Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Определения / Определение ВАС РФ от 05.04.2012 г. № ВАС-7/12

Определение ВАС РФ от 05.04.2012 г. № ВАС-7/12

Решение суда о приостановлении операций в банке или наложение ареста на имущество судом позволяет освободить плательщика страховых взносов от начисления пеней за несвоевременную уплату страховых взносов.

15.04.2012Российский налоговый портал 

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 05.04.2012 г. № ВАС-7/12

О ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ

ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Петровой С.М., судей Зориной М.Г. и Першутова А.Г. рассмотрела в судебном заседании заявление государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе Иркутской области (ул. Ямская, д. 35 А, г. Иркутск, 664007) от 06.12.2011 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Иркутской области от 11.05.2011 по делу N А19-6139/2011, "постановления" Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2011 и "постановления" Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.09.2011 по тому же делу по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе Иркутской области к государственному научному учреждению Иркутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской Академии сельскохозяйственных наук (ул. Дачная, д. 14, с. Пивовариха, Иркутская обл., 664511) о взыскании 601 665 рублей 74 копеек.

Суд

установил:

государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе Иркутской области обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с государственного научного учреждения "Иркутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской Академии сельскохозяйственных наук" недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование и пеней в общей сумме 601 665 рублей 74 копеек.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 11.05.2011, оставленным без изменения "постановлением" Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2011, заявленные требования удовлетворены частично: с института взыскана недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, в удовлетворении требований о взыскании пеней отказано.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа "постановлением" от 28.09.2011 решение суда первой инстанции и "постановление" суда апелляционной инстанции оставил без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора названных судебных актов фонд, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, просит их отменить в части отказа в удовлетворении требования о взыскании с института пеней за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

Рассмотрев заявление и изучив материалы дела, коллегия судей пришла к выводу о наличии оснований, предусмотренных "статьей 304" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

В ходе проведения проверки расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за полугодие 2010 года, представленного институтом, фонд установил неуплату (неполную уплату) 505 369 рублей страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и 78 332 рублей страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

В связи с неисполнением обязанности по уплате указанных страховых взносов институту начислены пени за период с 01.04.2010 по 30.06.2010.

Поскольку требование от 13.10.2010 N 04800140040718 об уплате выявленной недоимки по страховым взносам и начисленных пеней в срок, установленный для добровольной уплаты указанных сумм, институтом не было выполнено, фонд обратился в суд за их взысканием.

Суды установили, что в период с 12.04.2010 по 14.04.2011 операции по расходованию денежных средств лицевого счета института были приостановлены Управлением Федерального казначейства по Иркутской области в связи с неисполнением требований исполнительных документов.

Исходя из положений "пункта 8 статьи 242.3" Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому органу Федерального казначейства предоставлено право приостанавливать осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника в случае неисполнения им в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства, суды пришли к выводу об отсутствии у института реальной возможности самостоятельно и своевременно погасить задолженность по уплате страховых взносов.

При указанных обстоятельствах суды признали необоснованным начисление институту пеней за весь период действия приостановления.

В соответствии с "частью 4 статьи 25" Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) не начисляются пени на сумму недоимки, которую плательщик страховых взносов не мог погасить в силу того, что по решению суда были приостановлены операции плательщика страховых взносов в банке или наложен арест на имущество плательщика страховых взносов. В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств.

Указанной правовой "нормой" только решение суда о приостановлении операций в банке или наложение ареста на имущество судом позволяет освободить плательщика страховых взносов от начисления пеней за несвоевременную уплату страховых взносов. Данный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

В материалах дела имеется письмо от 25.04.2011, которым Управление Федерального казначейства по Иркутской области предоставило сведения о приостановлении и возобновлении операций по расходованию денежных средств с лицевого счета института за период с 01.04.2010 по 14.04.2011.

Согласно указанным сведениям операции приостановлены в соответствии с "пунктом 8 статьи 242.3" Бюджетного кодекса Российской Федерации при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства, а также в соответствии с "пунктом 3 данной статьи" вследствие непредставления должником информации об источнике образования задолженности и КБК РФ, по которым должны быть произведены расходы по исполнительному документу.

