Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Определения / Определение ВАС РФ от 13 марта 2014 г. № ВАС-104/14

Определение ВАС РФ от 13 марта 2014 г. № ВАС-104/14

13.05.2014  

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

№ ВАС-104/14

Москва                                                                                                          13 марта 2014 г.

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего судьи Першутова А.Г., судей Зарубиной Е.Н., Зориной М.Г. рассмотрела в судебном заседании заявление государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнекамском районе и городе Нижнекамске Республики Татарстан (г. Нижнекамск) от 31.12.2013 № СЛ 01-14/16302 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.11.2012 по делу № А65-21043/2012, постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 03.10.2013 по тому же делу по заявлению открытого акционерного общества «Водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство» (г. Нижнекамск) к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнекамском районе и городе Нижнекамске Республики Татарстан о признании незаконным решения в части.

Суд установил:

государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнекамском районе и городе Нижнекамске Республики Татарстан (далее - фонд) проведена выездная проверка открытого акционерного общества «Водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство» (далее - общество, страхователь) относительно правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2010 по 31.12.2011.

По результатам проверки составлен акт от 08.06.2012 № 013/301/521-2012 и принято решение от 04.07.2012 № 013/301/521-2012 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон 212-ФЗ), за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, а также доначислении страховых взносов и соответствующих сумм пеней.

Не согласившись с решением фонда, общество обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявление о признании его незаконным в части: начисления страховых взносов за 2010 год в сумме 7 295 рублей в результате включения в облагаемую базу единовременной выплаты при увольнении в связи с выходом сотрудника на пенсию в размере 31 564 рублей 61 копейки; начисления страховых взносов за 2011 год в сумме 1 355 рублей в результате включения в облагаемую базу оплаты льготных дней родителей для ухода за детьми-инвалидами в размере 4 359 рублей 8 копеек; начисления страховых взносов за 2011 год в сумме 3 604 рублей в результате включения в облагаемую базу оплаты работникам - донорам за дни сдачи крови в размере 11 588 рублей 88 копеек; начисления страховых взносов за 2011 год в сумме 14 244 рублей в результате включения в облагаемую базу единовременной выплаты при увольнении в связи с выходом сотрудника на пенсию в размере 45 801 рубля 44 копеек.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.11.2012 заявленное требование удовлетворено.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 03.10.2013 названные судебные акты оставил без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре оспариваемых судебных актов в порядке надзора фонд, ссылаясь на неправильное применение арбитражными судами норм материального права, просит их отменить и принять новый судебный акт.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, и исследовав материалы дела, коллегия судей считает, что настоящее дело подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для проверки оспариваемых судебных актов в порядке надзора в части эпизода, связанного с начислением страховых взносов за 2011 год в сумме 3 604 рублей в результате включения в облагаемую базу оплаты работникам - донорам за дни сдачи крови в размере 11 588 рублей 88 копеек.

Суды, удовлетворяя заявленные обществом требования по эпизоду доначисления страховых взносов, соответствующих сумм пеней и штрафа в связи с занижением облагаемой базы в результате невключения в неё выплат, производимых обществом своим работникам в размере среднего заработка за дни сдачи крови, исходили из того, что спорные выплаты не входят в систему оплаты труда работников-доноров, а производятся работодателем в силу закона вне зависимости от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении.

В связи с этим суды пришли к выводу, что суммы среднего заработка, выплачиваемые обществом работникам-донорам за дни сдачи крови и ее компонентов и предоставленные в связи с этим дни отдыха, не могут считаться выплатами, включаемыми в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Между тем, судами не учтено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 названного закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 названного закона).

Согласно части 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 названного закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Закона.

Перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, определен статьей 9 Закона № 212-ФЗ.

Согласно положениям статьи 186 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) работник освобождается от работы в день сдачи крови и ее компонентов, после каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха, при этом за работником сохраняется средний заработок.

Законодательное закрепление положения о том, что за работником в упомянутых случаях сохраняется средний заработок, означает, что работнику за день сдачи крови и ее компонентов и день отдыха после этого выплачивается заработная плата. Названные выплаты работодатель производит на основании закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении.

Спорные выплаты в перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, определенный статьей 9 Закона № 212-ФЗ, не включены.

Выплата среднего заработка работнику работодателем в связи с наличием предусмотренных статьей 186 Трудового кодекса обстоятельств, возможна только при наличии трудовых отношений между работником и работодателем, что в силу части 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ предполагает включение указанной выплаты в объект обложения страховыми взносами.

Аналогичная правовая позиция изложена, в частности, в постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.03.2013 по делу № А27-14797/2012, постановлениях Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20.02.2013 № Ф09-14476/12, от 22.04.2013 № Ф09-3063/13, постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.08.2013 по делу № А26-7506/2012 и др.

Применительно к обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний указанная правовая позиция содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.09.2011 № 4922/11.

С учетом изложенного, в целях выработки единообразного подхода при применении арбитражными судами норм материального права, судебная коллегия усматривает основания для передачи данного дела на рассмотрение Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия судей

ОПРЕДЕЛИЛА:

1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело № А65-21043/2012 Арбитражного суда Республики Татарстан для пересмотра в порядке надзора решения от 08.11.2012, постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 03.10.2013.

2. Предложить лицам, участвующим в деле, представить отзывы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора до 12.04.2014.

Председательствующий судья А.Г.Першутов

Судья Е.Н.Зарубина

Судья М.Г.Зорина

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок