Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14.09.2022 г. № Ф06-22092/2022 по делу № А06-623/2022

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14.09.2022 г. № Ф06-22092/2022 по делу № А06-623/2022

Налоговый орган отказал в возврате переплаты по налогу на прибыль, НДС и страховым взносам, ссылаясь на пропуск трехлетнего срока на обращение с заявлением о возврате сумм переплаты.

Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку в отсутствие доказательств соблюдения срока подачи заявления о возврате излишне уплаченных страховых взносов и налогов у налогового органа и органа пенсионного фонда не имелось оснований для принятия решений об их возврате.

26.09.2022Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 сентября 2022 г. N Ф06-22092/2022

 

Дело N А06-623/2022

 

Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,

судей Сибгатуллина Э.Т., Мухаметшина Р.Р.,

в отсутствие лиц, участвующих деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Редакция, издательство и типография газеты "Каспиец",

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 20.04.2022 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2022

по делу N А06-623/2022

по заявлению Федерального государственного казенного учреждения "Редакция, издательство и типография газеты "Каспиец" (414051, г. Астрахань, ул. Кабардинская, д. 40, ОГРН: 1033000808950, ИНН: 3016021989) к Управлению Федеральной налоговой службы по Астраханской области (414014, г. Астрахань, пр-т. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 10, ОГРН: 1043000717825, ИНН: 3015067282) заинтересованное лицо: Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области (414040, г. Астрахань, ул. Победы, д. 53, стр. 1/9, ОГРН: 1023000822855, ИНН: 3015015527), об обязании произвести возврат суммы излишне уплаченных налогов и страховых взносов,

 

установил:

 

федеральное государственное казенное учреждение "Редакция, издательство и типография газеты "Каспиец" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Астраханской области (далее - инспекция) об обязании произвести возврат суммы излишне уплаченных налогов и страховых взносов в размере 9605,01 руб., из которых налог на прибыль в размере 7481,25 руб., налог на добавленную стоимость в размере 2093,74 руб., пени по налогу на добавленную стоимость в размере 0,74 руб., страховые взносы в размере 21,94 руб., пени по страховым взносам в размере 7,34 руб.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области (далее - пенсионный фонд).

Определением от 14.04.2022 произведена замена Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Астраханской области на правопреемника - Управление Федеральной налоговой службы по Астраханской области.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 20.04.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе учреждение просит отменить принятые судебные акты, мотивируя неправильным применением судами норм материального права и несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.

Налогоплательщиком из инспекции получена справка N 61145 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 01.09.2019. Согласно данной справке у налогоплательщика имеется переплата по страховым взносам и налогам.

Заявителем также получена дополнительная справка N 65945 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций индивидуальных предпринимателей по состоянию на 25.10.2021.

Учреждением в налоговый орган и пенсионный фонд направлены заявления о возврате излишне уплаченных налогов и страховых взносов.

По результатам рассмотрения заявлений инспекцией приняты решения об отказе в возврате соответствующих сумм налогов и пени от 09.12.2021 N 9943, 9944, 9945 ввиду того, что заявления поданы за пределами трехлетнего срока, закрепленного статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Пенсионным фондом также принято решение от 28.12.2021 N 040F07210000071 об отказе в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов по расчетным периодам, истекшим до 01.01.2017.

Названные обстоятельства послужили основанием для обращения учреждения в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Основания и порядок возврата излишне уплаченных и излишне взысканных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование до 01.01.2017 регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).

Согласно части 13 статьи 26 Закона N 212-ФЗ заявление о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон N 250-ФЗ) Закон N 212-ФЗ признан утратившим силу с 01.01.2017.

В силу частей 1 и 4 статьи 21 Федерального закона N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов. На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.

Соответственно, вопросы о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, образованных за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, отнесены Федеральным законом N 250-ФЗ к компетенции органов пенсионного фонда.

Исходя из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 17750/10, определениях Верховного Суда Российской Федерации от 03.09.2015 N 306-КГ15-6527 и от 11.10.2017 N 305-КГ17-6968, юридические основания для возврата переплаты по итогам финансово-хозяйственной деятельности наступают с даты представления налоговой декларации (расчета) за соответствующий налоговый (расчетный) период, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган.

Как отметили суды, платежные документы, подтверждающие уплату страховых взносов до 01.01.2017 заявителем при обращении в суд не представлены.

Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год (пункт 1 статьи 10 Закона N 212-ФЗ. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год (пункт 2 статьи 10 Закона N 212-ФЗ).

С заявлением о возврате излишне уплаченной суммы предприниматель обратился в пенсионный фонд 21.12.2021.

Как указывает пенсионный фонд, страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование были уплачены заявителем в размере 20,82 руб. - 26.12.2016, на обязательное медицинское страхование в размере 1,12 руб. - 07.09.2017, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 7,34 руб. - 29.07.2016.

Таким образом, исходя из положений пункта 1 части 9 статьи 15 Закона N 212-ФЗ, заявитель обратился в пенсионный фонд с пропуском трехлетнего срока.

Следовательно, у пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для вынесения решения о возврате страховых взносов по истечении трехлетнего срока.

В соответствии с пунктом 7 статьи 78 Кодекса заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Основанием для принятия инспекцией решений об отказе в возврате сумм излишне уплаченных налогов, а именно, налога на прибыль в размере 7481,25 руб., налога на добавленную стоимость в размере 2093,74 руб., пени в размере 0,74 руб. послужило представление заявлений по истечения трех летного срока со дня их уплаты.

Платежные документы, подтверждающие уплату налогов, учреждением не представлено.

Налоговый орган ссылается на то, что по инициативе налогоплательщика налоговым органом сформирован акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пени и штрафам от 25.06.2012 N 5474 за период с 01.01.2012 по 01.06.2012. Именно с этого момента налогоплательщику и стало известно о наличии переплаты по налогам.

Однако с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм налогов учреждение в налоговый орган обратилось 06.12.2021. Следовательно, у налогового органа отсутствовали правовые основания для вынесения решения о возврате излишне уплаченных налогов.

Как разъяснено в пункте 79 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при проверке соблюдения налогоплательщиком срока на обращение в суд с иском о возврате излишне уплаченных сумм налога, пеней, штрафа судам необходимо учитывать, что пунктом 7 статьи 78 Кодекса определены продолжительность и порядок исчисления срока для подачи соответствующего заявления в налоговый орган.

В то же время применительно к пункту 3 статьи 79 Кодекса с иском в суд налогоплательщик вправе обратиться в течение трех лет считая со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права на своевременный зачет или возврат указанных сумм.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О, статья 78 Кодекса не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета перечисленной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Согласно пункту 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, суд должен разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности: установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2009 N 12882/08).

В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.

Учреждение ссылается на то, что наличие переплаты выявлено после получения справки о состоянии расчетов N 61145 по состоянию на 01.09.2019. При этом обстоятельства возникновения переплаты заявителем не представлено.

КонсультантПлюс: примечание.

Текст документа приведен в соответствии с оригиналом. Вероятно, имеется в виду Постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 N 12882/08, а не N 128882/08.

Отклоняя данные доводы учреждения, суды, приняв во внимание правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2009 N 128882/08, в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 11.10.2017 N 305-КГ17-6968 по делу N А40-52687/2016, правомерно признали, что акт сверки с налоговым органом расчетов с бюджетом, в котором фиксируется сумма переплаты, сам по себе, в отрыве от иных документов и доказательств, не свидетельствует о безусловной обязанности налогового органа вернуть переплату, а дата его составления не является отправной точкой для определения срока давности обращения в суд. Составление акта сверки не может признаваться действием по признанию долга перед плательщиком в смысле статьи 203 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Заявитель рассчитывал и уплачивал страховые взносы, налоги самостоятельно, в силу чего должен был знать о произведенных переплатах налогов и страховых взносов в момент их уплаты, то есть в период оформления платежных поручений.

Довод заявителя о неисполнении налоговым органом и территориальным органом пенсионного фонда обязанности по сообщению страхователю об излишней уплате страховых взносов, предусмотренной пунктом 3 статьи 78 Кодекса, пунктом 3 статьи 26 Закона N 212-ФЗ, подлежат отклонению, поскольку данное обстоятельство само по себе не изменяет установленный порядок исчисления срока давности для возврата суммы излишне уплаченных страховых взносов, подлежащего самостоятельному исчислению плательщиком (определение Верховного суда Российской Федерации от 07.10.2016 N 305-КГ16-12552).

Неисполнение уполномоченным органом обязанности по сообщению налогоплательщику об излишней уплате налога, предусмотренной пунктом 3 статьи 78 Кодекса, само по себе не изменяет установленный порядок исчисления срока давности для возврата налога, поскольку данная обязанность уполномоченного органа является производной от первоначальной обязанности плательщика самостоятельно правильно исчислять и уплачивать налоги.

Как правильно указали суды, в отсутствие доказательств соблюдения срока подачи заявления о возврате излишне уплаченных страховых взносов и налогов у инспекции и пенсионного фонда не имелось оснований для принятия решений об их возврате.

Установленные судами обстоятельства обоснованно признаны не свидетельствующими о соблюдении учреждением срока обращения за возвратом излишне уплаченных страховых взносов и налогов.

Судебная коллегия считает, что фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанции установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены принятых судебных актов не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда Астраханской области от 20.04.2022 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2022 по делу N А06-623/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Председательствующий судья

Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН

 

Судьи

Э.Т.СИБГАТУЛЛИН

Р.Р.МУХАМЕТШИН

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок