Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Поволжского округа от 12 марта 2009 г. по делу N А55-9203/2008

Постановление ФАС Поволжского округа от 12 марта 2009 г. по делу N А55-9203/2008

Нормами Налогового кодекса РФ не предусмотрено ограничений в применении налоговых вычетов организациями, реализующими товары (работы, услуги) по регулируемым ценам и получающими в связи с этим дотации, в случае оплаты услуг поставщиков коммунальных ресурсов за счет бюджетных средств, а также за счет средств, собранных с населения

14.10.2009  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 марта 2009 г. по делу N А55-9203/2008

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 10.03.2009.

Полный текст постановления изготовлен 12.03.2009.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Самарской области, г. Новокуйбышевск Самарской области,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 19.09.2008,

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2008

по делу N А55-9203/2008

по заявлению Открытого акционерного общества "Жилищная управляющая компания", г. Новокуйбышевск Самарской области, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Самарской области, г. Новокуйбышевск Самарской области, о признании незаконным решения от 15.05.2008 N 768 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,

установил:

Открытое акционерное общество "Жилищная управляющая компания" (далее - общество, налогоплательщик, управляющая компания) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Самарской области (далее - налоговый орган, инспекция) о признании незаконным решения от 15.05.2008 N 768 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением суда первой инстанции от 19.09.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.12.2008, заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с указанными по делу судебными актами, инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, как принятых с нарушением норм материального права.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, обществом в инспекцию представлена уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за ноябрь 2007 года, по результатам камеральной налоговой проверки которой составлен акт от 04.03.2008 N 372 и принято решение от 15.05.2008 N 768.

Указанным решением налоговый орган предложил налогоплательщику уплатить недоимку по НДС в сумме 1 011 093 руб., а также внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

Основанием для вынесения оспариваемого решения налогового органа явился вывод последнего о неправильном определении и занижении в связи с этим налоговой базы по НДС.

Несогласие с решением инспекции послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суды, установив фактические обстоятельства дела и исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, приняли законные и обоснованные судебные акты.

Кассационная инстанция поддерживает выводы судов, при этом исходит из следующего.

Судами установлено, что в соответствии с положениями Устава общества предметом его деятельности является управление эксплуатацией жилищного фонда и нежилых помещений в целях расширения рынка товаров и услуг, а также извлечения прибыли.

В целях реализации своих уставных задач управляющая компания, в частности, организует работу по эксплуатации принятого от собственника в управление имущества, вступает в договорные отношения с поставщиками коммунальных услуг, теплоснабжающими организациями на покупку ресурсов для предоставления гражданам коммунальных услуг, обеспечивает благоприятные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме и предоставление коммунальных услуг гражданам.

Судами также установлено и материалами дела подтверждается, что в целях оказания потребителям услуг по тепло-энерго-водоснабжению и иных жилищно-коммунальных услуг управляющая компания заключила договоры с ресурсоснабжающими организациями на предоставление коммунальных ресурсов, а также с организациями, оказывающими жилищно-организационные услуги. Согласно этим договорам управляющей компанией приобретаются коммунальные ресурсы и услуги для обеспечения ими потребителей.

Оплата приобретенных коммунальных ресурсов (включая НДС по налоговой ставке 18 процентов) осуществлялась управляющей компанией за счет средств, поступивших от населения, и бюджетных дотаций. Данный факт не оспаривается налоговым органом.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) операции по предоставлению управляющей организацией потребителям коммунальных услуг являются объектом налогообложения по НДС.

Пунктом 2 статьи 153 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы по НДС выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах. По общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 154 Кодекса, налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 НК РФ, без включения в них налога.

Следовательно, исчисление НДС осуществляется налогоплательщиками на основании статей 153, 154, 166, 171, 172 Кодекса, регламентирующих порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг), порядок исчисления НДС и порядок применения налоговых вычетов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации общество оказывает коммунальные услуги населению по ценам (тарифам), установленным или регулируемым уполномоченными на то государственными органами.

В силу пункта 13 статьи 40 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

Из содержания приведенных правовых норм следует, что организации, реализующие населению указанные товары (работы, услуги), учитывают выручку за эти товары (работы, услуги) по государственным регулируемым тарифам.

Согласно пункту 5 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 (далее - Положение), утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.1999 N 32н, поступления от собственников в виде платы за коммунальные услуги признаются в составе доходов управляющей организации от обычных видов деятельности как выручка от оказания услуг. Указанный доход признается ежемесячно в сумме, рассчитанной исходя из установленных тарифов на оказание коммунальных услуг и указанной в платежных документах, выставленных управляющей организацией собственникам.

Как следует из пункта 12 Положения, при реализации ресурсов гражданам сумма выручки может определяться в течение года ежемесячно только в той сумме, в которой ежемесячно оплачивает ресурсы гражданин, исходя из установленного для него в соответствии с законодательством порядка расчетов.

Судами сделан правильный вывод о том, что при исчислении налога управляющая компания обоснованно учитывала нормы Правил определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, содержание которых позволяет сделать вывод о том, что, применительно к рассматриваемому случаю, выручка определяется по 1/12 за месяц равномерно в течение всего года.

Как верно указано судами, нормами Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено ограничений в применении налоговых вычетов организациями, реализующими товары (работы, услуги) по регулируемым ценам и получающими в связи с этим дотации, в случае оплаты услуг поставщиков коммунальных ресурсов за счет бюджетных средств, а также за счет средств, собранных с населения.

Судами установлено, что общество применило налоговые вычеты с учетом специфики деятельности, состоящей в том, что расходы на оплату коммунальных ресурсов для предоставления услуг по отоплению многоквартирных домов возникают у управляющей компании не только в течение отопительного сезона. То есть для оказания этих услуг на надлежащем уровне общество в течение всего года производило услуги по надлежащему содержанию тепловых сетей, их ремонту, проверке и т.д., что требовало соответствующих затрат.

Судебные инстанции обоснованно отклонили утверждение налогового органа о несоблюдении налогоплательщиком порядка исчисления налоговой базы по НДС.

Налоговый орган в ходе проверки установил, что за тепловую энергию и теплоносители, отгруженные в ноябре 2007 года, Открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания" выставила налогоплательщику счета-фактуры от 30.11.2007 N 723003014/2055520 на сумму 47 323 601 руб. 34 коп. (в том числе НДС в сумме 7 218 854 руб. 44 коп.) и от 30.11.2007 N 723005798/2005420 на сумму 3 918 руб. 33 коп. (в том числе НДС в сумме 597 руб. 71 коп.), то есть всего на сумму 47 327 519 руб. 67 коп. (в том числе НДС в сумме 7 219 452 руб. 15 коп.), соответственно, налоговая база, по мнению налогового органа, составила 40 108 067 руб. 52 коп.

Согласно счету-фактуре от 30.11.2007 N 0001178 общество в ноябре 2007 года оказало населению услуги на общую сумму 66 726 622 руб. 72 коп. (в том числе НДС в сумме 10 178 637 руб. 38 коп.), включая текущий ремонт, содержание, лифт, уборка мусора, управление жилым домом, газовое обслуживание, отопление, горячая вода, водопотребление, водоотведение и очистка стоков, освещение; антенна. При этом услуги по отоплению и горячему водоснабжению составили 33 281 168 руб. 15 коп. (в том числе НДС в сумме 5076788 руб. 36 коп.) и, таким образом, налоговая база, как правильно указано налогоплательщиком, составила 28 204 379 руб. 79 коп. Материалами дела подтверждается, что указанный счет-фактура составлен на основании общего свода начислений населению по данным Открытого акционерного общества "ИРЦ" за ноябрь 2007 года по тем же работам (услугам) на ту же сумму.

Кроме того, в обоснование своего решения налоговый орган приводит довод, что поскольку приобретенные у поставщиков в ноябре 2007 года теплоэнергетические ресурсы в виде коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению полностью отгружены потребителям (населению) в том же налоговом периоде, то начисление налоговой базы за этот период следует произвести в полном объеме фактически потребленных услуг. При этом под отпуском населению услуги по отоплению понимается только фактическое поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, установленной нормативами температуры воздуха в пределах отопительного сезона.

Отклоняя указанный довод, судами правомерно учтено, что в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

Судами обоснованно указано на то обстоятельство, что деятельность управляющей компании по отоплению помещений носит комплексный характер и включает в себя не только фактическое поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, установленной нормативами температуры воздуха, но и подготовку систем отопления к отопительному сезону и консервацию их после его окончания; планирование и управление в области отопительного хозяйства и т.п.

В связи с этим суды пришли к правильному выводу, что налогоплательщик управляющая компания не занимается реализацией населению теплоресурсов, как таковых, и потребители оплачивают управляющей компании не фактически полученные каждым из них единицы теплоносителя, а оказанную услугу в целом. То есть деятельность управляющей компании не исчерпывается получением теплоресурсов от теплоснабжающей организации и перепродажей их потребителям.

Кассационная инстанция считает, что ссылка налогового органа на положения статьи 39 НК РФ обоснованно не приняли суды.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

При этом в силу пункта 5 статьи 38 Кодекса услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Судебными инстанциями верно отмечено, что налоговый орган, сравнивая суммовые показатели объемов приобретенных и переданных по присоединенной сети в целях отопления и горячего водоснабжения теплоресурсов, фактически переквалифицировал деятельность управляющей компании по оказанию услуг отопления и горячего водоснабжения в деятельность по передаче на возмездной основе права собственности на единицы измерения теплоносителя, то есть по перепродаже ресурсов, что противоречит фактическим обстоятельствам дела.

Налоговый орган, ссылаясь на положения норм пунктов 1 и 14 статьи 167 НК РФ, делает вывод о том, что обязанность по уплате НДС возникает в том налоговом периоде, когда товары (работы, услуги) отпущены потребителям, имея в виду под отпуском населению услуги по отоплению только фактическое поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, установленной нормативами температуры воздуха в пределах отопительного сезона.

Признавая данный довод налогового органа ошибочным, суды пришли к обоснованному выводу о том, что с учетом Правил определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, и норм пункта 1 статьи 167 НК РФ общество правомерно определяло выручку от оказанных услуг по 1/12 за месяц равномерно в течение года, поскольку услуга по отоплению оказывается в течение года.

Таким образом, выводы суда первой и апелляционной инстанций об удовлетворении требований и признании незаконным оспариваемого решения инспекции о доначисления спорной суммы НДС соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

Суд кассационной инстанции не принимает доводы кассационной жалобы, поскольку они повторяют позицию налогового органа по делу, не опровергают выводов суда первой инстанции и апелляционного суда, а направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судами обстоятельств и материалов дела, что недопустимо в суде кассационной инстанции и не может являться основанием для отмены судебного акта.

При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов, основанных на материалах дела и при правильном применении норм материального и процессуального права.

Государственная пошлина, уплаченная налоговым органом при подаче кассационной жалобы, подлежит возврату в соответствии с действующим законодательством.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 19.09.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2008 по делу N А55-9203/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Самарской области выдать справку на возврат государственной пошлины в размере 1 000 рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок