Новости / Налогообложение / Судебная реформа снова остановилась
Судебная реформа снова остановилась
В системе общих судов строятся «Потемкинские деревни»
19.02.2010На рассмотрении Госдумы находится ряд внесенных Президентом законопроектов, которые призваны искоренить недостатки в системе «народных» судов. Речь, в частности идет, о законе о системе судов общей юрисдикции, а также законе, вносящим изменения в Гражданский процессуальный Кодекс.
Закон о системе судов общей юрисдикции призван заменить закон о судоустройстве, принятый еще в РСФСР. По сути, правда, они ничего не меняет. Разве что в новом законе не будет положения об обязательной силе разъяснений Пленума Верховного Суда.
Гораздо серьезнее дело обстоит с изменениями в ГПК. С 2012 года предлагается, что областные и равные им суды, в частности, Мосгорсуд, будут рассматривать жалобы на решения районных судов в апелляционном, а не кассационном порядке. Основное отличие заключается в том, что апелляция не может направить дело на новое рассмотрение в районный суд, а обязана вынести решение по существу дела.
Таким образом, ожидается, что дела перестанут гулять кругами между первой и второй инстанциями. Это нововведение должно сократить сроки рассмотрения дел, из-за нарушения которых граждане все чаще жалуются в Европейский суд по правам человека.
Однако, многие эксперты отмечают, что простая замена апелляции на кассацию ничего не даст: те же «тройки» судей будут штамповать решения нижестоящих судов как и раньше, но лишь под новой вывеской. Можно говорить даже о том, что теперь добиться отмены решения суда будет еще сложнее, поскольку теперь для этого будет нужно, чтобы судьи апелляционной инстанции захотели по-настоящему разобраться в деле. В нынешней же ситуации, когда в Мосгорсуде каждая жалоба рассматривается в течение 5 минут, а то и меньше, идея об апелляционной инстанции превратиться в формальность и фикцию.
Другие важные изменения затронут процедуру надзорного обжалования решений. Но и здесь по сути предлагается «надеть розовые очки» вместо реального изменения ситуации. Президиумы областных судов, которые сейчас рассматривают надзорные жалобы, с 2012 года буду рассматривать кассационные жалобы. Причем, порядок их рассмотрения вообще не изменится. Но не секрет, что надзорное производство в судах общей юрисдикции, которое еще в начале 2000-х являлось эффективным средством исправления судебных ошибок, де-факто за последние годы выродилось. Даже при вопиющих нарушениях закона добиться возбуждения надзорного производства практически невозможно, потому что в судах действует установка о механическом уменьшении числа рассматриваемых дел. Так, например, Президиум Тульского областного суда рассмотрел в первой половине 2009 года что-то около 30 дел, что составляет менее 1% тот всех поданных жалоб. Незаконность решений судов уже никого не волнует, главное – ее не замечать.
Наконец, единственной надзорной инстанцией останется лишь Президиум Верховного Суда. Однако этот судебный орган в настоящее время гражданских дел практически не рассматривает. Да и по тем делам, которые рассматриваются, решения в основном выносятся в пользу государства.



