Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Бижанов Махач

Бижанов Махач


Работа: Юридическая фирма Legal Consulting Group

Должность: Управляющий Партнер

Новости / Мнения / Как исправить неточность при заполнении платежного поручения по налогу

Как исправить неточность при заполнении платежного поручения по налогу

Только два вида ошибок при заполнении платежного поручения не подлежат уточнению. Это неправильное указание номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя.

09.11.2011Российский налоговый портал

Порядок оформления платежных документов на перечисление налоговых платежей предусмотрен Приказом Минфина от 24 ноября 2004 г. № 106н (в ред. от 30 декабря 2010 г. № 197н) «Об утверждении правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации» (далее – Правила). Согласно приложениям 1, 2 и 5 Правил налогоплательщики, помимо своих персональных данных, должны заполнить более десятка обязательных значений, как ИНН, КПП, ОКАТО, КБК, идентифицирующих плательщика и получателя средств. Естественно, при таком довольно сложном оформлении, вероятность допущения ошибки в документе на перевод налоговых средств достаточно велика. Неточность, которую случайно допустил бухгалтер при заполнении платежного поручения на уплату того или иного налога, как правило, грозит организации возникновением недоимки и необходимостью уплаты пеней.

С 1 января 2007 года действует новая редакция ст. 45 НК РФ, введенная п. 25 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 137-ФЗ, устанавливающая порядок исполнения обязанности по уплате налогов или сборов. Пункт 7 ст. 45 НК РФ предоставляет налогоплательщику право при обнаружении ошибки в реквизитах поручения на перечисление налогов подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке и уточнить платеж.

При этом исправлению подлежат ошибки, допущенные в следующих полях платёжного поручения: основание, тип, принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика. Неверное указание таких реквизитов не влечет за собой неуплату налога, потому что налог все же попадает в бюджет. В такой ситуации необходимо подать в инспекцию заявление в свободной форме об уточнении платежа, приложив к нему документы, подтверждающие перечисление налога в бюджет (платежное поручение и выписку с расчетного счета с банковскими отметками). Налоговики сами вправе запросить у банка копии платежных поручений, а тот, получив требование, обязан выдать их в течение пяти дней (абз. 4 п. 7 ст. 45 НК РФ). Помимо этого при необходимости банк должен представлять документы, подтверждающие списание со счетов налогоплательщика (налогового агента) и с корреспондентских счетов налогов, сборов, пеней, штрафов, а также перечисление этих сумм в бюджет (пп. 10 п. 1 ст. 31 НК РФ).

С 01.01.2007 г. измененная ст. 45 НК РФ позволяет избежать взыскания пеней в случае обнаружения налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей его неперечисления в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. Если по результатам рассмотрения заявления об исправлении ошибки налогоплательщику будет отказано в уточнении платежа, налогоплательщик вправе обжаловать решение налогового органа в порядке Раздела VII НК РФ. Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд (статьи 137 и 138 НК РФ).

В соответствии с нормами Налогового кодекса, только два вида ошибок при заполнении платежного поручения не подлежат уточнению. Это неправильное указание номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя. Обязанность по уплате налога при таких ошибках будет считаться неисполненной (под. 4 п.4 ст. 45 НК РФ), да и вернуть перечисленные суммы затруднительно. В этом случае организации необходимо повторно перечислить суммы налога по правильным реквизитам, а также при необходимости выплатить пени. Далее попытаться вернуть неправильно перечисленные суммы налога и подавать заявление о зачете переплаты. И вот здесь возникает основная проблема.

Приказом Минфина РФ от 05.09.08 № 92н «Об утверждении порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» (далее – Порядок) с 1 января 2009 года действует новый порядок возврата ошибочно уплаченных платежей в бюджет.

В соответствии с этим Порядком Федеральным казначейством в реестре невыясненных поступлений учитываются платежи (п. 13 приказа Минфина РФ от 05.09. 2008 г. № 92н), к которым относятся:

– поступления в бюджеты, не подлежащие в соответствии с бюджетным законодательством РФ зачислению на счет органа Федерального казначейства;

– платежи, ошибочно перечисленные плательщиками на счет органа Федерального казначейства, предназначенные для уплаты на соответствующий счет другого органа Федерального казначейства;

– поступления, по которым отсутствуют расчетные документы (неполный объем расчетных документов банка, платежных ордеров банка о частичной оплате инкассовых поручений);

– поступления по расчетным документам, в которых указаны значения «ИНН» и «КПП» получателя и (или) код бюджетной классификации и (или) код ОКАТО по поступлениям, полностью или частично зачисляемым в местный бюджет, не соответствующие требованиям, установленным законодательством РФ, субъектов РФ и (или) муниципальными правовыми актами поступления, по расчетным документам в которых в текстовом поле «Назначение платежа» не имеется оснований для отнесения такого платежа к налогам, сборам и иным платежам, подлежащим перечислению в бюджет.

Исходя из пункта 12 раздела III Порядка, органы Федерального казначейства по месту зачисления платежа осуществляется возврат ошибочно перечисленных денежных средств, предназначенных для уплаты на соответствующий счет органа Федерального казначейства другого субъекта РФ, только при условии, что на территории региона по месту зачисления платежа отсутствует другой администратор, подведомственный тому же главному администратору.

Ссылаясь на данный пункт, управления Федерального казначейства по субъектам РФ не осуществляют возврат средств, так как на территории каждого региона Российской Федерации имеются подведомственные ФНС России администраторы доходов (налоговые органы).

ФНС России письмами от 28.01.2011 № ЗН-11-1/1113 и от 12.09.2011 г. № ЗН-4-1/14772 разъяснено, что для случаев, когда налогоплательщик указал в платежном документе реквизиты органа Федерального казначейства другого субъекта РФ, процедура возврата денежных средств органом Федерального казначейства, на счет которого ошибочно перечислен налоговый платеж, не регламентирована.

В случае неправильного указания налогоплательщиком в платежном документе реквизитов органа Федерального казначейства обязанность по уплате налога считается неисполненной.

Налоговым органом в этом случае также не может быть принято решение об уточнении платежа, поскольку на основании п. 7 ст. 45 НК РФ такое решение может быть принято при условии зачисления платежа на соответствующий счет Федерального казначейства. Одновременно указанными письмами отмечено, что порядок возврата ошибочно перечисленных средств налога разрабатывается.

Следует отметить, что запрета на возврат ошибочно перечисленных средств ни приказами МФ и ФНС России, ни бюджетным законодательством не предусмотрено.

Арбитражные суды при рассмотрении вопроса о правомерности привлечения к налоговой ответственности налогоплательщика налоговыми органами (в части уплаты недоимки по налогу, пени и соответствующих налоговых санкций или отдельных этих составляющих) в большинстве своем отрицательно относятся к предложениям налоговиков.

Так, в случаях, перечисленных по неправильному КБК сумм, компания вправе потребовать зачета ошибочно перечисленной суммы в счет платежа, который она собиралась перечислить первоначально, и штрафовать ее за неуплату налога нельзя (см., например, постановления федеральных арбитражных судов Дальневосточного округа от 27.02.2008 г. № Ф03-А73/07-2/6284, Московского округа от 05.10.2007 г. № КА-А40/10331-07).

Как подчеркнул ФАС Московского округа (Постановление ФАС Московского округа от 26.08.2011 г. № КА-А40/9575-1) отсутствие регламентированного порядка возврата платежей, ошибочно поступивших на счет органа Федерального казначейства и предназначенных для уплаты на соответствующий счет другого органа Федерального казначейства, не является препятствием для удовлетворения требований налогоплательщика. Налогоплательщику нужно обратиться с заявлением на возврат в УФНС того региона, куда ошибочная сумма налога была зачислена. В течение месяца средства обязаны вернуть.

Таким образом, арбитражная практика подтверждает, что утверждения официального администратора всех налоговых платежей о необходимости специального порядка для возврата ошибочно зачисленных средств необоснованны. Тем не менее, пока такой порядок не разработан, доказывать неправомерность налоговых органов придется, скорее всего, в суде.

Разместить:
Налогоплательщиков беспокоит нестабильность налоговой политики

Налоговая политика в РФ строится на ярко выраженной регрессивности налогообложения

Дискуссия о введении безотзывных вкладов тянется уже почти пять лет

Главным фактором увеличения срока вкладов является прежде всего стабильная ситуация в экономике страны, развитая финансовая система

Замена НДС налогом с продаж: мы рискуем

Реальнее провести необходимые законодательные и инструктивные усовершенствования для исправления  недостатков НДС

Gaf
11 ноября 2011 г. в 14:43

интересная новость спасибо http://stroj-blog.com.ua

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Легкая судьба электронных документов в суде

Бухгалтерские документы отражают важную информацию о хозяйственной деятельности организации.

Татьяна Суфиянова

Российский налоговый портал

Как открыть для себя «Личный кабинет налогоплательщика»?

Если у вас нет еще доступа в ваш «Личный кабинет», то советую сделать