 
                Налоги без границ
19.11.2013«РБК Daily»Не так давно в Москве был представлен налоговый план ОЭСР, направленный на ужесточение правил налогообложения прибыли международных корпораций. Согласно этому плану уже осенью 2014 года международные компании обяжут предоставлять полную отчетность о распределении объемов экономической деятельности, дохода и уплаченных налогов отдельно по каждой стране присутствия. Пока Россия еще не входит в состав ОЭСР, однако постепенно наша страна движется в этом направлении, и, возможно, к тому моменту, когда план вступит в силу, мы будем обязаны ему следовать.
Это ставит бизнес перед необходимостью организовывать учетные и налоговые процессы в контролируемых иностранных компаниях таким образом, чтобы быть готовыми, что называется, по щелчку, раскрывать требуемую налоговую информацию.
Для решения проблемы «технической» доступности информации и организации учетных процессов бизнесом давно уже используются Shared Service Centers (SSC) — учетные центры, которые создаются корпорациями, как правило, отдельно для российской и иностранной части бизнеса.
Помимо разработки самой концепции с выбором передаваемых функций и выбором страны/региона, для организации SSC необходимо решить множество юридических и налоговых вопросов, связанных с инкорпорацией отдельного иностранного юридического лица, переводом персонала и т.д. Соответственно, организация SSC — это решение для крупных корпораций, готовых инвестировать значительные средства и несущих больше социальной ответственности за своих сотрудников (сокращение штатов).
Кроме того, в SSC, как правило, передается прежде всего учетная функция — ежедневный процессинг операций и подготовка корпоративной отчетности. С налоговой же функцией не всегда все просто в силу серьезной национальной специфики. Хотя SSC может готовить базу для расчета налогов в каждой отдельной стране, саму налоговую отчетность по стандартам страны универсальным специалистам SSC будет сложно подготовить в силу отсутствия именно национальной налоговой экспертизы.
В такой ситуации компании, по сути, вынуждены работать в каждой конкретной стране с местными специалистами. Если это 2—3 страны, то такая схема работы не создает проблем, а если количество стран уже 10—20? В этом случае работа с отдельными, не связанными друг с другом местными провайдерами услуг никак не способствует стандартизации налоговых процессов, не гарантирует возможности оперативного предоставления информации в едином формате и не поможет в случае, если российские налоговые специалисты, как угрожает Минфин, все-таки будут выезжать на проверки в иностранные контролируемые компании.
Идея, как быть в таком случае, родилась на Западе и успешно реализуется международными гигантами в течение последнего десятилетия. Это аутсорсинг учетных функций множества иностранных компаний, расположенных в разных странах мира, одному провайдеру — тоже международной компании, имеющей офисы в тех же странах, где расположены иностранные компании клиента.
Ключевой компонент в такой схеме — работа с одной компанией-провайдером, которая, благодаря присутствию в различных странах мира, может обеспечить единый подход и стандартизацию процессов по всем компаниям вне зависимости от их географии. Другое преимущество привлечения единого провайдера — это то, что в классическом варианте его управляющий офис находится в том же городе (стране), что и штаб-квартира клиента.
Работая с провайдером услуг по глобальному аутсорсингу, компания, по сути, имеет тот же SSC, но, во-первых, он обходится зачастую значительно дешевле собственного SSC, и, во-вторых, дает возможность реализовать значительно больше функций, чем классический процессинговый центр.




