Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17 ноября 2008 г. по делу N А42-975/2008

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17 ноября 2008 г. по делу N А42-975/2008

Общество осуществляет деятельность в сфере электроэнергетики, а следовательно, находящееся на его балансе электрическое оборудование и сооружения, используемые для собственных и производственных нужд, могут рассматриваться как линии энергопередачи. Диспетчерский пункт, волоконно-оптическая линия связи и другое имущество не подлежат обложению налогом на имущество

23.12.2008  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 ноября 2008 г. по делу N А42-975/2008

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Корпусовой О.А., Корабухиной Л.И., при участии от открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" в лице филиала "Колэнерго" Касымовой Н.Д. (доверенность от 02.09.2008), рассмотрев 11.11.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.05.2008 по делу N А42-975/2008 (судья Сигаева Т.К.),

установил:

открытое акционерное общество "Колэнерго" (далее - Общество, ОАО "Колэнерго") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - Инспекция) от 12.11.2007 N 17719.

В связи с реорганизацией ОАО "Колэнерго" суд первой инстанции по ходатайству заявителя в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вынес определение от 15.04.2008 о замене ОАО "Колэнерго" на правопреемника - открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (далее - ОАО "МРСК Северо-Запада").

Решением суда первой инстанции от 08.05.2008 заявление Общества удовлетворено.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции положений пункта 11 камеральную проверку деклараций, о чем составила акт от 17.07.2007.

В ходе проверки налоговый орган установил занижение Обществом базы, облагаемой налогом на имущество, и неполную уплату этого налога за 2006 год в результате неправомерного применения льготы, предусмотренной пунктом 11 статьи 381 НК РФ, в отношении следующего имущества:

- здание компрессорной п/с 6 (инвентарный N С-1102048; код ОКОФ 11 4521010);

- заглубленный склад инвентаря п/с 6 (инвентарный N С-1102049; код ОКОФ 12 4521123);

- здание диспетчерского пункта с помещением пожаротушения (инвентарный N С-1102054; код ОКОФ 11 0000000);

- здание узла связи п/с 20 (инвентарный N С-1103070; код ОКОФ 11 452 6604);

- волоконно-оптическая линия связи (инвентарный N 3114003к1; код ОКОФ 12 4526551).

В обоснование вывода о неправомерном применении ОАО "Колэнерго" льготы, предусмотренной пунктом 11 статьи 381 НК РФ, налоговый орган указал на то, что коды ОКОФ, присвоенные Обществом указанным объектам при постановке их на учет как основных средств, отсутствуют в Перечне, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504.

По результатам проверки Инспекция приняла решение от 12.11.2007 N 17719 о доначислении Обществу 287 177 руб. налога на имущество за 2006 год и начислении 28 852 руб. 89 коп. пеней. Этим же решением ОАО "Колэнерго" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 57 435 руб. налоговых санкций.

Общество оспорило решение налогового органа от 12.11.2007 N 17719 в судебном порядке.

Кассационная коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление Общества с учетом следующего.

Согласно пункту 1 статьи 21 и пункту 1 статьи 56 НК РФ налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы (преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, в том числе возможность не уплачивать налог) при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

В силу пункта 1 статьи 374 НК РФ объектом обложения налогом на имущество организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

В соответствии с пунктом 11 статьи 381 НК РФ освобождаются от налогообложения организации в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 утвержден Перечень.

Согласно Перечню льготированию подлежат как объекты, относящиеся к линиям энергопередачи, коды ОКОФ которых непосредственно перечислены в Перечне, так и сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Коды ОКОФ по таким сооружениям в Перечне не приведены.

Из материалов дела следует, что основным видом деятельности Общества является передача электроэнергии, а следовательно, в силу статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) заявитель является субъектом электроэнергетики.

На основании представленного заявителем описания функционального назначения каждого из спорных объектов судом первой инстанции установлено, что эти объекты относятся к электрическому оборудованию и сооружениям электроэнергетики либо являются неотъемлемыми технологическими частями последних.

В статье 3 Закона N 35-ФЗ определено, что электроэнергетика - это отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам.

При этом объекты электроэнергетики определены как имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства, к которым согласно статье 3 Закона N 35-ФЗ относятся линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

Согласно пункту 1 статьи 5 Закона N 35-ФЗ технологическую основу функционирования электроэнергетики составляют единая национальная (общероссийская) электрическая сеть, территориальные распределительные сети, по которым осуществляется передача электрической энергии, и единая система оперативно-диспетчерского управления.

В соответствии со статьей 7 Закона N 35-ФЗ единая национальная (общероссийская) электрическая сеть представляет собой комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики и обеспечивающих устойчивое снабжение электрической энергией потребителей, функционирование оптового рынка, а также параллельную работу российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств. Положение, критерии и порядок ведения реестра объектов электросетевого хозяйства единой национальной (общероссийской) электрической сети утверждены постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.10.2003 N 648 и от 26.01.2006 N 41.

Экономической основой функционирования электроэнергетики является обусловленная технологическими особенностями функционирования объектов электроэнергетики система отношений, связанных с производством и оборотом электрической энергии на оптовом и розничных рынках (пункт 2 статьи 5 Закона N 35-ФЗ).

Учитывая изложенное, спорная налоговая льгота по налогу на имущество в отношении линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, может быть предоставлена только организациям, осуществляющим экономическую деятельность в сфере электроэнергетики и на балансе которых учитываются электрические сети и иные объекты электросетевого хозяйства, входящие в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

В рассматриваемом случае Общество осуществляет деятельность в сфере электроэнергетики, а следовательно, находящееся на его балансе электрическое оборудование и сооружения, используемые для собственных и производственных нужд, могут рассматриваться как линии энергопередачи.

При таких обстоятельствах ОАО "Колэнерго" в 2006 году правомерно использовало льготу, предусмотренную пунктом 11 статьи 381 НК РФ, в отношении указанных объектов, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью.

Кроме того, суд первой инстанции установил, что коды ОКОФ присвоены заявителем спорным объектам основных средств при постановке этих объектов на баланс до утверждения Перечня, в связи с чем возникли формальные несоответствия кодов, присвоенных Обществом основным средствам, кодам, указанным в Перечне. Как правильно указал суд, в рассматриваемом случае эти несоответствия не могут служить основанием для признания неправомерным применения заявителем льготы по налогу на имущество.

При таких обстоятельствах кассационная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.05.2008 по делу N А42-975/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску - без удовлетворения.

Председательствующий

В.В.ДМИТРИЕВ

Судьи

О.А.КОРПУСОВА

Л.И.КОРАБУХИНА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок