Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Определения / Определение КС РФ от 16 декабря 2010 г. N 1676-О-О

Определение КС РФ от 16 декабря 2010 г. N 1676-О-О

Такое правовое регулирование имеет целью обеспечить справедливое распределение средств Фонда социального страхования Российской Федерации, позволяющее самозанятым гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, получать пособие по беременности и родам в размере, сопоставимом с суммами уплачиваемых ими страховых взносов в данный Фонд (и учитывает размер подлежащей обложению страховыми взносами части совокупного заработка (дохода) женщины, имеющей статус индивидуального предпринимателя), не может рассматриваться как нарушающее конституционные права на государственную защиту материнства и детства и на социальное обеспечение для рождения и воспитания детей

17.02.2011  

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 декабря 2010 г. N 1676-О-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ

ГРАЖДАНКИ ДМИТРИЕВОЙ ЮЛИИ ГРИГОРЬЕВНЫ НА НАРУШЕНИЕ

ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ 2.1 СТАТЬИ 14 ФЕДЕРАЛЬНОГО

ЗАКОНА "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ

НА СЛУЧАЙ ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ

И В СВЯЗИ С МАТЕРИНСТВОМ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданки Ю.Г. Дмитриевой вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Ю.Г. Дмитриева, зарегистрированная с 22 апреля 2009 года в качестве индивидуального предпринимателя и добровольно вступившая в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, оспаривает конституционность части 2.1 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (введена Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ), закрепляющей, что застрахованным лицам, добровольно вступившим в указанные отношения, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.

По мнению заявительницы, оспариваемое законоположение нарушает ее конституционное право на социальное обеспечение и противоречит статьям 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку не предусматривает для индивидуальных предпринимателей, вступивших до 1 января 2010 года в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, при наступлении страхового случая после этой даты возможность учета в среднем заработке, исходя из которого исчисляется пособие по беременности и родам, всех выплат и вознаграждений в пользу данных лиц, как это предусмотрено для работников.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные Ю.Г. Дмитриевой материалы, не находит оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом (статья 39, часть 1). Вместе с тем определение оснований и организационно-правового механизма предоставления конкретных видов социального обеспечения относится к компетенции законодателя (статьи 39 (часть 2), 71 (пункт "в"), 72 (пункты "б", "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации), который вправе устанавливать условия и порядок назначения и исчисления пособия по беременности и родам, его размер.

Исполняя свою конституционную обязанность по социальной защите материнства и детства, государство гарантирует предоставление женщинам, вступившим в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в период, непосредственно предшествующий и непосредственно следующий за рождением ребенка (отпуск по беременности и родам), пособия по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (статья 3 и абзац второй статьи 6 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", пункт 2 части 1 статьи 1.4 и статья 2 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством").

К лицам, имеющим право на данное пособие, отнесены в том числе индивидуальные предприниматели, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации (части 3 и 4 статьи 2 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"),

С 1 января 2010 года законодателем введен новый порядок формирования средств на обязательное социальное страхование и осуществлен переход от уплаты страхователями единого социального налога (глава 24 Налогового кодекса Российской Федерации) к страховым взносам (Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования").

Учитывая, что индивидуальные предприниматели осуществляют предпринимательскую деятельность на свой риск, как это вытекает из положения статьи 2 ГК Российской Федерации, а следовательно, их доход не является постоянным и гарантированным в отличие от заработной платы работающих по трудовому договору, федеральный законодатель установил различный порядок исчисления страховых взносов для указанных категорий граждан. Так, лица, производящие выплаты в пользу физических лиц, к числу которых относятся работодатели, исчисляют страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации с учетом всех выплат и вознаграждений, начисляемых в пользу физических лиц по трудовым договорам, в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода (части 1 и 4 статьи 8 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"), тогда как лица, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, к числу которых отнесены и индивидуальные предприниматели, уплачивают страховые взносы исходя из стоимости страхового года, исчисленной с учетом минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года (части 2 и 3 статьи 4.5 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством").

Сохранив единую ставку пособия по беременности и родам в размере 100 процентов предшествующего среднего заработка для всех категорий застрахованных лиц, федеральный законодатель закрепил для исчисления этого пособия различный размер среднего заработка с учетом величин базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленных для лиц, производящих выплаты в пользу физических лиц, к числу которых отнесены работодатели, и для застрахованных лиц, добровольно вступивших в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (части 2 и 2.1 статьи 14 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством").

Такое правовое регулирование имеет целью обеспечить справедливое распределение средств Фонда социального страхования Российской Федерации, позволяющее самозанятым гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, получать пособие по беременности и родам в размере, сопоставимом с суммами уплачиваемых ими страховых взносов в данный Фонд (и учитывает размер подлежащей обложению страховыми взносами части совокупного заработка (дохода) женщины, имеющей статус индивидуального предпринимателя), не может рассматриваться как нарушающее конституционные права на государственную защиту материнства и детства и на социальное обеспечение для рождения и воспитания детей (статья 38, часть 1; статья 39, часть 1; статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации) и противоречащее конституционному принципу равенства (статья 19 Конституции Российской Федерации), а также согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, указавшего, что устанавливаемый федеральным законодателем правовой режим пособий по обязательному социальному страхованию должен быть основан на универсальных принципах справедливости, юридического равенства, сбалансированности прав и обязанностей (статья 6, часть 2; статья 19 Конституции Российской Федерации) и этим обусловлена недопустимость существенных диспропорций между платежами, которые вносятся в Фонд социального страхования Российской Федерации и из которых формируются его средства, и страховым обеспечением, выплачиваемым из этих средств (Постановления от 24 февраля 1998 года N 7-П, от 23 декабря 1999 года N 18-П и от 22 марта 2007 года N 4-П).

Таким образом, нет оснований полагать, что оспариваемым законоположением нарушаются конституционные права заявительницы.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Дмитриевой Юлии Григорьевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Легкая судьба электронных документов в суде

Бухгалтерские документы отражают важную информацию о хозяйственной деятельности организации.

Суфиянова Татьяна
Суфиянова Татьяна

Российский налоговый портал

Как открыть для себя «Личный кабинет налогоплательщика»?

Если у вас нет еще доступа в ваш «Личный кабинет», то советую сделать