
В соглашении по тарифам зафиксированы начальный и конечный уровни ставок пошлин, уровень ежегодного снижения, а также переходный период, в течение которого должно произойти окончательное снижение пошлин.
Переходные периоды для либерализации доступа на рынок составляют 2-3 года, по наиболее чувствительным товарам – 5-7 лет. К чувствительным отраслям, в которых могут возникнуть определенные экономические и финансовые сложности в связи с новыми условиями, вызванными членством России в ВТО, относятся автомобильная промышленность, сельское хозяйство, сельхозмашиностроение, лёгкая промышленность. Необходимо использовать переходные периоды для разработки совместно с органами власти мер защиты внутреннего рынка и выравнивания условий конкуренции между российскими и иностранными хозяйствующими субъектами.
В ходе переговоров импортные пошлины согласованы на уровне, который был до кризиса 2008 года. В среднем снижение ставок импортных пошлин в сравнении с действующим тарифом по всей номенклатуре составит: 3,6 процента по промышленным товарам - с 11,2 до 7,6 процентов, и 4 процента по сельскохозяйственным товарам - с 18,6 до 14,6 процентов.
Однако по ряду отраслей участники переговоров пошли на серьезные уступки зарубежным партнерам, ослабив тарифную защиту на 10-15 %, что не отвечает интересам производителей.
Максимальное снижение пошлин произойдет в отношении следующих товарных групп: мясо и субпродукты (с 29 до 22 %), рыба (с 10 до 4%), хлебные злаки (с 28 до 8%), алкогольные и безалкогольные напитки (с 39 до 22%), фармацевтика (с 9 до 3%), косметика и парфюмерия (с 13 до 6%), пластмассы (с 11 до 6%), изделия из кожи (с 18 до 13%), изделия из древесины (с 16 до 8%), печатная продукция (с 4 до 1%).
Ставки пошлин на иностранные лекарства снизятся в два раза до 5 - 6%, одновременно будут снижаться пошлины на медицинское оборудование и лекарственные субстанции.
Для рынка химической продукции ставка пошлины снизится в среднем с 10 до 5%. Будут заметно снижены или отменены ставки пошлин на технологическое, строительное, научное и измерительное оборудование.
На новые легковые автомобили произойдет снижение пошлины с 25% до 15% в течение 7 лет, причем максимальное снижение запланировано на последние 3 года, что, с одной стороны, обеспечит интересы российских покупателей и потребителей, с другой - позволит в полном объеме реализовать крупные инвестиционные проекты с участием иностранного капитала по производству автомобилей в России.
Пошлины на молоко и сливки (сухие), сливочное масло снизятся с 25 до 20%. Действующий тариф в отношении позиций чая и кофе в основном снижаться не будет.
Россия снизит пошлины для некоторых кормов для животноводства, а также овощей, фруктов и орехов, не произрастающих в России.
С момента присоединения к ВТО Россия продолжит применение режима тарифного квотирования при импорте говядины, свинины, мяса птицы и некоторых видов молочной сыворотки. Ставки ввозных пошлин за пределами квоты будут более высокими. Срок окончания действия режима тарифных квот на свинину - 31.12.2019 года, по другим видам срок не определен.
Комитет отмечает, что снижение тарифной защиты - основной фактор риска для развития отраслей.
Наиболее серьезные последствия может нанести снижение уровня таможенно-тарифной защиты рынка мяса, молочных продуктов, сельхозмашиностроения, которое может повлечь рост импорта и, как следствие, сокращение отечественного производства, сокращение рабочих мест, прежде всего, на предприятиях с низким технологическим уровнем и высокой себестоимостью выпускаемой продукции.
В целях минимизации возможных отрицательных последствий для отечественной экономики в процессе переговоров была достигнута договоренность о возможности оказания на первоначальном этапе противоречащей правилам ВТО государственной поддержки, в частности в рамках инвестиционных соглашений по промышленной сборке автомобилей.
В отношении сельского хозяйства допустимый объем государственной поддержки, искажающей торговлю, в 2012 и 2013 годах предусмотрен на уровне 9 млрд. долларов США ежегодно с последующим снижением к 2018 году до 4,4 млрд. долларов США. Данное обязательство является беспрецедентной мерой поддержки, которую необходимо реализовать в федеральном бюджете.
В качестве разрешенных правилами ВТО инструментов государственной поддержки российских производителей могут активно применяться преференции для отечественных товаров и услуг при осуществлении государственных и муниципальных закупок, страхование экспортных кредитов, поддержка малого и среднего предпринимательства, продвижение российских товаров на рынки, субсидии на научно-исследовательские, опытно-конструкторские разработки и техническое перевооружение, софинансирование развития энергосбережения и экологичности производств.
Основными системными мерами по адаптации бизнеса к новым экономическим условиям, в которых нуждаются российские товаропроизводители являются: стимулирование спроса как на внутреннем, так и на внешнем рынках, проведение финансового оздоровления и реструктуризация задолженности предприятий, субсидирование процентных ставок по кредитам на развитие и модернизацию производства.
Данные формы государственной поддержки не противоречат правилам ВТО, но способны решить внутренние проблемы российских предприятий и обеспечить повышение конкурентоспособности и финансовой устойчивости.
Важным условием адаптации отраслей к новым экономическим условиям является организация подготовки и обучения специалистов по международному праву, особенностям работы в условиях ВТО, технических специалистов. Одновременно необходимо увеличить количество бюджетных мест в образовательных учреждениях для подготовки востребованных отраслями высококвалифицированных кадров.
С другой стороны, существенным преимуществом от снижения импортных пошлин является ожидаемое снижение цен на технологическое оборудование, аппаратуру и комплектующие. В течение 3 лет после присоединения будут отменены пошлины на компьютеры, средства их производства и элементную базу. С 15% до 7-9% будут снижены пошлины на бытовую электротехнику и электронику. Нулевой пошлиной будет облагаться продукция информационных технологий.
Этот факт придаст дополнительные стимулы для технологической модернизации отечественной промышленности и повышения качества продукции.
В сфере потребления ожидается некоторое снижение цен на электронную технику, мебель, игрушки, парфюмерию и косметику, овощи, фрукты, вино, сахар, мясо птицы, свинину, морепродукты, лекарства, живые цветы и другие товары. Однако, для контроля за качеством поставляемых в Россию товаров и защиты прав потребителей необходимо осваивать и применять технические, санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры, основанные на международных стандартах.
В части экспортных пошлин обязательствами России перед ВТО предусмотрено их снижение или отмена, в приложении зафиксирован максимальный уровень, превышать который запрещено. По большинству экспортных товаров пошлина по истечении переходного периода (от 0 до 5 лет) будет нулевой, по отдельным товарам, таким как минеральное топливо, нефть и нефтепродукты, шкуры, кожа, дерево, бумага, недрагоценные металлы, пошлина рассчитывается по формуле либо является специфической (по весу, объему). Пошлины на природный газ, нефть и нефтепродукты будут применяться в том же виде, как и сейчас.
В части обязательств по услугам Протокол предусматривает обязательства России по допуску иностранных поставщиков в 117 секторов, из них полностью открыт доступ только в 15 (оптовая и розничная торговля, франчайзинговые услуги). В 39 секторах услуг, таких как трубопроводный, железнодорожный, внутренний водный транспорт, добыча и переработка сырья, большинство медицинских услуг, Россия не связывает себя обязательствами, они могут быть закрыты для иностранных компаний, если это будет необходимо для инвестиционного климата и требований конкуренции.
Кроме того, Россией согласован запрет на деятельность филиалов иностранных банков в России, десятилетний мораторий на открытие филиалов зарубежных страховых компаний, а также сохранение 50% квоты иностранного участия в капитале российских банков и страховых компаний. При этом сохранено право предоставлять без ограничений субсидии и оказывать иную господдержку российским поставщикам услуг, а также применять внутреннее регулирование, направленное на обеспечение качества услуг, такое как, лицензирование, квалификационные требования, аттестация и аккредитация.
Сохранится государственное регулирования цен на отдельные товары и услуги для внутреннего рынка, в том числе на газ, необработанные алмазы, водку, водоснабжение, транспортировку газа, детское питание, медикаменты, общественный транспорт и железнодорожные перевозки.
Системные обязательства России вытекают из соглашений ВТО, регулирующих торговлю товарами, услугами, интеллектуальной собственностью, а также соглашений, касающихся технического регулирования и применения антидемпинговых мер.
Перечень специфических обязательств дает определение правилам предоставления государственных субсидий, участия в приватизации и операциях с землей, соглашениях о разделе продукции, оказания услуг.
Важным результатом переговоров является неприсоединение России к соглашению по государственным закупкам, что позволит вводить любые преференции для отечественной продукции при осуществлении государственных закупок на федеральном, региональном, муниципальном уровнях вплоть до запрета закупки импортной продукции, если это необходимо. Этот инструмент стимулирования спроса на продукцию российских производителей нужно активно использовать. Соответствующие поправки в проект федерального закона о федеральной контрактной системе уже подготовлены.
Изучив мнения многих экспертов, Комитет делает вывод, что членство в ВТО в масштабах всей страны будет иметь положительный эффект, создаст новые возможности и системные преимущества для экономики России, включая обеспечение предсказуемого и недискриминационного доступа на мировой рынок, расширение источников инвестиций, импульс для модернизации предприятий, повышение конкурентоспособности отечественной продукции.
Однако эффект неравномерно распределен между отраслями и регионами.
Наибольший рост производства ожидается в цветной металлургии, черной металлургии, химическом и нефтехимическом производстве. Сокращение объемов производства и доли отечественных товаров на внутреннем рынке возможно в деревообрабатывающей, легкой промышленности, машиностроении, производстве продуктов питания.
В целях недопущения негативных последствий в чувствительных отраслях должен проводится ежеквартальный мониторинг влияния импорта на соответствующие товарные рынки для оперативного принятия защитных мер.
Ключевыми параметрами, определяющими характер влияния на отрасли и регионы, являются структуры издержек производства, величина транспортных и торговых расходов. Проблемы могут возникнуть также в моногородах, градообразующие предприятия которых характеризуются высокой степенью риска снижения объемов производства. На решение проблем моногородов должно быть направлено основное внимание региональных и федеральных органов власти.
Для того чтобы вступление в ВТО принесло стране максимальные выгоды при минимальных потерях, необходимо увеличивать потенциал российского несырьевого экспорта путем снижения барьеров, препятствующих выходу российских компаний на зарубежные рынки, и принятия мер поддержки экспорта, не запрещенных ВТО. Значительный потенциал развития заложен в политике продвижения экспорта.
В присоединении России к ВТО и игре по общим правилам в гораздо большей степени, чем крупный бизнес, заинтересовано малое и среднее предпринимательство. Именно в этом секторе наблюдается рост инвестиций, следовательно необходимо создать стимулы и комфортный климат для развития малого и среднего бизнеса, особенно в перерабатывающих отраслях.
Улучшение инвестиционного климата должно стать приоритетом экономической политики. Увеличение объема инвестиций способно дать российской экономике необходимый импульс для развития. Основными направлениями в реализации этой задачи должно стать предоставление гарантии защиты прав собственности, контрактов и снижение административных барьеров, связанных с прохождением таможенных процедур, упрощением порядка и оптимизацией сроков оформления документов, а также с налоговым администрированием, коррупцией и разными условиями конкуренции для хозяйствующих субъектов.
Согласно докладу Всемирного банка относительно присоединения России к ВТО, в краткосрочной перспективе прирост ВВП составит порядка 3 процентов в год.
По оценкам экспертов, использование правил ВТО только в области таможенных процедур приведет к их существенной оптимизации и снижению издержек российского бизнеса более чем на 10 млрд долл. США.
Одновременно ожидается положительный эффект для российской экономики в части снижения административной нагрузки на бизнес, повышения эффективности системы защиты прав предпринимателей, снижения издержек на импортное сырье и оборудование для производителей.
Кроме того, ожидается общее улучшение делового климата за счет выполнения требований по обеспечению «прозрачности» законодательства и мер регулирования торговли, применения международных стандартов, улучшения условий доступа на рынки.
Членство в ВТО позволит России обратиться для защиты своих интересов в орган ВТО по разрешению торговых споров с целью пересмотра применяемых против российских товаров ограничений, ежегодный ущерб от которых оценивается в 2 млрд долларов США.
Чтобы вступление в ВТО прошло с наименьшими потерями для российской экономики, необходима концентрация усилий всех уровней власти и бизнеса.
Обсуждение перспектив присоединения России к ВТО для национальной экономики проходит на различных площадках, начиная с момента появления информации о завершении переговоров. При тесном взаимодействии Государственной Думы, Правительства, бизнеса и всех заинтересованных экспертов разработаны инструменты поддержки отраслей, соответствующие правилам международной торговли, и составлен свод мер по адаптации экономики к условиям членства в ВТО.
Следующим этапом по минимизации рисков от присоединения России к ВТО должна стать реализация указанного свода мер посредством принятия соответствующих федеральных законов и нормативных правовых актов.
В течение переговорного процесса российское законодательство постепенно приводилось в соответствие с нормами ВТО. Поэтому предстоящие изменения будут носить точечный характер и связаны, в основном, с понижением ставок пошлин, защитой интеллектуальной собственности, доступом на рынок услуг, субсидированием промышлен-ности и сельского хозяйства, осуществлением государственных закупок.
В целях повышения конкурентоспособности и финансовой устойчивости необходимо внести изменения в Налоговый кодекс в части налогообложения отечественных товаропроизводителей, закон "О несостоятельности (банкротстве)", "О розничных рынках", "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Трудовой кодекс, доработать с учетом высказанных предложений законопроекты о федеральной контрактной системе и о развитии сельского хозяйства. Ратификация Протокола потребует изменения федеральных законов "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", "О таможенном регулировании в Российской Федерации", "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Необходимо эффективно и организованно использовать переходные периоды для того, чтобы с минимальными издержками российская экономика адаптировалась к работе по правилам и нормам ВТО.
При эффективном использовании инструментов государственной поддержки отечественных производителей, реализации предложений предпринимательского сообщества в законодательстве Российской Федерации и обеспечении комфортных условий для ведения бизнеса, будет достигнут положительный эффект от присоединения России к ВТО для российской экономики.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона № 89689-6 и ратифицировать Протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации.
Председатель Комитета И.Н.Руденский
Комментарии