Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Московского округа от 02.08.2016 № Ф05-10938/2016

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 02.08.2016 № Ф05-10938/2016

Поскольку между сторонами возникли существенные разногласия по вопросу определения рыночной стоимости помещения, в материалах дела представлены два отчета независимых оценщиков, существенно отличающиеся установленной в них величиной рыночной стоимости одного и того же объекта, суд правомерно назначил по делу судебную экспертизу на предмет определения рыночной стоимости объекта.

17.10.2016Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 августа 2016 г. по делу N А40-63006/2015

 

Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2016 года

Постановление в полном объеме изготовлено 02 августа 2016 года

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Денисовой Н.Д.,

судей Дунаевой Н.Ю., Мысака Н.Я.,

при участии в заседании:

от истца: Общества с ограниченной ответственностью "КРАМОС" - Сухов А.В., дов. от 07.04.15

от ответчика: Департамента городского имущества города Москвы - Затеева Е.А., дов. от 22.04.16 N 33-Д-578/16

от третьего лица: Общество с ограниченной ответственностью "Бизнес-оценка" - извещен, не явился

от третьего лица: Общество с ограниченной ответственностью "АБН-Консалт" - извещен, не явился,

рассмотрев 01 августа 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Департамента городского имущества города Москвы

на решение от 29 января 2016 года

Арбитражного суда города Москвы,

принятое судьей Беловой А.Р.,

на "постановление" от 18 мая 2016 года

Девятого арбитражного апелляционного суда,

принятое судьями Лаптевой О.Н, Валиевым В.Р., Левченко Н.И.,

по иску Общества с ограниченной ответственностью "КРАМОС"

к Департаменту городского имущества города Москвы

третьи лица: Общество с ограниченной ответственностью "Бизнес-оценка", Общество с ограниченной ответственностью "АБН-Консалт"

об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи недвижимого имущества,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "КРАМОС" обратилось в Арбитражный суда города Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи недвижимости - нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Планерная, д. 7, корп. 1 общей площадью 160,9 кв. м (этаж 1, пом. XIII, комн. 1 - 16).

На основании "ст. 51" АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, были привлечены Общество с ограниченной ответственностью "Бизнес-оценка", Общество с ограниченной ответственностью "АБН-Консалт".

Решением Арбитражного суда города Москвы от 29 января 2016 года, оставленным без изменения "постановлением" Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2016 года, исковые требования с учетом принятого уточнения удовлетворены, урегулированы разногласия между Обществом с ограниченной ответственностью "КРАМОС" и Департаментом городского имущества города Москвы, возникшие при заключении договора купли-продажи недвижимости - нежилого помещения, расположенного по адресу: город Москва, ул. Планерная, д. 7, корп. 1, общей площадью 160,9 кв. м (этаж 1, пом. XIII, комн. 1 - 16), путем принятия пунктов 3.1, 3.2, 3.4 договора купли-продажи в следующей редакции:

пункт 3.1 "Цена Объекта составляет 18 806 694 руб. без учета НДС.

НДС в соответствии с "подпунктом 12 пункта 2 статьи 146" Налогового кодекса Российской Федерации не начисляется";

пункт 3.2 "Оплата по Договору осуществляется в рассрочку в течение пяти лет со дня его заключения";

пункт 3.4 "Оплата по Договору вносится Покупателем ежемесячно. Первый платеж перечисляется не позднее одного месяца с даты заключения Договора. Последующие ежемесячные платежи осуществляются Покупателем до ____ числа каждого месяца. Все ежемесячные платежи состоят из оплаты в счет основного долга, составляющей не менее 313 444 руб. 90 коп. и процентов за предоставленную рассрочку, начисляемых на остаток от основного долга".

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ответчик - Департамент городского имущества города Москвы обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и "постановление" суда апелляционной инстанции и отправить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы. В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на нарушение судом норм процессуального и материального права, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам.

В соответствии с "абзацем 2 части 1 статьи 121" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) информация о времени и месте судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы Департамента городского имущества города Москвы опубликована на официальном интернет-сайте суда: http://www.fasmo.arbitr.ru.

В заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы, просил решение и "постановление" суда апелляционной инстанции отменить направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.

Представитель истца против удовлетворения кассационной жалобы возражал, просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения.

Истцом представлен отзыв на кассационную жалобу, который на основании "ст. 279" АПК РФ приобщен к материалам дела.

Третьи лица, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что, согласно "части 3 статьи 284" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей, явившихся в судебное заседание, проверив в порядке "статьи 286" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов, исходя из следующего.

Как усматривается из представленных доказательств и установлено судами, истец арендует нежилые помещения общей площадью 160,9 кв. м, находящееся в собственности у города Москвы, расположенные по адресу: город Москва, ул. Планерная, д. 7, корп. 1, на основании договора аренды от 02.11.1999 г. N 9-520/99 с учетом дополнительных соглашений, заключенного с Департаментом городского имущества города Москвы.

Выписка из базы данных реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы подтверждает отнесение истца к категории субъектов малого предпринимательства в соответствии с Федеральным "законом" от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и "Законом" города Москвы от 26.11.2008 г. N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве".

Истец в соответствии с "частью 2 статьи 9" Федерального закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ 03.09.2014 г. обратился в Департамент городского имущества города Москвы с соответствующим заявлением о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, однако договор купли-продажи спорного объекта до настоящего времени сторонами не заключен в связи с существенными разногласиями относительно цены выкупаемого недвижимого имущества.

Исковые требования по делу заявлены на основании "статей 12", "445" Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального "закона" от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального "закона" от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Информационного "письма" Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 г. N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и мотивированы наличием у истца преимущественного права на приобретение арендуемых им помещений.

Судами первой и апелляционной инстанций правильно установлено соответствие истца указанным критериям лица, претендующего на преимущественное право выкупа арендуемых помещений, по следующим основаниям.

В соответствии с "пунктом 4 статьи 445" Гражданского кодекса российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с настоящим "Кодексом" или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Согласно "статье 217" Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Федеральным "законом" от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в редакции Федерального "закона" от 17.07.2009 г. N 149-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлены способы и порядок отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства.

"Статьей 3" указанного Закона установлено преимущественное право и реализации такого права субъектами малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в "части 3 статьи 14" Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным "законом" от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:

1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального "закона" в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;

2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням);

3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;

4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с "частью 4 статьи 18" Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

Материалами дела подтверждается и установлено судами, что истец, как участник гражданских правоотношений и спорные нежилые помещения, как объекты гражданских правоотношений, соответствуют установленным "статьей 3" Федерального закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ критериям, а именно: истец является субъектом малого предпринимательства в силу соответствия критериям, установленным положениями "статьи 4" Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; помещения непрерывно арендуются истцом с 02.11.1999 г.; доказательства наличия задолженности истца по арендной плате отсутствуют; площадь арендуемых нежилых помещений не превышает предельного значения площади, установленного "частью 2 статьи 12" Закона города Москвы от 17.12.2008 г. N 66 "О приватизации государственного и муниципального имущества".

В обоснование доводов кассационной жалобы ответчик указывает на то, что истец не представил доказательств недостоверности отчета об определении рыночной стоимости объекта нежилого фонда, подготовленного Обществом с ограниченной ответственностью "АБН-Консалт", правильность которого подтверждена заключением НП "СВОД" от 30.09.2014 г. N 743Г/220, согласно которому стоимость недвижимого имущества составляет 26.365.000 руб. без учета НДС, поэтому не может быть принята в качестве доказательства рыночной цены иная оценка, в том числе, проведенная в рамках судебной экспертизы.

Однако, согласно "статье 3" Федерального закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" арендатор обладает преимущественным правом на приобретение арендуемого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным "законом" от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

В силу "статьи 13" Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом.

Суд, арбитражный суд, третейский суд вправе обязать стороны совершить сделку по цене, определенной в ходе рассмотрения спора в судебном заседании, только в случаях обязательности совершения сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как разъяснено в "пункте 2" Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 г. N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком", в случае оспаривания величины стоимости объекта оценки в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, акта государственного органа, решения должностного лица или органа управления юридического лица (в том числе спора о признании сделки недействительной, об оспаривании ненормативного акта, о признании недействительным решения органа управления юридического лица и др.) судам следует учитывать, что согласно "статье 12" Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу ("статья 75" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами "главы 7" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки ("статьи 82" - "87" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). При этом оценщик, осуществивший оценку, привлекается к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ("статья 51" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Поскольку между сторонами возникли существенные разногласия по вопросу определения рыночной стоимости помещения, в материалах дела представлены два отчета независимых оценщиков, существенно отличающиеся установленной в них величиной рыночной стоимости одного и того же объекта, суд первой инстанции порядке "статьи 82" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству истца правомерно назначил по делу судебную экспертизу на предмет определения рыночной стоимости объекта.

Согласно заключению эксперта Общества с ограниченной ответственностью "ЦЕНТРОКОНСАЛТ" Плешкина А.М., предупрежденного судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, рыночная стоимость спорного нежилого помещения, расположенного по адресу: город Москва, ул. Планерная, д. 7, корп. 1, общей площадью 160,9 кв. м (этаж 1, пом. XIII, комн. 1 - 16), составляет 18.806.694 руб. без учета НДС.

Суды первой и апелляционной инстанций, изучив экспертное заключение, установили, что оценка, проведенная экспертом Общества с ограниченной ответственностью "ЦЕНТРОКОНСАЛТ" Плешкина А.М. соответствует требованиям "статей 11", "12" Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральных стандартов оценки, утвержденных Приказами Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 г. "N 254", "255", "256", в связи с чем обоснованно обязали стороны совершить сделку по цене, определенной в названном экспертном заключении, сделанном в ходе рассмотрения спора в судебном заседании арбитражного суда.

Ответчиком в установленном законом порядке отводов эксперту не заявлено, заявлений о фальсификации доказательств не представлено, надлежащих доказательств недостоверности выводов эксперта также не представлено.

Сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта суд не усматривает.

Эксперт Плешкин А.М. в суде первой инстанции ответил на вопросы суда и сторон.

Возражения ответчика по использованию экспертом сравнительного и доходного подходов носят голословный характер и документально ничем не подтверждены.

В соответствии со "статьей 71" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.

Исследовав и оценив указанные представленные в материалы дела письменные доказательства по правилам "статьи 71" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в том числе, представленный ответчиком отчет об определении рыночной стоимости объекта нежилого фонда, подготовленный Обществом с ограниченной ответственностью "АБН-Консалт"), суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что заключение эксперта, представленное именно в рамках проведенной судебной экспертизы, вопреки доводам жалобы ответчика, отражает реальную рыночную стоимость спорного объекта недвижимости, следовательно, именно указанная в нем величина может быть использована при определении цены продажи приватизируемого имущества.

При этом иная рыночная оценка спорного объекта недвижимости, содержащаяся в отчетах, составленных другими оценщиками вне рамок рассматриваемого дела, сама по себе не свидетельствует о недостоверности величины рыночной стоимости указанного объекта, определенной по результатам проведенной судебной экспертизы.

Надлежащих доказательств и соответствующих им обстоятельств, наличие которых могло бы свидетельствовать о неверно избранной экспертом методике исследования, не выявлено.

Таким образом, исследуемое экспертное заключение является надлежащим доказательством по делу ("статьи 64", "68", "86" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что требования истца обоснованны и подлежат удовлетворению.

При рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов судами были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.

Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Руководствуясь "статьями 284" - "289" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 29.01.2016 и "постановление" Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2016 по делу N А40-63006/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий судья

Н.Д.ДЕНИСОВА

Судьи

Н.Ю.ДУНАЕВА

Н.Я.МЫСАК

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок