Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Письма / Письмо Минфина РФ от 16 августа 2010 г. N 03-03-06/1/546

Письмо Минфина РФ от 16 августа 2010 г. N 03-03-06/1/546

Вопрос: Организация (ОАО) осуществляет масштабную реконструкцию и техническое перевооружение действующих производств предприятия, источником осуществления которой являются собственные средства, а также долгосрочные кредиты.В целях налогового учета проценты по долговым обязательствам подлежат нормированию. Согласно ст. 269 НК РФ при определении максимального размера процентов, учитываемых при расчете налоговой базы по налогу на прибыль, налогоплательщик имеет право воспользоваться двумя способами: а) по среднему уровню процентов, начисленных по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце - для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях. Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения; б) исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной в 1,1 раза, - по долговым обязательствам в валюте РФ и из ставки в размере 15% - по долговым обязательствам в иностранной валюте. Соблюсти все условия сопоставимости при получении долгосрочных кредитов в существующих условиях кредитования банками хозяйствующих субъектов очень сложно, при этом всегда есть риск предъявления претензий со стороны налоговых органов, о чем говорит обширная арбитражная практика. Учитывая это, приходится применять второй способ, использование которого приводит к тому, что предприятие вынуждено оплачивать за счет чистой прибыли значительную часть расходов по процентам. Так, минимальная процентная ставка по долгосрочным (свыше 3 - 5 лет) рублевым кредитам, полученным предприятием, составляет 12%, что на 4,25 процентных пункта превышает действующую ставку рефинансирования (7,75%). Таким образом, в расходы принимаются лишь 8,525% (7,75% x 1,1), а оставшаяся часть процентов (3,48%) в расходах не учитывается. Такая ситуация характерна именно для долгосрочных долговых обязательств, учитывая, что по краткосрочным кредитам процентная ставка существенно ниже, к тому же имеется гораздо больше возможностей применять первый способ исчисления максимального размера процентов, учитываемых при расчете налоговой базы по налогу на прибыль. Обоснованно ли применение единых правил нормирования процентов исходя из ставки рефинансирования как по краткосрочным, так и по долгосрочным долговым обязательствам? Возможны ли разработки поправок в ст. 269 НК РФ с целью разграничения долговых обязательств на краткосрочные и долгосрочные и установления для последних более высокого коэффициента увеличения ставки рефинансирования ЦБ РФ? 01.09.2010 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 16 августа 2010 г. N 03-03-06/1/546

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов и сообщает следующее.

Согласно п. 1 ст. 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида, при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце - для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях. Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения.

При отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на установленный коэффициент - при оформлении долгового обязательства в рублях.

Согласно ст. 313 НК РФ порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Следовательно, порядок определения предельной величины процентов, признаваемых расходом, должен быть установлен организацией в учетной политике для целей налогообложения.

В случае если организация установила только порядок определения предельной величины процентов исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на коэффициент, указанный в п. 1 ст. 269 НК РФ, то предельную величину процентов, признаваемых расходом, по краткосрочным и долгосрочным долговым обязательствам необходимо определять исходя из такого установленного порядка.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

16.08.2010

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок