Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29 августа 2007 года Дело N А82-15226/2005-99

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29 августа 2007 года Дело N А82-15226/2005-99

22.10.2007  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 29 августа 2007 года Дело N А82-15226/2005-99

Дата изготовления постановления в полном объеме 29.08.2007.

Резолютивная часть постановления объявлена 22.08.2007.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Масловой О.П., судей Базилевой Т.В., Забурдаевой И.Л., в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Славнефть-Ярославнефтепродукт" на решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.03.2007 по делу N А82-15226/2005-99, принятое судьей Украинцевой Е.П., по заявлению открытого акционерного общества "Славнефть-Ярославнефтепродукт" о признании частично недействительным решения от 03.08.2005 N 12 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Ярославской области и

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Славнефть-Ярославнефтепродукт" (далее - ОАО "Славнефть-Ярославнефтепродукт", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Ярославской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 03.08.2005 N 12 в части доначисления налога на добавленную стоимость в общей сумме 291304 рублей, единого налога на вмененный доход в сумме 283335 рублей, соответствующих сумм пеней и применения ответственности за неполную уплату указанных налогов.

Решением суда от 02.06.2006 заявленное требование удовлетворено частично: оспариваемое решение Инспекции признано недействительным в части начисления налога на добавленную стоимость в сумме 22098 рублей за декабрь 2001 года по причине восстановления налоговых вычетов по товарам, которые использованы для осуществления деятельности, облагаемой в 2002 году единым налогом на вмененный доход; в сумме 11520 рублей за 2002 год по причине исключения из вычетов сумм налога, предъявленного подразделениями вневедомственной охраны; соответствующих сумм пеней и налоговых санкций за неуплату налога. В удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 17.08.2006 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.12.2006 судебные акты отменены в части отказа в удовлетворении требования Общества по вопросу о доначислении налога на добавленную стоимость в связи с занижением налоговой базы на сумму средств, полученных из местного бюджета в порядке возмещения разницы между тарифами, установленными Региональной энергетической комиссией Ярославской области, и тарифами, установленными для населения за центральное отопление и горячее водоснабжение администрацией Рыбинского муниципального округа, дело в этой части направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ярославской области.

По результатам нового рассмотрения Арбитражный суд Ярославской области решением от 15.03.2007 отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования в указанной части.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

ОАО "Славнефть-Ярославнефтепродукт" не согласилось с решением суда от 15.03.2007 и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суд необоснованно применил подпункт 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации, не применил абзац 2 пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушил статью 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. По мнению Общества, суд не исследовал вопрос о наличии у главы Рыбинского муниципального округа полномочий по регулированию тарифов на коммунальные услуги для населения, в том числе по теплоснабжению и горячему водоснабжению. Общество представило в суд доказательства наличия таких полномочий. Приняв решение, суд не привлек к участию в деле Администрацию Рыбинского муниципального образования в качестве третьего лица, чьи права затрагиваются данным решением.

Инспекция в отзыве на кассационную жалобу против доводов Общества возразила, считает решение суда законным.

В судебном заседании 09.07.2007 представители Общества и Инспекции поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.

В соответствии со статьями 158, 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв, рассмотрение кассационной жалобы откладывалось.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 15.03.2007 проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку ОАО "Славнефть-Ярославнефтепродукт" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах и валютного законодательства за период с 01.01.2001 по 31.12.2002 и в числе налоговых правонарушений установила неуплату налога на добавленную стоимость в декабре 2002 года в сумме 246618 рублей вследствие занижения налоговой базы на сумму средств, полученных из местного бюджета в порядке возмещения разницы между тарифами, установленными Региональной энергетической комиссией Ярославской области, и тарифами, установленными для населения за центральное отопление и горячее водоснабжение администрацией Рыбинского муниципального округа, которые, по мнению налогового органа, не являлись государственными регулируемыми ценами.

Результаты проверки отражены в акте от 06.07.2005 N 12, на основании которого заместитель руководителя Инспекции вынес решение от 03.08.2005 N 12 о привлечении Общества к налоговой ответственности. В решении налогоплательщику предложено перечислить в бюджет неуплаченные суммы налогов, в том числе налог на добавленную стоимость в сумме 246618 рублей и соответствующие суммы пеней.

ОАО "Славнефть-Ярославнефтепродукт" не согласилось с решением налогового органа и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного ненормативного акта частично недействительным.

Отказывая Обществу в удовлетворении заявленного требования в обжалуемой части, Арбитражный суд Ярославской области руководствовался пунктом 13 статьи 40, пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации; статьями 2, 5, 6 Федерального закона от 14.05.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации"; постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)"; Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения"; пунктом 1.1 Положения о региональной энергетической комиссии, утвержденного постановлением администрации Ярославской области от 20.06.2000 N 57. При этом суд исходил из того, что установление органами местного самоуправления в лице главы Рыбинского муниципального округа специальных тарифов на тепловую энергию в целях социальной поддержки и совершенствования системы оплаты коммунальных услуг не может быть отнесено к государственному регулированию цен (тарифов) на тепловую энергию в отношении ООО "Славнефть-Ярославнефтепродукт".

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В абзаце 2 пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений), предусматривалось, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

В пункте 8 постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" было установлено право органов местного самоуправления утверждать ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги (кроме тарифов на электроэнергию и газ).

Согласно статье 14 Федерального закона от 28.02.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления наделялись собственной компетенцией в решении вопросов местного значения в соответствии с уставами муниципальных образований.

В подпункте 1 пункта 17.3 статьи 17 Устава Рыбинского муниципального образования (в редакции, действовавшей по состоянию на 28.04.2001) было установлено, что администрация Рыбинского муниципального округа осуществляет регулирование цен и тарифов на продукцию и услуги муниципальных предприятий.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" и исходя из полномочий, предоставленных подпунктом 1 пункта 17.3 статьи 17, статьями 18 и 19 Устава Рыбинского муниципального округа, глава Рыбинского муниципального округа 28.04.2001 издал постановление N 785 "Об утверждении тарифов для населения на отопление и горячее водоснабжение".

Данный нормативный правовой акт органа местного самоуправления недействующим в установленном законом порядке не признавался.

Тарифы, установленные для населения постановлением главы Рыбинского муниципального округа N 785, оказались ниже тарифов на тепловую энергию, установленных Региональной экономической комиссией - Департаментом топлива и энергетики Ярославской области (далее - РЭК) для энергоснабжающей организации - ООО "Славнефть-Ярославнефтепродукт".

Как следует из материалов настоящего дела, обязанность по возмещению разницы между стоимостью реализованной потребителям муниципального жилого фонда тепловой энергии, исчисленной исходя из тарифов, установленных РЭК, и стоимостью тепловой энергии, исчисленной по тарифам для населения, утвержденным главой Рыбинского муниципального округа, взяла на себя администрация Рыбинского муниципального округа.

Финансирование Общества на указанные цели осуществлялось за счет средств городского бюджета по коду экономической классификации 130130, то есть как "Субсидии на покрытие убытков организации, возникающих при продаже товаров (работ, услуг)".

Полученные денежные средства в виде указанной разницы в сумме 246618 рублей Общество исключило из налоговой базы при исчислении налога на добавленную стоимость в декабре 2002 года с учетом положений абзаца 2 пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации.

Между тем, из содержания данной нормы следует, что ее применение возможно в случае применения налогоплательщиком при реализации товаров (работ, услуг) государственных регулируемых цен.

Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительству Российской Федерации было поручено определить и утвердить перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Во исполнение данного поручения Правительство Российской Федерации постановлением от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвердило Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Согласно этому постановлению (в редакции от 20.08.2001) государственное регулирование цен (тарифов) распространяется на тепловую энергию.

В силу статей 5, 6 Федерального закона от 14.05.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) к органам, осуществляющим государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую всеми энергоснабжающими организациями (кроме организаций, находящихся в муниципальной собственности, для которых тарифы устанавливались органами местного самоуправления) потребителям, расположенным на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, относились органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональные энергетические комиссии. Такой же вывод следует из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.02.2005 N 11708/04.

С учетом изложенного Арбитражный суд Ярославской области сделал правильные выводы о том, что установление органом местного самоуправления в лице в лице главы Рыбинского муниципального округа постановлением от 28.04.2001 N 785 специальных тарифов на тепловую энергию для населения в целях социальной поддержки и совершенствования системы оплаты коммунальных услуг не может быть отнесено к государственному регулированию цен (тарифов) на тепловую энергию и что у Общества не было оснований для применения в рассматриваемом случае абзаца 2 пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации.

Доводы заявителя кассационной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.

Нарушений судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не установлено. Кассационная жалоба ООО "Славнефть-Ярославнефтепродукт" удовлетворению не подлежит.

Расходы по государственной пошлине с кассационной жалобы относятся на заявителя на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.03.2007 по делу N А82-15226/2005-99 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Славнефть-Ярославнефтепродукт" - без удовлетворения.

Расходы по государственной пошлине с кассационной жалобы в сумме 1000 рублей отнести на открытое акционерное общество "Славнефть-Ярославнефтепродукт".

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

О.П.МАСЛОВА

Судьи

Т.В.БАЗИЛЕВА

И.Л.ЗАБУРДАЕВА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Легкая судьба электронных документов в суде

Бухгалтерские документы отражают важную информацию о хозяйственной деятельности организации.

Суфиянова Татьяна
Суфиянова Татьяна

Российский налоговый портал

Как открыть для себя «Личный кабинет налогоплательщика»?

Если у вас нет еще доступа в ваш «Личный кабинет», то советую сделать