Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Западно-сибирского округа от 28 января 2004 года Дело N Ф04/392-7/А27-2004

Постановление ФАС Западно-сибирского округа от 28 января 2004 года Дело N Ф04/392-7/А27-2004

Сумма излишне уплаченного налога может быть зачтена в счет предстоящих налоговых платежей и направлена на уплату пеней только при наличии соответствующего заявления налогоплательщика. Самостоятельно налоговые органы вправе производить зачет при наличии недоимки.

17.10.2007  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 28 января 2004 года Дело N Ф04/392-7/А27-2004

(извлечение)

Закрытое акционерное общество "Торговый дом "Северный Кузбасс" (далее - ЗАО "ТД "Северный Кузбасс") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово (далее - Инспекция МНС) о признании незаконными действий Инспекции МНС, выразившихся в зачете суммы излишне уплаченного налога в сумме 5247 руб. 35 коп. в пени.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 30.05.2003, оставленным в силе постановлением апелляционной инстанции от 09.09.2003, заявленные требования удовлетворены.

Судебные инстанции исходили из того, что в силу статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган может без заявления налогоплательщика произвести зачет только для погашения недоимки, но не пеней.

В кассационной жалобе Инспекция МНС, ссылаясь на нарушение судом первой и апелляционной инстанций норм права, просит отменить состоявшиеся акты. Инспекция МНС указывает, что в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.96 N 20-П на пени распространяются такие же правила, что и на налог, соответственно применение пункта 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации должно производиться с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации.

Отзыв от ЗАО "ТД "Северный Кузбасс" на кассационную жалобу не поступил.

Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм права, не находит основания для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, Инспекция МНС уведомлением N 19717 от 17.12.2002 сообщила ЗАО "ТД "Северный Кузбасс", что на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации обществу произведен зачет переплаты по налогу на прибыль в пени в размере 5247 руб. 35 коп.

В соответствии с пунктом 4 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.

Согласно пункту 5 рассматриваемой нормы по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.

Налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении о зачете сумм излишне уплаченного налога не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете (пункт 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации).

Из совокупности приведенных норм следует, что сумма излишне уплаченного налога может быть зачтена в счет предстоящих налоговых платежей и направлена на уплату пеней только при наличии соответствующего заявления налогоплательщика. Самостоятельно налоговые органы вправе производить зачет при наличии недоимки.

Налоговым органом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что налогоплательщик сделал заявление о направлении излишне уплаченного налога на прибыль на погашение задолженности по пеням, в связи с чем у Инспекции МНС не было права самостоятельно осуществлять такой зачет.

При таких обстоятельствах суд первой и апелляционной инстанций обоснованно признал действия Инспекции МНС, выразившиеся в зачете суммы излишне уплаченного налога в сумме 5247 руб. 35 коп. в пени, недействительными.

Довод кассационной жалобы о том, что в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.96 N 20-П на пени распространяются такие же правила, что и на налог, соответственно применение пункта 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации должно производиться с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, не принимается, т.к. был предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции. В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для переоценки выводов суда первой инстанции.

Таким образом, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 30.05.2003 и постановление апелляционной инстанции от 09.09.2003 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-4350/2003-6 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово - без удовлетворения.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок