
Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Поволжского округа от 24 апреля 2008 г. по делу N А55-14652/2007
Постановление ФАС Поволжского округа от 24 апреля 2008 г. по делу N А55-14652/2007
Нормы НК РФ разграничивают виды носителя, на котором представляются налоговые декларации, и способы их представления. Ни одна из них не налагает на налогоплательщика определенный и единственный способ представления деклараций
02.06.2008ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 апреля 2008 г. по делу N А55-14652/2007
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Самарской области, город Сызрань,
на решение от 06 ноября 2007 года Арбитражного суда Самарской области и постановление от 11 января 2008 года Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А55-14652/2007
по заявлению Открытого акционерного общества "АВТОВАЗ", город Тольятти, о признании недействительными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Самарской области, город Сызрань, выразившихся в отказе принять уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль за 4, 5, 6, 7 месяцы 2007 года
установил:
обжалованным постановлением апелляционной инстанции оставлено без изменения судебное решение от 06.11.2007, которым заявленные требования удовлетворены. При этом арбитражные суды обеих предыдущих инстанций исходили из положений статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации, а также приказа МНС Российской Федерации от 22.12.2003 N БГ-3-13/705@, порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденного Приказом МНС Российской Федерации от 02.04.2002 N БГ-3-32/169.
В кассационной жалобе налоговый орган (ответчик) просит об отмене судебных актов, принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований общества, указывая на представление налогоплательщиком налоговой декларации за спорные периоды не по установленной форме (не по телекоммуникационным каналам связи, а на бумажных носителях с дублированием на дискетах), полагая, что арбитражными судами были неправильно применены нормы материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав явившегося представителя общества и налогового органа, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Из приобщенных к делу материалов усматривается, что 23.08.2007 общество направило по почте в налоговый орган уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль за 4, 5, 6, 7 месяцы 2007 года по обособленным подразделяем (Сызранское УРП и база отдыха "Усинская") в электронном виде (на дискете) и на бумажном носителе.
Мотивом отказа в принятии указанных деклараций явилось направление деклараций не по телекоммуникационным каналам без использования электронной цифровой подписи (письмо от 06.09.2007 N 05-08/31180).
Правомерно признавая отказ налогового органа в принятии представленных обществом налоговых деклараций незаконным, не соответствующим требованиям налогового законодательства и нарушающим права и законные интересы налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражные суды обеих инстанций руководствуясь положениями статей 21, 22, 23, 80, 76, 119 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативными правовыми актами МНС Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации, исходили при этом из анализа исследованных материалов и обстоятельств дела
Абзацем 2 пункта 3 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 250 человек, представляют налоговые декларации в налоговый орган по установленным формам в электронном виде.
В соответствии с пунктом 7 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации форматы представления налоговых деклараций в электронном виде утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Приказом МНС Российской Федерации N БГ-3-13/705@ от 22.12.2003 утвержден "Формат представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих для исчисления и уплаты налогов, сборов, в электронном виде (версия 3:00)", согласно которому данные налоговой и бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде представляются в виде текстовых файлов в кодировке DOS, передающихся на магнитном носителе (дискете) или по каналам связи.
Пунктом 4 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
Согласно пункту 4 части 1 "Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи", утвержденного Приказом МНС Российской Федерации N БГ-3-32/169 от 02.04.2002 представление налоговой декларации в электронном виде осуществляется по инициативе налогоплательщика и при наличии у него и налогового органа совместных технических средств. Данная позиция подтверждается Письмом Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Российской Федерации N 03-01-10/9-480 от 02.12.2005.
Приведенные нормы разграничивают виды носителя, на котором представляются налоговые декларации, и способы их представления. Ни одна из них не налагает на налогоплательщика определенный и единственный способ представления деклараций, в связи с чем правомерен вывод арбитражных судов о несоответствии действий налогового органа требованиям законодательства о налогах и сборах, поскольку в деле отсутствуют доказательства несоответствия представленных заявителем деклараций установленным формам.
Налоговым органом не представлено доказательств тем обстоятельствам, которые явились основанием для отказа в принятии налоговых деклараций, деклараций, представленных заявителем, что противоречит положениям статей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Правомерным является также и вывод арбитражных судов о нарушении оспоренными действиями налогового органа прав и законных интересов налогоплательщика, поскольку основан этот вывод на анализе норм, регулирующих права и обязанности участников налоговых правоотношений, а также ответственность налогоплательщика за неисполнение обязанностей, в том числе, своевременного представлении налоговых деклараций, названных выше.
Выводы арбитражного суда соответствуют сложившейся судебной практике и правой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, при правильном применении судом норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле документов и обстоятельств дела принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными.
Правовых оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь подпунктом 1 пункта 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение от 06.11.2007 Арбитражного суда Самарской области и постановление от 11.01.2008 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А55-14652/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
- 26.05.2025 Первая декларация по туристическому налогу: ФНС указала на типичные ошибки
- 07.04.2025 Налоговая введет новую форму единой декларации
- 25.03.2024 Единую упрощенную декларацию можно будет сдавать реже
- 13.10.2022 Виноградари представляют урожайную декларацию
- 01.09.2022 ФНС России должна самостоятельно исключать из учета ошибочно принятые декларации
- 30.08.2022 Введены новые коды операций для декларации по НДС
- 04.06.2025 Письмо Минфина России от 03.04.2025 г. № 03-03-06/1/32867
- 30.05.2025 Письмо Минфина России от 09.04.2025 г. № 03-05-04-06/34958
- 27.05.2025 Письмо Минфина России от 11.03.2025 г. № 03-04-05/23900
Комментарии