Иных оснований для приостановления операций по расходованию денежных средств с лицевого счета института в материалах дела не содержится.

Из буквального толкования "части 4 статьи 25" Федерального закона N 212-ФЗ следует, что факт приостановления органом Федерального казначейства операций по расходованию денежных средств института не является обстоятельством, исключающим возможность начисления пеней за неисполнение обязательств по уплате страховых взносов.

Поскольку из имеющихся в материалах дела документов не следует, что операции приостанавливались по решению суда, основания для применения положений "части 4 статьи 25" Федерального закона N 212-ФЗ у судов отсутствовали.

Изучение судебной арбитражной практики показало, что единообразие в определении оснований для применения положений "части 4 статьи 25" Федерального закона N 212-ФЗ отсутствует.

Так, одни суды придерживаются позиции, что пени не начисляются только на сумму недоимки, которую плательщик страховых взносов не мог погасить в силу того, что именно по решению суда были приостановлены операции плательщика страховых взносов в банке или наложен арест на его имущество.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в "постановлении" от 08.11.2010 по делу N А56-921/2010 указал, что факт приостановления казначейством операций по расходованию денежных средств департамента не может служить основанием для применения "пункта 4 статьи 26" Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в данном "пункте" содержалось аналогичное условие о неначислении пеней), поскольку перечень лиц, правомочных приостанавливать операции по счетам, вследствие действий которых не начисляются пени, является исчерпывающим.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в "постановлении" от 14.06.2011 при рассмотрении дела N А24-4498/2010 сделал вывод о том, что основанием для неначисления пеней за период с 04.05.2010 по 04.10.2010 явилось бы наличие судебного решения о приостановлении операций плательщика страховых взносов в банке или наложение ареста на его имущество. Наличие решений налоговых органов о приостановлении операций по счетам в банке в соответствии с "частью 4 статьи 25" Федерального закона N 212-ФЗ не является основанием для освобождения плательщика от обязанности уплатить пени.

Другие суды полагают, что пени не начисляются в случае, если у плательщика страховых взносов отсутствовала возможность для погашения задолженности по страховым взносам. При этом допускают приостановление операций плательщика страховых взносов в банке или наложение ареста на его имущество иными органами, не поименованными в "части 4 статьи 25" Федерального закона N 212-ФЗ.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в "постановлении" от 25.01.2012 по делу N А60-15902/2011 указал на отсутствие у фонда правовых оснований для начисления пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, поскольку установил, что спорные пени начислены в период, когда органом Федерального казначейства были приостановлены операции плательщика страховых взносов по расходованию денежных средств. При этом исходил из того, что из содержания "пункта 8 статьи 242.3" Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что в случае приостановления осуществления операций на лицевых счетах органом Федерального казначейства расходование денежных средств на этих счетах производиться только по исполнению исполнительных документов.

При рассмотрении аналогичного дела Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в "постановлении" от 26.02.2008 по делу N А38-2730/2007-15-211 исследовал причину приостановления органом Федерального казначейства операций плательщика страховых взносов в банке. Установив, что эти действия были совершены казначейством по причине получения исполнительных документов, выданных в целях исполнения судебных актов о взыскании недоимки по страховым взносам, на которую начислены спорные пени, суд признал, что факт приостановления казначейством указанных операций не может служить основанием для освобождения плательщика страховых взносов от уплаты этих пеней. При этом исходил из того, что никаких препятствий к уплате задолженности по страховым взносам у плательщика страховых взносов не имелось.

Учитывая отсутствие единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, коллегия судей усматривает основания для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра принятого по делу судебного акта в порядке надзора.

Руководствуясь "статьями 299", "300", "304" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд

определил:

1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А19-6139/2011 Арбитражного суда Иркутской области для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Иркутской области от 11.05.2011, "постановления" Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2011 и "постановления" Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.09.2011.

2. Направить копии определения, заявления и прилагаемых к нему документов лицам, участвующим в деле.

3. Предложить лицам, участвующим в деле, представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзыв на заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора до 10 мая 2012 года.

Председательствующий судья

С.М.ПЕТРОВА

Судья

М.Г.ЗОРИНА

Судья

А.Г.ПЕРШУТОВ

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок