Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14 июля 2009 г. N А19-1386/09

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14 июля 2009 г. N А19-1386/09

На момент обращения общества в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налоговой инспекции (15.01.2009) подлежали применению положения п.5 ст.101.2 НК РФ, в связи с чем соблюдение досудебного порядка обжалования решения налоговой инспекции в вышестоящий налоговый орган являлось обязательны

13.08.2009  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 июля 2009 г. N А19-1386/09

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Косачевой О.И.,

судей: Белоножко Т.В., Новогородского И.Б.,

при участии в судебном заседании представителей закрытого акционерного общества "Иркутскнефтепродукт" Потапова Андрея Сергеевича (доверенность N СК-01-02Д от 11.01.2009) и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Иркутской области Воробьевой Натальи Сергеевны (доверенность N 04-20/133 от 12.01.2009),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Иркутскнефтепродукт" на определение Арбитражного суда Иркутской области от 17 февраля 2009 года по делу N А19-1386/09 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2009 года по тому же делу (суд первой инстанции: Назарьева Л.В., суд апелляционной инстанции: Ткаченко Э.В., Клочкова Н.В., Борголова Г.В.),

установил:

закрытое акционерное общество "Иркутскнефтепродукт" (общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения от 22.09.2008 N 14-32.11/8 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Иркутской области (налоговая инспекция).

Определением Арбитражного суда Иркутской области от 17 февраля 2009 года заявление общества оставлено без рассмотрения.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2009 года определение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с определением суда и постановлением апелляционного суда, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности в связи с неправильным применением норм материального права.

По мнению заявителя кассационной жалобы, поскольку установленные пунктом 5 статьи 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации правоотношения возникают с момента вынесения решения налоговой инспекцией, право на обжалование решения возникает именно с указанного момента, поэтому вынесенное до 01.01.2009 решение налоговой инспекции правомерно обжаловано в суд, минуя вышестоящий налоговый орган.

Как указано в кассационной жалобе, в силу пункта 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации новый порядок урегулирования споров не может применяться в отношении решений налоговых органов, вынесенных до 01.01.2009, поскольку ухудшает положение налогоплательщика.

Общество считает, что пункт 16 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ не отвечает требованиям "определенности", в связи с чем судам следовало применить пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговая инспекция представила отзыв на кассационную жалобу общества, в котором заявила о своем согласии с обжалуемыми судебными актами.

В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, подтвердили доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на жалобу.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как установлено арбитражным судом, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2003 по 30.11.2005, по результатам которой составила акт от 12.08.2008 N 14-32.10/7 и вынесла решение от 22.09.2008 N 14-32.11/8 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Не согласившись с указанным решением, общество 15.01.2009 обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Выводы арбитражных судов об оставлении заявления общества без рассмотрения в связи с непредставлением заявителем доказательств соблюдения досудебного порядка урегулирования спора являются правильными.

Право заинтересованных лиц обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе после соблюдения предусмотренного претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, установлено статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела, совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта.

Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" введена статья 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в пункте 5 которой предусмотрено обжалование решений налоговых органов в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.

Согласно пункту 16 статьи 7 названного Федерального закона пункт 5 статьи 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации применяется к правоотношениям, возникающим с 1 января 2009 года.

Следовательно, суды правильно установили, что на момент обращения общества в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налоговой инспекции (15.01.2009) подлежали применению положения пункта 5 статьи 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем соблюдение досудебного порядка обжалования решения налоговой инспекции в вышестоящий налоговый орган являлось обязательным.

Ссылки общества на пункт 2 статьи 5, пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежащие, по его мнению, применению судом, несостоятельны.

По смыслу пункта 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации ухудшение положения налогоплательщика может быть обусловлено установлением новых налогов или сборов или увеличением ставок налогов, устанавливающих или отягчающих ответственность.

Положения пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации применяются в случае противоречий при толковании норм законодательства о налогах и сборах относительно установления налогов и их размеров, а также порядка их исчисления и уплаты.

Установление Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ иного порядка обжалования решений налоговых органов нельзя отнести к установлению каких-либо новых обязанностей и ухудшению положения общества, поскольку правоотношения, на которые распространяется действие нормы пункта 5 статьи 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации, имеют процессуальную природу. В рамках данных правоотношений реализуется право лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка и вынесено оспариваемое решение, на обращение в арбитражный суд.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

определение Арбитражного суда Иркутской области от 17 февраля 2009 года по делу N А19-1386/09 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2009 года по тому же делу оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

О.И.КОСАЧЕВА

Судьи:

Т.В.БЕЛОНОЖКО

И.Б.НОВОГОРОДСКИЙ

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок