Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Поволжского округа от 9 декабря 2008 г. по делу N А55-4593/08

Постановление ФАС Поволжского округа от 9 декабря 2008 г. по делу N А55-4593/08

12.02.2009  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 декабря 2008 г. по делу N А55-4593/08

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району города Самары,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 25.06.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2008 по делу N А55-4593/08,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Самарская Торговая компания", город Самара, к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району города Самары, о признании недействительным решения от 28.01.2007 N 15-22/1 о привлечении к налоговой ответственности, 3-е лицо - Прокуратура Самарской области,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Самарская торговая компания" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения НДФЛ в сумме 495 566 руб.; по ЕСН в ФБ в сумме 371 998 руб.; по ЕСН в ФСС в сумме 53 939 руб.; по ЕСН в ФФОМС в сумме 20 460 руб.; по ЕСН в ТФОМС в сумме 37 200 руб.; по страховым взносам на ОПС страховая часть в сумме 489 524 руб.; по страховым взносам на ОПС накопительная часть в сумме 44 163 руб., начисления пени в размере 162 759 руб., в том числе по НДФЛ в размере 71 304 руб.; по ЕСН в ФБ в размере 33 443 руб.; по ЕСН в ФСС в размере 4 849 руб.; по ЕСН в ФФОМС в размере 1 839 руб.; по ЕСН в ТФОМС в размере 3 345 руб.; по страховым взносам на ОПС страховая часть в размере 44 008 руб.; по страховым взносам на ОПС накопительная часть в размере 3 972 руб.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.06.2008, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2008, заявление удовлетворено - решение Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району г. Самары от 28.01.2008 N 15-22/1 в оспоренной части признано недействительным.

В кассационной жалобе налоговый орган просит состоявшиеся судебные акты отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в оспоренной части, мотивируя это нарушением судами норм материального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

Как видно из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки, ответчиком вынесено решение от 28.01.2008 N 15-22/1 о привлечении заявителя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьями 122, 123 НК РФ.

Основанием для вынесения оспариваемого решения ответчика, послужил вывод о том, что заявитель неправомерно исключил из налогооблагаемой базы по ЕСН и НДФЛ суммы выплат, производимых в качестве компенсации за вредные и опасные условия труда. По мнению налогового органа, для проведения выплат в соответствии со статьей 219 ТК РФ работнику компенсации за занятие на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, необходимо установить какие работы на предприятии к таковым относятся. Такое возможно исключительно после проведения на предприятии аттестации рабочих мест, поскольку заявитель в проверяемом периоде не проводил аттестацию рабочих мест по условиям труда, и фактически не определил, какие работы на предприятии относятся к тяжелым и вредным и (или) опасным, все выплаченные заявителем компенсации по указанному основанию подлежат налогообложению ЕСН и НДФЛ.

Арбитражный суд, удовлетворяя требования заявителя, указывает, что требования обоснованны.

Данный вывод судебная коллегия находит правомерным.

Не соглашаясь с доводами налогового органа, арбитражный суд обоснованно исходил из следующего.

В соответствии со ст. 219 Трудового кодекса РФ (в редакции действовавшей до 01.01.2007) каждый работник имеет право на компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Согласно ст. 164 ТК РФ под компенсацией понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей.

Статьей 13 Федерального закона от 17.07.1999 N 181-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности" предусмотрено, что профсоюзы, их объединения, первичные профсоюзные организации и их органы имеют право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников в соответствии с федеральным законом. Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзы вправе создавать собственные инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренные положениями, утвержденными профсоюзами.

Согласно положениям ст. 22 Федерального закона от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" профессиональным союзам предоставлено право проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации, осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства об охране труда.

Статьей 370 ТК РФ предусмотрено право профсоюзных инспекторов труда проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организаций.

Статьей 50 ТК РФ предусмотрено, что коллективный договор подлежит уведомительной регистрации в соответствующем органе по труду.

В соответствии с разъяснениями уполномоченного органа Федеральной службы по труду и занятости (РОСТРУД РФ) от 05.03.2007 N 506-3-1, одним из оснований для надлежащего решения вопросов, связанных с повышением оплаты труда и предоставлением компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, наряду с результатами аттестации рабочих мест по условиям труда, могут являться также результаты обследований условий труда, проводимых аккредитованными органами по сертификации организации работ по охране труда, и независимой экспертизы условий труда, проводимой профсоюзной инспекцией труда.

В соответствии с п. 3 ст. 217 и п/п. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению все виды, установленных действующим законодательством Российской Федерации, компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с исполнением (выполнением) налогоплательщиком (физическим лицом) трудовых обязанностей.

Согласно разъяснения Минфина РФ от 28.12.2005 N 03-05-01-04/405 статьей 219 ТК РФ устанавливается право каждого работника на компенсации, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, компенсации выплачиваемые работодателю в соответствии со ст. 219 ТК, не подлежат налогообложению НДФЛ и ЕСН на основании п. 3 ст. 217 и п/п. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ.

В данном случае арбитражным судом установлено, что коллективный договор на период 2006 - 2007 годов между представительным органом работников и заявителем заключен 30.06.2006 и прошел уведомительную регистрацию в Промышленном органе по труду г. Самары Главного Управления труда Министерства гуманитарного и социального развития Самарской области от 13.10.2006 регистрационный номер 431/03. Коллективный договор отражает компенсационные выплаты, порядок и размер начислений выплат.

Самарским отделением Объединенной профсоюзной инспекции труда общероссийского объединения профсоюзов РОСТ составлен акт независимой экспертизы условий труда и обеспечения безопасности работников заявителя. Из актов следует, что имеются вредные условия труда, которые должны быть компенсированы в установленном законом порядке.

Выводы судов о том, что спорные выплаты являются компенсациями работникам, занятых на тяжелой работе и работе с вредными и опасными условиями труда установлены, на основании коллективного договора и акта независимой экспертизы в соответствии со ст. 219 и ТК РФ и в ООО и СИЗО 217 и п/п. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса Российской Федерации.

При этом суды сослались на постановление ВАС РФ N 86/06 от 17.10.2006, где указано, что компенсационные выплаты, выплачиваемые работникам на основании коллективного договора, в соответствии со ст. 219 ТК РФ, налогообложению не подлежат. Суд при этом четко разграничил повышение размеров оплаты труда в соответствии со ст. ст. 146, 147 ТК РФ, работникам, занятым на тяжелых работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, которое, являясь составной частью заработной платы работников, включается в налоговую базу по НДФЛ и ЕСН, и компенсационные выплаты, выплачиваемые работникам в соответствии со ст. 219 ТК РФ, которые налогообложению не подлежат.

Исходя из вышеизложенного суды пришли к правильному выводу о том, что выплаты, произведенные обществом за тяжелую работу, работу с вредными и опасными условиями труда согласно статье 219 ТК РФ и коллективному договору, являются компенсациями в смысле, придаваемом статьей 164 Кодекса.

Оснований для начисления на указанные выплаты ЕСН и НДФЛ у Инспекции не имелось.

Аналогичная позиция выражена и Министерством финансов Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, коллегия не находит правовых оснований для отмены судебных актов.

Руководствуясь подпунктом 1 пункта 1 статьи 287, статьей 286, 287 (пункт 1 части 1), 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 25.06.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2008 по делу N А55-4593/08 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок