
Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Поволжского округа от 10.04.2007 по делу N А65-17685/2006-СА1-37
Постановление ФАС Поволжского округа от 10.04.2007 по делу N А65-17685/2006-СА1-37
В период нахождения налогоплательщика в стадии ликвидации налоговый орган не вправе осуществлять действия по бесспорному взысканию налогов и пеней, в том числе путем принятия решения об их взыскании за счет имущества, поскольку это противоречит положениям ст. 49 НК РФ и влечет за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика.
25.05.2007ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 10 апреля 2007 года Дело N А65-17685/2006-СА1-37
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по городу Набережные Челны Республики Татарстан, г. Набережные Челны, на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 5 октября 2006 г. и Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 декабря 2006 г. Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-17685/2006-СА1-37 по иску Коммунального унитарного предприятия "Набережночелнинская фабрика ремонта и изготовления мебели", г. Набережные Челны, о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по городу Набережные Челны Республики Татарстан от 16.06.2006 N N 1430, 1431, от 14.07.2006 N N 1940, 1942, от 06.06.2006 N N 1263, 1265 о взыскании налога (сбора), пени за счет имущества в период ликвидации (с учетом уточнения требований, принятых судом в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации),
УСТАНОВИЛ:
Обжалованным Постановлением апелляционной инстанции оставлено без изменения судебное решение от 05.10.2006, которым заявленные требования удовлетворены, оспоренные решения налогового органа признаны недействительными, как не соответствующие требованиям Налогового кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе налоговый орган (ответчик) просит об отмене судебных актов, принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, настаивая на правомерности своих ненормативных актов.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Из приобщенных к делу материалов усматривается, что по распоряжению Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 10.04.2003 N 713-Р Предприятие находится в процессе ликвидации, о чем 16.04.2003 регистрирующим органом внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц, а также в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о назначении ликвидатора.
27.04.2005 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о составлении промежуточного ликвидационного баланса Предприятия.
06.06.2006, 16.06.2006, 14.07.2006 заместителем руководителя налогового органа приняты решения N 1263, N 1265, N 1940, N 1942, N 1430, N 1431 о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации, на основании которых судебному приставу были направлены на исполнение соответствующие Постановления: N 1263, N 1265, N 1940, N 1942, N 1430, N 1431.
Таким образом, оспоренные ненормативные акты приняты налоговым органом после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о составлении промежуточного баланса.
Правомерно принимая судебные акты о незаконности оспоренных решений налогового органа, арбитражные суды обеих инстанций правильно руководствовались нормами налогового и гражданского законодательства, регулирующими сложившиеся между сторонами по делу отношения.
В соответствии с п. 1 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.
Согласно п. 7 названной статьи Кодекса при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со ст. 47 настоящего Кодекса. Вместе с тем необходимо учитывать, что ст. 49 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен иной порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации.
В силу п. 1 ст. 49 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.
Пунктом 3 статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации при ликвидации юридического лица требования о погашении задолженности по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды удовлетворяются в четвертую очередь.
При этом п. 2 данной статьи Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди, а при недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом (п. 3 ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 6 ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.
Вывод арбитражных судов о том, что налоговый орган не вправе списывать суммы налога и пеней в бесспорном порядке в период нахождения налогоплательщика в стадии ликвидации после утверждения промежуточного ликвидационного баланса, в частности путем принятия решения об их взыскании за счет имущества ликвидируемого предприятия, поскольку такие действия влекут нарушение порядка и очередности удовлетворения требований других кредиторов, основан на положениях приведенных выше норм и исследованных судами материалах дела.
Доводы кассационной жалобы противоречат правильно примененным арбитражными судами нормам действующего законодательства, в связи с чем не могут быть приняты во внимание.
При таких обстоятельствах, при правильном применении судом норм материального права, полном и всестороннем исследовании всех материалов и обстоятельств дела принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными. Правовых оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п/п. 1 п. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.10.2006 и Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2006 по делу N А65-17685/2006-СА1-37 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Темы: Порядок взыскания налогов  
- 27.03.2025 На Ставрополье объем налогов от МСП увеличился на 21%
- 25.03.2025 В Москве из списка облагаемой налогом недвижимости исключено 164 объекта
- 29.01.2025 Неправомерное списание денег с ЕНС ФНС обязана компенсировать
- 20.02.2025 Серая аренда: что грозит за неуплату налогов со сдачи жилья
- 29.11.2023 Когда надо платить: процедура доначисления налогов
- 22.12.2021 Может ли заявление о признании должника банкротом быть подано кредитором (налоговый орган) по требованию, срок давности которого истек на дату подачи заявления?
- 13.05.2025 Письмо Минфина России от 16.01.2025 г. № 03-02-08/2848
- 06.02.2025 Письмо Минфина России от 22.11.2024 г. № 03-02-08/116480
- 16.01.2025 Письмо Минфина России от 10.12.2024 г. № 03-02-08/124500
Комментарии