Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.10.2011 г. № А19-4028/2011

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.10.2011 г. № А19-4028/2011

Спорные суммы переплат должны учитываться ПФР при расчете пеней независимо от наличия либо отсутствия в управлении заявления об их зачете, поданного учреждением в порядке ст. 26 Федерального закона № 212-ФЗ, поскольку Пенсионный фонд при решении вопроса о начислении пени должен установить точную сумму недоимки, на которую будут начислены пени.

07.11.2011  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18.10.2011 г. № А19-4028/2011

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Первушиной М.А.,

судей: Парской Н.Н., Юдиной Н.М.,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Шелеховском районе Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 мая 2011 года по делу N А19-4028/2011 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 августа 2011 года по тому же делу (суд первой инстанции: Шульга Н.О.; суд апелляционной инстанции: Ячменев Г.Г., Рылов Д.Н., Ткаченко Э.В.),

установил:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Шелеховском районе Иркутской области (далее - Пенсионный фонд, управление) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке "статьи 49" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Отделу культуры Администрации Шелеховского муниципального района (далее - отдел культуры) о взыскании пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за первое полугодие и 9 месяцев 2010 года в сумме 85 рублей 14 копеек.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 17 мая 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 августа 2011 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, пенсионный фонд обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

По мнению заявителя кассационной жалобы, ссылка суда апелляционной инстанции на изменения, внесенные в "часть 6 статьи 26" Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ") является неправомерной, поскольку указанная норма вступила в действие с 1 января 2011 года и не может быть применена к спорным правоотношениям. Начисление пеней за несвоевременную уплату страховых взносов произведено правильно в соответствии с действующим законодательством, согласно периодам, указанным отделом культуры в платежных поручениях и поступивших заявлений о зачете излишне уплаченных сумм. Поскольку отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулируются только нормами Федерального "закона" N 212-ФЗ, то применение норм налогового законодательства необоснованно.

В отзыве на кассационную жалобу отдел культуры считает доводы изложенные в ней, несостоятельными, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, отзывы на кассационную жалобу не представили.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном "главой 35" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, отдел культуры является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.

При проверке представленных отделом культуры расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам на обязательное медицинское страхование за полугодие и 9 месяцев 2010 года пенсионным фондом выявлена неуплата (неполная уплата) отделом культуры в установленный законом срок страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 36 989 рублей и страховых взносов на обязательное медицинское страхование в общей сумме 4 494 рубля 5 копеек.

За несвоевременную уплату страховых взносов пенсионным фондом начислены пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 229 рублей 96 копеек и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в общей сумме 20 рублей 59 копеек.

В адрес отдела культуры управлением направлены требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 15.11.2010 N 04803340070256 и от 24.11.2010 N 04803340086954, в которых предложено уплатить начисленные пени по страховым взносам до 4 и 14 декабря 2010 года соответственно.

В связи с неуплатой в добровольном порядке пени, указанных в требованиях от 15.11.2010 N 04803340070256 и от 24.11.2010 N 04803340086954, пенсионный фонд обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с отдела культуры задолженности по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в общей сумме 250 рублей 55 копеек.

Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что поскольку у отдела культуры в период с 1 января по 30 сентября 2010 года имелись переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, которые не были учтены пенсионным фондом при начислении пеней, то взысканием пеней является неправомерным.

Четвертый арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.

В соответствии со "статьей 5" Федерального закона N 212-ФЗ учреждение является плательщиком страховых взносов, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

"Статьей 15" Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрен порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Отчетными периодами по страховым взносам в силу "пункта 2 статьи 10" Федерального закона N 212-ФЗ признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

Из материалов дела следует, что учреждение обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за полугодие и 9 месяцев 2010 года надлежащим образом не исполнило. Страховые взносы за указанные периоды уплачены учреждением с нарушением установленного срока. Данное обстоятельство плательщиком по существу не оспаривается.

Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями.

В силу "статьи 25" Федерального закона N 212-ФЗ пенями, признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.

В "постановлении" Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П указано, что пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства. Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, то есть представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога.

В "пункте 42" постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 указано, если в предыдущем периоде у налогоплательщика имелась переплата определенного налога, которая перекрывает или равна сумме того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же бюджет (внебюджетный фонд), и данная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу, то у налогоплательщика отсутствует задолженность перед бюджетом в части уплаты конкретного налога, а следовательно, на данную сумму налога пени начислению не подлежат.

Судами установлено, что в соответствии с представленными в материалы дела актами сверок расчетов по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за период с 01.01.2010 по 30.09.2010, у учреждения имелись переплаты по страховым взносам. Факт наличия у учреждения сумм излишне уплаченных страховых взносов в периодах начисления спорных пеней пенсионным фондом не оспаривается.

С учетом названных переплат учреждением представлен расчет пеней по страховым взносам за полугодие и 9 месяцев 2010 года, согласно которому сумма пеней за несвоевременную уплату страховых взносов за указанные периоды составляет на обязательное пенсионное страхование по страховой части пенсии - 9 620 рублей 53 копейки, 3 092 рубля 33 копейки, 5 789 рублей 33 копейки, 11 408 рублей 50 копеек, на обязательное пенсионное страхование по накопительной части пенсии - 3 314 рублей, 690 рублей, 2 049 рублей, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 495 рублей 50 копеек, на обязательное медицинское страхование в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 29 рублей, 352 рубля, 18 рублей, 1 514 рублей, в связи с чем фактически сумма начисленных пеней за несвоевременную уплату страховых взносов за 1 полугодие и 9 месяцев 2010 года должна составить в сумме 165 рублей 41 копейка.

Представленный расчет пеней проверен арбитражными судами и признан правильным.

Из материалов дела следует, что на дату рассмотрения настоящего дела сумма пеней в размере 165 рублей 41 копейка учреждением уплачена в полном объеме.

При таких обстоятельствах правомерным является вывод судов двух инстанций о том, что спорные суммы переплат должны учитываться Пенсионным фондом при расчете пеней независимо от наличия либо отсутствия в управлении заявления об их зачете, поданного учреждением в порядке "статьи 26" Федерального закона N 212-ФЗ, поскольку Пенсионный фонд при решении вопроса о начислении пени должен установить точную сумму недоимки на которую будут начислены пени.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании "пункта 1 части 1 статьи 287" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь "статьями 274", "286" - "289" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 мая 2011 года по делу N А19-4028/2011, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 5 августа 2011 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

М.А.ПЕРВУШИНА

Судьи:

Н.Н.ПАРСКАЯ

Н.М.ЮДИНА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Суфиянова Татьяна
Суфиянова Татьяна

Российский налоговый портал

Ошибки риэлтора могут помешать получению имущественного вычета

При совершении сделок при покупке или продаже жилья советую быть внимательным при подписании договора купли-продажи. В противном случае покупатель не сможет вернуть НДФЛ в полном размере.

24
Легкая судьба электронных документов в суде

Бухгалтерские документы отражают важную информацию о хозяйственной деятельности организации.