Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 9 сентября 2009 г. по делу N А29-3760/2009

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 9 сентября 2009 г. по делу N А29-3760/2009

В период нахождения налогоплательщика в стадии ликвидации налоговый орган не вправе производить принудительное взыскание налогов, пеней, штрафов

06.10.2009  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 сентября 2009 г. по делу N А29-3760/2009

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Масловой О.П.,

судей Бердникова О.Е., Базилевой Т.В.

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -

Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.06.2009,

принятое судьей Макаровой Л.Ф.,

по делу N А29-3760/2009

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Диал"

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару

о признании недействительным решения и не подлежащими исполнению инкассовых поручений

и

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Диал" (далее - Общество, ООО "Диал") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сыктывкару (далее - Инспекция, налоговый орган) от 06.05.2009 N 4118 и не подлежащими исполнению инкассовых поручений от 06.05.2009 N 7257, 7258, 7259, 7260.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 23.06.2009 заявленные требования удовлетворены.

В арбитражном суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Инспекция не согласилась с принятым решением и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований.

Заявитель жалобы считает, что суд неправильно применил статьи 46, 49 Налогового кодекса Российской Федерации, статью 63 Гражданского кодекса Российской Федерации. По мнению Инспекции, взыскание налогов и сборов с организации, находящейся в стадии ликвидации, до утверждения промежуточного ликвидационного баланса не противоречит действующему законодательству.

Инспекция и ООО "Диал", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили. Общество отзыв на кассационную жалобу не представило.

Законность принятого Арбитражным судом Республики Коми решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Общество зарегистрировано в качестве юридического лица Администрацией муниципального образования "Город Сыктывкар" 21.02.2001 за N 73/2000.

18.01.2008 единственным участником ООО "Диал" принято решение о ликвидации Общества. В соответствии с требованиями Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" 28.01.2008 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о формировании ликвидационной комиссии юридического лица и назначении ликвидатора.

30.03.2009 ООО "Диал" представило в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2008 год, в соответствии с которой сумма налога на прибыль к уплате в бюджет составила 1 623 771 рубль, в том числе: в федеральный бюджет - 439 771 рубль, в бюджет субъекта Российской Федерации - 1 184 000 рублей.

В установленный законом срок Общество не уплатило налог на прибыль за 2008 год. Инспекция на основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислила пени за просрочку платежа в размере 4 221 рубля 82 копеек (по состоянию на 05.04.2009).

В связи с тем, что у ООО "Диал" имелись неисполненные обязательства по уплате налога на прибыль и пеней за несвоевременную уплату налога налоговый орган 13.04.2009 направил в адрес Общества требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафа от 08.04.2009 N 6169.

Данное требование Общество в установленный срок не исполнило, поэтому Инспекция 06.05.2009 вынесла решение N 4118 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика - организации в банках и направила в банк инкассовые поручения от 06.05.2009 N 7257, 7258, 7259, 7260.

Посчитав вынесение решения и направление инкассовых поручений незаконными, Общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Арбитражный суд Республики Коми, руководствуясь статьями 45, 46, 49 Налогового кодекса Российской Федерации и статьями 62, 63, 64 Гражданского кодекса, удовлетворил заявленные требования. При этом суд исходил из того, что в период нахождения налогоплательщика в стадии ликвидации налоговый орган не вправе производить принудительное взыскание налогов, пеней, штрафов.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

Согласно статье 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.

Порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов при ликвидации организации установлен статьей 49 Кодекса, согласно пункту 1 которой обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.

В пункте 3 статьи 49 Кодекса предусмотрено, что очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.

Из названных норм следует, что реализация предоставленного налоговым органам права на принудительное взыскание налогов должна осуществляться с соблюдением прав других кредиторов, а в случае недостаточности у ликвидируемой организации денежных средств требования кредиторов подлежат удовлетворению в порядке, установленном гражданским законодательством.

В силу пункта 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с названным кодексом, другими законами.

Порядок ликвидации юридического лица определен в статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации. В частности, ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами; принимает меры к выявлению кредиторов, а также письменно уведомляет их о ликвидации юридического лица; после окончания срока для предъявления требований кредиторов составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Учредители (участники) юридического лица утверждают промежуточный ликвидационный баланс (пункт 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации) и уведомляют регистрирующий орган о его составлении (пункт 3 статьи 20 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

В пункте 4 статьи 63 Кодекса установлено, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в силу пункта 1 статьи 64 Кодекса погашается в третью очередь.

С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о том, что в период нахождения налогоплательщика в стадии ликвидации налоговый орган не вправе производить принудительное взыскание налогов, пеней и штрафов, является правильным. Оспариваемое решение Инспекции суд первой инстанции правомерно признал незаконным, а инкассовые поручения - не подлежащими исполнению.

Арбитражный суд Республики Коми правильно применил нормы материального права, не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.06.2009 по делу N А29-3760/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сыктывкару - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

О.П.МАСЛОВА

Судьи

О.Е.БЕРДНИКОВ

Т.В.БАЗИЛЕВА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Суфиянова Татьяна
Суфиянова Татьяна

Российский налоговый портал

Ошибки риэлтора могут помешать получению имущественного вычета

При совершении сделок при покупке или продаже жилья советую быть внимательным при подписании договора купли-продажи. В противном случае покупатель не сможет вернуть НДФЛ в полном размере.

24
Легкая судьба электронных документов в суде

Бухгалтерские документы отражают важную информацию о хозяйственной деятельности организации.