
Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 31.01.2007 по делу N А43-19061/2006-9-597
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 31.01.2007 по делу N А43-19061/2006-9-597
Суд правомерно удовлетворил заявления о признании недействительным в оспариваемой части положения о порядке размещения игорных заведений на территории муниципального образования, поскольку оно принято за пределами компетенции органа местного самоуправления и противоречит федеральному законодательству.
31.01.2007ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 31 января 2007 года Дело N А43-19061/2006-9-597Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Радченковой Н.Ш., судей Башевой Н.Ю., Масловой О.П., при участии представителей от заявителей (общества с ограниченной ответственностью "Минутка" и индивидуального предпринимателя Сироткиной Надежды Васильевны): Ветхова Р.Ю., доверенности от 29.06 и 21.12.2006, от заинтересованного лица: Некрасова А.Г., доверенность от 08.06.2006 N 9, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - администрации города Дзержинска на решение от 03.10.2006 по делу N А43-19061/2006-9-597 Арбитражного суда Нижегородской области, принятое судьями Сандовой Е.М., Кабановым В.П., Яшковой Е.Л., по заявлениям общества с ограниченной ответственностью "Минутка" и индивидуального предпринимателя Сироткиной Надежды Васильевны о признании частично не действующим Положения о порядке размещения игорных заведений на территории города Дзержинска, утвержденного постановлением администрации города Дзержинска от 01.02.2006 N 118, и
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Минутка" (далее - ООО "Минутка", Общество) и индивидуальный предприниматель Сироткина Надежда Васильевна (далее - Предприниматель) обратились в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлениями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании не действующим Положения о порядке размещения игорных заведений на территории города Дзержинска, утвержденного постановлением администрации города Дзержинска от 01.02.2006 N 118 (с изменениями от 20.02.2006), в части запрета на размещение игорных заведений и тотализаторов на территориях рынков, торговых площадей (пункт 3.1); в нежилых помещениях общей площадью менее шестидесяти квадратных метров и на расстоянии не ближе ста метров от детских, учебных заведений, а также от зданий и помещений организаций, осуществляющих культовую и иную религиозную деятельность, измеряемом от входа до входа в объекты по кратчайшему пешеходному пути (тротуару, пешеходной дорожке) (пункт 3.3); установления режима работы игорных заведений, расположенных в жилых домах, с 08.00 до 23.00 (пункт 3.4).
Определением от 14.09.2006 суд первой инстанции объединил указанные заявления в одно производство для совместного рассмотрения на основании части 2 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 03.10.2006 заявленные требования удовлетворены.
Администрация города Дзержинска (далее - Администрация) не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и отказать Обществу и Предпринимателю в удовлетворении требований.
Заявитель жалобы считает, что суд неправильно применил постановление Правительства Российской Федерации от 15.07.2002 N 525 "О лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений"; выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Постановление администрации города Дзержинска от 01.02.2006 N 118 не может рассматриваться как ограничение прав ООО "Минутка" и индивидуального предпринимателя Сироткиной Н.В. на свободное занятие предпринимательской деятельностью и как устанавливающее дополнительную не предусмотренную законом разрешительную систему допуска к осуществлению предпринимательской деятельности на территории города Дзержинска, поскольку не ставит в зависимость от получения свидетельства на место торговли и оказания услуг право реализации товаров или оказания услуг; не предусматривает ответственности за отказ в получении указанного свидетельства; не запрещает предприятиям и индивидуальным предпринимателям заниматься предпринимательской деятельностью при отсутствии данного свидетельства. Постановление регулирует правоотношения по размещению объектов игорного бизнеса и носит рекомендательный характер.
Общество и Предприниматель в отзывах отклонили доводы, изложенные в кассационной жалобе, указав на законность оспариваемого судебного акта.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали позиции, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, администрация города Дзержинска постановлением от 01.02.2006 N 118 утвердила Положение о порядке размещения игорных заведений на территории города Дзержинска, в котором, в частности запретила размещать игорные заведения и тотализаторы на территориях рынков, торговых площадей; в нежилых помещениях общей площадью менее шестидесяти квадратных метров и на расстоянии не ближе ста метров от детских, учебных заведений, а также от зданий и помещений организаций, осуществляющих культовую и иную религиозную деятельность, измеряемом от входа до входа в объекты по кротчайшему пешеходному пути (тротуару, пешеходной дорожке); заниматься указанной деятельностью в жилых домах после 23.00 часов.
В пунктах 2 и 3 названного постановления рекомендовано юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в сфере игорного бизнеса, в срок до 01.03.2006 привести деятельность по организации и размещению игорных заведений в соответствие с указанным порядком; субъектам предпринимательства - организаторам игорных заведений и тотализаторов получить в Управлении поддержки и развития предпринимательства, потребительского рынка и услуг администрации города свидетельство на место оказания услуг на территории города Дзержинска.
Посчитав упомянутое Положение противоречащим действующему федеральному законодательству, ООО "Минутка" и Предприниматель обратились с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции признал недействующим данное Положение в оспариваемой части по причине его несоответствия пункту "о" статьи 71, статье 132 Конституции Российской Федерации, абзацу 2 части 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и пунктам 2, 4, 5 Положения о лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2002 N 525. При этом суд указал на отсутствие у администрации города Дзержинска полномочий в области регулирования игорного бизнеса (введение ей спорных ограничений). Кроме того, суд установил, что Положения о порядке размещения игорных заведений на территории города Дзержинска является обязательным для выполнения всеми организациями и предприятиями, независимо от правового статуса и форм хозяйственной деятельности, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, то есть числе с использованием игровых столов и иного игрового оборудования, в том числе в помещениях казино.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (пункт 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (статья 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации).
Таким образом, органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты в рамках и по вопросам их компетенции. Правовые акты органов местного самоуправления не должны ограничивать гражданские права физических и юридических лиц.
В области игорного бизнеса ограничения установлены Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 названного закона деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов), подлежит лицензированию.
Согласно пункту 2 названной статьи перечень работ и услуг при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов), устанавливается Положением о лицензировании конкретных видов деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2002 N 525 утверждено Положение о лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, подпунктом "б" пункта 4 которого запрещено размещение тотализаторов и игорных заведений в жилых помещениях, в зданиях действующих образовательных и медицинских учреждений, а также в зданиях и помещениях организаций, осуществляющих культовую и иную религиозную деятельность.
Иных запретов на размещение тотализаторов и игорных заведений Положение о лицензировании не содержит.
Вопрос размещения объектов игорного бизнеса федеральным законодательством разрешен, и орган местного самоуправления, не наделенный ни федеральным законом, ни иными нормативными правовыми актами Российской Федерации правом регулировать отношения в сфере игорного бизнеса, не мог принять нормативный акт, предусматривающий иные условия осуществления спорной деятельности.
Положение о порядке размещения игорных заведений на территории города Дзержинска, утвержденное постановлением администрации города Дзержинска от 01.02.2006 N 118, в оспариваемой части принято за пределами компетенции органа местного самоуправления, в связи с чем правомерно признано судом противоречащим федеральному законодательству и частично не действующим.
Довод администрации города Дзержинска о том, что оспариваемый акт не является императивным, а носит рекомендательный характер, нельзя признать убедительным, поскольку рекомендации не должны вступать в противоречие с федеральным законом. Кроме того, из текста самого оспариваемого акта (подпункт 1.3 пункта 1 "Общие положения") следует, что он является обязательным.
Нормы материального права Арбитражный суд Нижегородской области применил правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями к отмене принятого судебного акта, суд не допустил, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1000 рублей отнести на Администрацию.
Руководствуясь статьями 110, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.10.2006 по делу N А43-19061/2006-9-597 Арбитражного суда Нижегородской области оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Дзержинска - без удовлетворения.
Взыскать с администрации города Дзержинска в федеральный бюджет 1000 рублей государственной пошлины.
Арбитражному суду Нижегородской области выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
РАДЧЕНКОВА Н.Ш.
Судьи
БАШЕВА Н.Ю.
МАСЛОВА О.П.
Комментарии